Найти в Дзене
Книжный червь

Нет Мастеру покоя. Когда же улягутся страсти?

Наверное, многие помнят это изображение, которое сразу же отсылает к "Мастеру и Маргарите" М. Булгакова. Именно такое издание было у всех, кто учился со мной в школе. И вряд ли я тогда поняла смысл, но роман мне очень понравился за фантастическую его составляющую. Да и история Иешуа меня задела, ведь библию я читала с бабушкой, когда мне было 12-15 лет. Хоть я и убеждённый атеист, библейские сюжеты мне близки: я воспринимаю их как поучительные истории, каковыми они, по сути, и являются. С тех пор я перечитывала роман много раз, и каждый раз открывала для себя новые смыслы. Все знают, что многострадальный роман Булгакова пережил цензуру, запреты и религиозные гонения. Есть в этом какая-то мистика или нет, но судьба книги удивительным образом перекликается с её сюжетом. 😅 И вот роман снова в центре скандала. Подробности можно прочитать в статье Интерфакса https://www.interfax.ru/culture/1021651, но если кратко — всё опять упирается в авторские права. Казалось бы, Михаил Афанасьевич ум
Изображение на обложке издания 1989 года
Изображение на обложке издания 1989 года

Наверное, многие помнят это изображение, которое сразу же отсылает к "Мастеру и Маргарите" М. Булгакова. Именно такое издание было у всех, кто учился со мной в школе.

И вряд ли я тогда поняла смысл, но роман мне очень понравился за фантастическую его составляющую. Да и история Иешуа меня задела, ведь библию я читала с бабушкой, когда мне было 12-15 лет. Хоть я и убеждённый атеист, библейские сюжеты мне близки: я воспринимаю их как поучительные истории, каковыми они, по сути, и являются. С тех пор я перечитывала роман много раз, и каждый раз открывала для себя новые смыслы.

Все знают, что многострадальный роман Булгакова пережил цензуру, запреты и религиозные гонения. Есть в этом какая-то мистика или нет, но судьба книги удивительным образом перекликается с её сюжетом. 😅

И вот роман снова в центре скандала. Подробности можно прочитать в статье Интерфакса https://www.interfax.ru/culture/1021651, но если кратко — всё опять упирается в авторские права. Казалось бы, Михаил Афанасьевич умер в 1940 году, а вокруг его главного произведения до сих пор продолжается "дьявольская пляска".

Казус в том, что опубликовано произведение было только в 1967 году. После многочисленных изменений в законодательстве ситуация с правами окончательно запуталась.

Сейчас авторское право распространяется на произведения в течение 70 лет после смерти автора или после первой публикации. Наследники автора настаивают на том, что права на произведение распространяются до 2037 года. И это несмотря на то, что по действующему в 1956 году законодательству, роман уже тогда перешёл в статус общественного достояния.

"Рукописи не горят"? И только ли "квартирный вопрос" испортил людей?

Безусловно, автор заслуживает вознаграждения за свой труд. Написать книгу — титаническая работа. Вот только сам Булгаков не получил за неё ничего, а деньги получают те, кто не написал ни строчки. Именно они сейчас решают, кто может экранизировать роман или записать аудиокнигу. И вряд ли здесь решает талант режиссёра или актёра — скорее (и это моё субъективное суждение) всё сводится к вопросу: "Достаточно ли заплатили?"

Я не берусь судить, кто прав в этом споре. Это всего лишь моё скромное мнение. Но мне кажется, современное законодательство не совсем справедливо по отношению к авторскому труду. Благодаря жадности наследников произведение может быть "похоронено" — хотя "Мастеру и Маргарите", к счастью, это не грозит. Всё же 50 лет после смерти автора — достаточный срок для получения прибыли, а 70 лет — это уже слишком.

Грустно от этой истории. Дайте же, наконец, Мастеру его заслуженного покоя!

Как по-вашему, когда произведение должно становиться "общественным достоянием"?

Ваш "Книжный Червь" 🐛
Ольга Владимирова.