Найти в Дзене
Просвет-сообщество

Религиозное просвещение кадетов невозможно без жизни со Христом

Оглавление

из архива статей Злобина Максима

Фото с сайта Православие pravoslavie.ru
Фото с сайта Православие pravoslavie.ru

В современном российском обществе проблема религиозного морально-нравственного воспитания подрастающего поколения стоит достаточно остро. Сегодня мы все говорим о том, что это нужно делать, но мало кто из нас знает, как это делать. Хотелось в этой небольшой статье сказать больше не о конкретных программных и методических вопросах, а об одном принципиальном моменте, без которого невозможно религиозное воспитание вообще.

Программы и методики обучения

Вспоминается недавний разговор с однокашником по Царицынскому Православному Университету, преподающим не первый год «Основы православной культуры» детям. На вопрос: «Какой программой и методикой ты пользуешься?» он ответил, что, по его мнению, ни одна программа и основанная на ней методика в целом ни подходят для практического применения и поэтому всякий раз приходится выкручиваться самому, чтобы как-то мотивировать детей на общение, установить с ними контакт. Мне ничего не оставалось, как согласиться с этим мнением более опытного в педагогическом плане человека. В самом деле: несмотря на то, что мой стаж общения с кадетами Казачьего Корпуса им. Недорубова составляет менее года, однако за это время успел убедиться, что чёткой, детальной и полной программы, а также раз и навсегда определенных методик для разговора с детьми на сокровенную тему о Боге не существует, да и быть не может. Ведь вера – дело интимное, личное. Кто-то из ребят верит, а кто-то нет. И заставить верить невозможно. Можно только подвигнуть к этому, помочь ребёнку осознать насущную необходимость выбора, но в любом случае своё последнее слово он должен сделать сам.

Так что же, скажут некоторые, каждый из учителей должен сам решать, что говорить и как говорить детям? Но и с этим однозначно согласиться нельзя. И дело вот в чём. В процессе преподавания «Основ православной культуры» дети в любом случае сталкиваются с Тем, Кем сотворён наш мир. Он, через Евангелие и писания Святых Отцов вот уже много веков говорит нам чему и как нужно учить людей (в нашем случае детей). У Него мы, без сомнения, найдём ответы на все наши вопросы. Конечно же, речь идёт о Господе нашем Иисусе Христе.

Участие Бога в нашей жизни и в нашем служении

Веришь ты в Бога или нет, но хотя бы раз в жизни ты сталкиваешься с Его присутствием в этом мире, с ощущением того, что ты ни один и что на тебя смотрит Он, одобряя твои поступки или укоряя тебя в них. Каждый из нас слышит Его голос с помощью совести и может ощущать Божие присутствие в особо важных жизненных ситуациях. Просто человек верующий в Бога старается развивать чувствительность совести, чтобы лучше знать, что является угодным Богу, а что нет, атеист же, в свою очередь, всячески подавляет свою совесть, делая её недеятельной и мёртвой. В этой связи вспоминается рассказ известного атеиста, основателя экзистенционализма Жан-Поль Сартра, который так описал свой первый и последний опыт ощущения Божьего присутствия. Маленький Жан-Поль решил пошалить со спичками, и это закончилось тем, что он еле-еле сумел потушить разгоравшийся пожар. И вот тут у него возникло острейшее ощущение, что Бог смотрит на него. Но он вместо того, чтобы осознать всё дурноту своего поступка начал обвинять Бога во вмешательстве в свою личную жизнь и разразился... богохульствами. С тех пор ощущения Божьего присутствия, по его словам, больше не беспокоили его, да он, судя по всему, в них и не нуждался. Он выбрал свой путь в жизни, и те, кто хоть немного знаком с его творчеством не могут не почувствовать тошноту (один из его романов так и называется – «Тошнота»!), дикое отчаяние и жестокое эгоистическое обособление, которыми оно пронизано. Все это ощущения человека, живущего только для себя, а не для Бога и ближних.

Основная цель преподавания "Основ православной культуры"

Но для нас, православных все намного проще и светлее, так как ответы на многие вопросы мы можем почерпнуть из творчества наших Святых Отцов, живших в согласии с Богом и Его волей. И мы можем однозначно сказать, основной, что целью всякого преподавателя «Основ православной культуры» должно быть - связать ребёнка с Богом, помочь ему установить контакт со своим Создателем и Спасителем. Причем, не просто рассказав ему о Нем. Теория без практики ничто и мы это прекрасно знаем. Преподаватель должен помочь маленькому человеку почувствовать Бога в своей душе, в своем сердце с помощью инструмента, который у детей пока ещё не мертв – с помощью совести. И самыми главными средствами пробуждения совести, как известно из православного Предания, являются молитва, исполнение Божьих заповедей и участие в Таинствах Церкви, главными из которых для крещёных людей являются Исповедь и Причастие. Эти три главных принципа:

1) молитва, как обращение к Богу и разговор с Ним;

2) практическое исполнение заповедей Божьих, как выражение нашего чувства преданности и доверия к Нему;

3) участие в Таинствах Исповеди и Причастия, как выражение осознания нашей нравственной несостоятельности и греховности, а также понимания необходимости в помощи Божественной благодати нам на пути духовного совершенствования, должны стать краеугольными камнями любой программы религиозного просвещения детей и в частности кадетов.

Без этих практических действий: без молитвы, совершаемой как индивидуально, так и совместно; без исполнения заповедей; без участия в Исповеди и без Причащения, сугубо теоретические религиозные знания будут представлять собой лишь кучу информации, скопившейся в мозгу ребенка, с которой он сначала не будет знать, что делать, а потом просто выбросит из себя за ненадобностью.

Итог обучения

Итак, ребенок должен найти связь с Богом, ощутить Его реальное присутствие в своей жизни, почувствовать всю радость этой жизни в согласии с Ним. А это невозможно сделать без молитвы, соблюдения заповедей и участия в церковных Таинствах.

Ну а главная и единственно универсальная методика общения с детьми - это ЛЮБОВЬ. Да, любовь. Так просто и так сложно. Учитель должен говорить с детьми о Боге на том языке, на котором разговаривает Он Сам – на языке любви. Тогда детям будет легче полюбить учителя, а через него и Самого Бога. Ведь мы помним, что говорит ап. Иоанн Богослов: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?».

Поэтому будем, мы учителя, с помощью своей любви к Богу и к людям, учить детей любить Христа и наших ближних, ибо если мы сами этого не имеем, то чему тогда мы можем их научить?

Автор статьи: Максим Анатольевич Злобин (#МаксимЗлобин), православный христианский миссионер, публицист, выпускник аспирантуры Московской духовной академии.

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш канал "Просвет-сообщество"!

На канале много интересного и полезного для души!

С любовью к Вам, канал Просвет-сообщество! Любите друг друга!

#Кадетство #Кадеты #Обучение #Педагогика #ЦелиОбразования #ПросветСообщество

Возможно Вам будет интересно: