Меня часто спрашивают, можно ли этого художника считать импрессионистом.
Давайте разбираться. Конечно, на конкретных примерах.
Вот, казалось бы, очевидный импрессионизм. «Берёзовая роща» Левитана.
Свет на этой картине чувствует себя свободно, ложась множеством бликов на траву и деревья.
Фокус направлен вниз, на траву. Поэтому деревья не поместились полностью. И художник «обрубает» их рамой. А небо и вовсе не нашло себе здесь места.
В буквальном смысле у Левитана приземлённый взгляд на пространство. Поэтому его природа выглядит повседневной. Ею хочется любоваться каждый день. В ней нет торжественности классицизма. Она приносит лишь простую радость.
Это очень похоже на пейзажи французских импрессионистов, которые изображали красоту повседневной природы.
Но, несмотря на сходство, в одном Левитан сильно от них отличается.
Кажется, что он написал этот пейзаж быстро, как это и принято у импрессионистов. За 30-60 минут, пока солнце вовсю играет в листве.
На самом деле, художник долго создавал эту картину.
Четыре года!
Начал он работу в 1885 году, в районе Истры и Нового Иерусалима. А закончил в 1889, уже в Плёсе, в берёзовой роще на окраине городка.
И это удивительно, что написанная в разных местах с таким длительным перерывом, картина не потеряла ощущения момента «здесь и сейчас».
Но технически работа выполнена не как импрессионистическая.
А теперь давайте посмотрим на знаменитую «Золотую осень».
На первый взгляд, в ней тоже много импрессионистического.
Кто проходил мой «Дневник импрессионизма» (сейчас снят с продажи), точно увидит такой атом, как «Широкие пастозные мазки».
Ведь в самом деле, мы видим очень яркие жёлтые сгустки краски на берёзах слева. Особенно это видно вживую, что на поверхности картины эти мазки рельефные!
Очень же похоже на импрессионизм, верно?
Но обратите внимание на тени.
Очевидно, что солнце находится где-то слева и довольно низко.
Отчего же так «зажглась» листва на этих берёзах?
Такой световой эффект возможен, если бы солнце светило на них справа. При этом оно должно быть выше, а значит ярче.
То есть Левитану, на самом деле, не так важна реалистичность света. Ему был важен декоративный эффект в виде яркого пятна на переднем плане.
Импрессионисты же в первую очередь передают РЕАЛЬНЫЕ световые эффекты, которые они ловят на пленэре «здесь и сейчас». А в случае «Золотой осени» о такой охоте за светом речь не идёт.
***
Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.
Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: