Несмотря на то, что данная история не касается напрямую тематики канала, но раз уж взялись за «Дугласы», закончим и не оставим без внимания самую известную «боевую Дакоту» всех времён и народов. Изначально абсолютно мирная машина стала родоначальником целого направления вооружённых средств борьбы, на английском языке именуемых «Gunship», а на великом и могучем, от банального «штурмовика» и вплоть до «воздушного линкора». Феномен был чисто американским, нишевым и больше соотносился с силами специальных операций и их посильной борьбой с партизанами.
Хотя отработка «технологии» проводилась на транспортнике Convair C-131, основой первой программы «Пушечных Кораблей» (Project Gunship I) были выбраны формально антикварные, но имеющиеся в наличии и доступные Douglas C-47, возраст которых как правило превышал двадцать лет (тут как раз самое время снять шляпу перед легендарной надёжностью и долговечностью машины). На картинке (боксарт от «Revell» в масштабе 1/48) в 1968 году геройствует AC-47D из третьей эскадрильи 14-го авиакрыла специальных операций. Борт был переоборудован в «Ганшип» в 1966 году, сразу же отправлен во Вьетнам, а летом 1969 года передан в ВВС Южного Вьетнама.
Креативная идея установки стрелкового вооружения перпендикулярно направлению полёта ЛА, в бортах самолета, появилась в середине 20-х годов, периодически всплывала во время ВМВ и, несмотря на очевидные плюсы (возможность длительного огневого воздействия на цель с самолета, кружащегося над последней), была признана чудачеством, соответственно толком не реализовывалась. О «Чудачинке» (т.н. lateral fire) вспомнили в начале 60-х, во времена активной партизанской войны в Южном Вьетнаме и всё-таки решили попробовать. Суд да дело, но облетали вооружённую необычным образом «летающую лабораторию» C-131 только августе 1964 года, в сентябре дело дошло до переделки в США C-47, а к 11 декабря, на вьетнамской авиабазе Бьенхоа был переоборудован в «ганшип» первый C-47D (с/н 43-48579).
Тот самый первенец, даже не условно «серийный», а доработанный едва ли не в поле FC-47D, впоследствии получивший имя собственное «Puff» из американской песенки про волшебного дракона, извергающего огонь (в нашем случае огонь, это эффектные следы трассеров). В грузовой отсек транспортника устанавливались три контейнера пулемётных установок SUU-11A/A, смотревших на враждебный мир через грузовую дверь по левому борту, и ближайшие к ней два окошка. Само устройство представляло собой фактически 7.62-мм шестиствольный гатлинг-пулемёт General Electric GAU-2 «Minigan» с вращающимся блоком стволов и бешеной скорострельностью (до 6000 выстрелов в минуту).
Джентльменский набор перспективного «борцуна с Вьетконгом» так же включал запас из 24000 патронов, трех мужиков, следящих за состоянием пулемётов, навигационную систему TACAN, радиостанции различных диапазонов и, как и на прототипе, полное отсутствие какой-либо брони с пассивной защитой. О последнем «позорном недуге» не очень переживали (а зря): основным предназначением новинки числилась задача защиты передовых баз и опорных пунктов Южного Вьетнама от атак партизан, у которых наличия сколько-нибудь серьёзных средств ПВО не ожидалось. Вышеупомянутые атаки проводились преимущественно в тёмное время суток, соответственно спец-штурмовик, получивший изначально кодировку FC-47 (буква «F» (Fighter) - истребитель), сменённую летом 65-го на AC-47 (буква «А» - штурмовик), должен был стать «ночной птичкой», хотя из ночного спец-оборудования было только 45 «осветительных зарядов» Мк.24 (т.н. «Flare») в 200000 свечей каждый.
Главный калибр FC/AC-47D «Спуки», пулеметные установки (на верхнем фото поздний вариант, компактный MXU-470/A «Minigun», созданный специально для «Ганшипов»). Опытным путём была установлена оптимальная длительность стрельбы (3 секунды): если время очереди было меньше – пулемёт могло заклинить, если дольше – жди перегрева блока стволов. Было и устройство прицеливания: возле боковой панели остекления места пилота разместили прицел Mk.20 Mark 4 от Douglas A-1, хотя на практике огонь открывался «на глазок», когда цель оказывалась между коком винта и верхней частью капота двигателя. Стрелок, он же КВС, мог вести огонь как из одного, так сразу и из трёх пулемётов (18000 «огурцов» за минуту, между прочим).
