Давно хотела послушать «Кофейную кантату», знаю, что в «Геликоне» она идет даже в форме постановки, где солисты во время исполнения готовят напиток, а зрители сидят за столиками с чашечкой кофе.
Однако формат «перевернутого» концерта в «Новой опере» с исполнением не только КК, но и других произведений Баха меня привлек больше, ибо знала, что знаменитая ода к кофе достаточно небольшая, а хочется чтобы душа совершила побольше движений - свернулась/развернулась и прочее.
Перевернутый концерт – по сути камерное событие: на сцене ставят несколько зрительских рядов в непосредственно близости от исполнителей.
Вот всем хороши оркестранты «Новой оперы» и, возможно, приглашенные солисты, составившие ансамбли для исполнения баховской музыки в тот вечер! Только сам театр, который я очень уважаю и люблю, всегда немного странно относится к исполнителям и событиям. Нет даже минимального конферанса, даже голоса за кадром, который представит музыкантов и назовет произведения. Я в курсе, что у них существует образовательный лекторий, который работает чаще всего перед крупными событиями – премьерами, фестивальными выступлениями, популярными операми и.т.д, но почему-то в рутинном режиме обозначить происходящее на сцене для них затруднительно.
Да, конечно, можно заморочиться – и купить программку, но когда это единственный выход из положения – как-то обидно. Более того, «Новая опера» почему-то не сохраняет составы исполнителей прошедших спектаклей, концертов в то время, как другие ведущие музыкальные театры дают возможность работы с подобным «архивом».
Почему я в статье о концерте к дню рождения Баха уделяю этому так много времени? Да потому что не могу даже назвать имен музыкантов, которые в тот вечер профессионально и с большим чувством дарили нам радость встречи с великой музыкой.
Придется благодарить «вслепую» всех тех, кто аккомпанировал солистам «Кофейной кантаты», играл « Бранденбургский концерт №4», концерт для скрипки и гобоя до-минор (хотя имя гобоиста мне подсказали – Эмиль Мирославский) и сюиту для оркестра №2 си минор.
Ведущий скрипач и клавесинистка покорили не только отличной игрой, но и искренним упоением, которое читалось в каждом движении, в мимике этих музыкантов. Понравилась так же флейтистка , игравшая в «Кофейной кантате».
Флейтист, солировавший в Сюите был строг, серьезен, однако в его игре была удивительная легкость. Именно в этом произведении «спрятана» знаменитая «Шутка», честно, раньше и не знала, что это часть целого, а не самостоятельная единица. Поскольку концерт был 1 апреля, «Шутку» сыграли и на бис, наверное, это – единственная шутка, которая ничего не теряет от повторов.
Вообще из всего, что играли в этот вечер, раньше я слышала только концерт для гобоя и скрипки, он мне очень нравится. Много раз говорила, что для меня не весь Бах одинаково понятен, но тем и полезен. В некоторых случаях это как спорт, только для ума и слуха: позанимался – и перезагрузился, почувствовал какие-то мышцы, которые не чувствуешь обычно.
Ну а «Кофейная кантата» - совершенно прелестная вещица! Одна из немногих светских кантат композитора была написана в своего рода рекламных целях.
В 1729 году Бах возглавил Музыкальное общество Collegium Musicum при Лейпцигском университете. Концерты проходили раз в неделю в залах городских кофеен, чаще всего – в кофейне Циммермана.
По заказу владельца Бах иногда сочинял музыку, в частности – эту кантату. Как раз в конце 20-х годов в Германию пришла мода на кофе, но приживался напиток не сразу, пиво для немцев все же было куда привлекательнее.
Большинство певцов «Новой оперы» я могу распознать без программки, поэтому по «Кофейной кантате» комментарии будут более конкретными. :)
Ее основной смысл – в противостоянии юной девушки Лизхен (О. Терентьева), которая обожает кофе и ее отца Шлендриана (Б. Жуков), который это увлечение совсем не одобряет. Старый ворчун устраивает дочери целый парад запретов: грозится не разрешать ей гулять, даже смотреть в окно, отказывается от покупки нарядов и украшений, но на все это девушка согласна - лишь бы ей дали возможность наслаждаться любимым напитком. И только когда отец пригрозил Лизхен оставить ее без жениха, она притворно соглашается на отказ от кофе, однако параллельно распространяет среди соседей и знакомых информацию о том, что свататься к ней может только человек, любящий кофе или хотя бы не мешающий будущей жене наслаждаться его вкусом.
Еще в кантате принимает участие Рассказчик (А. Татаринцев), который поет небольшое вступление, в финале обозначает коварный план Лизхен по поиску исключительно кофе-лояльного мужа и поет в терцете с двумя другими участниками о том, что, похоже, нет никакого смысла запрещать этот напиток.
Все трое были очень хороши: голос Ольга Терентьевой был живой, с верно расставленными эмоциональными акцентами – и упрямство, и игривость, и увлеченность. Борис Жуков молод, но его бас достойно передал эмоции ворчуна-отца, и, конечно, очень жаль, что у Алексея Татаринцева была такая небольшая партия, не раз признавалась в большой симпатии к его тембру голоса.
Маленький элемент театрализации заключался в том, что в определенный момент тот самый ведущий скрипач принес Лизхен кофе в современном стаканчике на вынос.
Надо сказать, что опять же без титров или программки было сложновато понять все тонкости текста, но и в этом была своя прелесть. Можно было запросто представить, что слушаешь «Кофейную кантату», как и весь концерт, где-то, к примеру, в Германии, в аутентичной среде и улавливаешь как раз то, что не требует перевода, объяснения – все эмоции от музыки и исполнения лишены какой бы то ни было информационной нагрузки. По сути знакомыми в тексте были лишь слова «кофе»,» мускатное вино», «дорогой отец» и ряд других по мелочи типа «кошки-мышки».
В целом получился приятный, скромный и душевный баховский вечер за что «Новой опере» большое спасибо.