Несомненным плюсом такого «ударного комплекса» было значительное время патрулирования (более четырёх часов), то есть возможность «штурмовика» длительное время находиться в предполагаемом районе возможной атаки партизан и, несмотря на тихоходность «Дугласа», фактическое малое время реакции. На практике атака выглядела примерно так: самолет на высоте около 900 м и скорости 220 км/ч ложился в широкий вираж вокруг цели. Расположение цели как правило указывали с земли (если что, на борту присутствовал чел со знанием вьетнамского языка) и начиналась «шинкование редисок»: один трехсекундный полный залп накрывал по площади футбольное поле.
Слева вверху, прицел Mk. 20 в кабине пилота, справа - осветительный заряд (который flare). Внизу: результат действия пары таких сброшенных «светильников».
К 15 декабря 64-го успели ввести в строй второй, переоборудованный на месте FC-47D и к концу декабря пошла жара. В ночь с 23 на 24 декабря находящийся на патрулировании одиночный «Ганшип» помог отстоять два опорных пункта (этакие местные укреплённые деревеньки) в дельте Меконга, которые разделяло более 30 км: «правильные вьетнамцы», до этого не сталкивавшиеся с такими чудесами, сочли за благо отступить. Все шестнадцать операций нового «Вундерваффе» декабря 64-го были признаны успешными, ни один южновьетнамский «опорник», в защите которого участвовали «огнедышащие Дугласы», потерян не был и командование возжелало всей душой подобных самолётов. Быстро и много. Что касается «много», то в США была запущена срочная заводская переделка ничего не подозревающих «Дакот» в «пулемётные Страшилища», позволившая к концу 1965 года поставить ВВС двадцать шесть АС-47D. А вот с «быстро» получилось неоднозначно…
В начале 1965 года ещё четыре Douglas C-47D (старых C-47B со снятым нагнетателем двигателя) прямо во Вьетнаме были переоборудованы в «Ганшипы». Три остались воевать, а один отправили в США, но был нюанс… В связи с дефицитом контейнеров SUU-11A, на каждый из «штурмовиков» установили по десять пулемётов Browning AN/M2 винтовочного калибра. Как именно, видно на цветной картинке. Бортовой залп такого «дредноута» составлял 6000 выстрелов в минуту (как у одного «Минигана»), но куда хуже было другое. И пулемёты, и патронные ленты были не новыми, в лучшем случае времён Корейской войны, и оружие при стрельбе заклинивало. Тем не менее, «Спуки на минималках» отвоевали до осени 65-го года, после чего были отправлены в США.
Организационно, летом 65-го имеющиеся самолёты были сведены в 4-ю эскадрилью (4th ASC (Air Commando Squadron), с августа 68-го - SOS (Special Operations Squadron)): в ноябре того же года неотвратимая мощь составляла … пять машин, при штате в шестнадцать. А в апреле 68-го в Нячанге был организована вторая и последняя эскадрилья, 3-я ASC. Если же говорить о боевой деятельности, то ... «не всё так однозначно»(R).
Да. Было пять тысяч реальных боевых операций. Были «захваченные документы вьетконговцев» с причитаниями и эпичными былинами про летающих драконов (но это не точно), были воспоминания участников событий с «демократической стороны» с письменными благодарностями от «трудовых коллективов» и проч., была и есть группа эффектных фотографий:
Внизу, фото пальбы над Сайгоном в 1968 году, сделанным с большой (очень большой) выдержкой. Каждый пятый патрон в ленте был трассирующим, а весь процесс представлял собой незабываемое зрелище, куда там «Дю Солей». Вверху – установка с классическим контейнером SUU-11A.
Есть кочующие из источника в источник песни менестрелей несокрушимой звёздно-полосатой мощи, насчитавшие до семидесяти тысяч (привет Руделю) умерщвлённых «огнедышащими Дакотами» врагов, хотя у самих американцев везде присутствует слово «оценочно» - в партизанской войне, в которой AC-47 по сути и участвовали, не могло быть иначе. C другой стороны, были претензии к управляемости (у пятнадцати тонной машины при неотстрелянном боекомплекте на свет Божий появлялась выраженная задняя центровка). Не совсем устраивал малый калибр штатного вооружения (на сменщике модификации AC-119K, появились 20-мм пушки): абсолютно безбронному, сараеподобному «штурмовику» волей-неволей приходилось входить в зону поражения стрелкового оружия оппонентов.
А главное, самолёт, предназначенный для ночных действий, был убогеньким на БРЭО: полностью отсутствовали технические средств обнаружения (РЛС, ИК-устройства) и кого-то там обнаружить без внешнего целеуказания экипажу было проблематично. Если называть вещи своими именами, «Спуки» в сравнении и с AC-119, и с AC-130 был «слепым». На фото машина, снятая в 1966 году. «Заводские» самолёты изначально были камуфлированными, правда поначалу со «светлыми» нижними поверхностями.
Насколько известно, модифицировать временное эрзац-решение «Дугласа» никто не собирался и… занавес. В декабре 68-го, на авиабазу Нячанг приземлился первый, двадцати восьми тонный Fairchild AC-119G «Shadow», а в 1969 году выжившие «Спуки» стали постепенно передавать местным союзничкам: больше всего досталось ВВС Южного Вьетнама (VNAF –минимум двадцать четыре борта), впоследствии от VNAF перепало и Камбодже (две машины) и Лаосу (шесть). Еще находящиеся у янки самолёты использовали для вспомогательных целей («осветители», передовые командные пункты FAC (Forward Air Control) и разведчики).
Пара парящих «Спуки» 4-ой эскадрильи. Низ окрашен в чёрный, «ночной» цвет, всё как у людей. Цель гражданина на верхней фотографии, стоящего при свете дня в дверном проёме с «осветительной ракетой» до конца не ясна. Соавтор (кот) выдвинул гипотезу, что всё сравнительно просто: алкоголь – это интернациональное зло.
И о потерях. Неумолимая статистика утверждает, что из пятидесяти трёх «выпущенных» на заводе AC-47D (плюс шесть, переделанных во Вьетнаме), на войну попало сорок шесть машин. Девятнадцать «Спуки» было потеряно, из них двенадцать по боевым причинам: десять AC-47D было сбито огнём с земли, пару вывели из строя на земле партизаны, причём на одной и той же авиабазе (Бинь Туй), но в разное время. В «небоевые потери» угодили всего два «аварийщика» (один, единственный и неповторимый, разбился на посадке, другой столкнулся с OV-10 «Bronco») и пять, уже традиционных для американской авиа-истории «потеряшек» (например, со статусом MIA) – это когда доподлинно неизвестно, по какой причине погиб ЛА (но мамой клянусь, не сбили).
Машина ВВС Королевства Лаос (RLAF) с насыщенной историей. Борт, с/н 43-48263, в декабре 69-го был сначала передан южно-вьетнамцам, а затем оказался в Лаосе.
Гуляющий по интернетам эпический провал начала 1966 года над «тропой Хо Ши Мина» («Дорогой жизни Северных»: системой дорог-дорожек-троп, проходящих и по Лаосу с Камбоджей), где якобы на анти-транспортных операциях было потеряно шесть «Спуки», таковым в реалиях не является: за весь 1966 год было потеряно всего три AC-47 (из них пара по причине «мы сами не знаем почему»). Причём, при всём размахе декларируемых неслыханных успехов, какие-то достижения на ниве борьбы с коммуникациями противника вообще не упоминаются: перевозки там осуществлялись преимущественно ночью, а наш герой был «Слепцом».
На этой бодрой и изобличительной ноте, плавно пришло время Китографии-1/72.
Было бы крайне удивительно, если бы списочный состав участников нашего «конкурса красоты» отличался бы от такового у Douglas C-47 и/или «Дакоты». Итак.
Неувядающий (нет) «AIRFIX» 1973 года выпуска, представляющий интерес скорее для собирателей коробок и маньяков.
На самом деле, клёпанная-переклёпанная, древняя модель C-47 c соответствующими случаю дополнениями (три пулемета + двое мужчин при них) 1960 года рождения. Все три ствола торчат из боковых окошек, что встречалось на поздних машинах с пулеметными установками MXU-470 (здесь даётся как раз «поздний» вариант оформления). Кит перепаковывался много раз и выпускался вплоть до 1990 года, поэтому при покупке надо быть особо осторожным, как известно, у «Фикса» не одна модель C-47, могут быть накладки.
Несравненно более продвинутая модель от ныне немножко разорившейся итальянской «ESCI» из благословенного 1981 года.
Внутренняя расшивка, деталировка, которой нечего стыдится даже сегодня. Но был нюанс… Опять все пулеметы поселились в боковых окошках. Грузовая дверь только для «заходите люди добрые». Ёрничать можно было бы и дальше, но есть фотоподтверждение…
Последний конкурсант, ровесник «ESCI», сопоставимый с последним по качеству, тоже итальянский «Italeri».
Единственная модель с классическими пулеметными установками в классическом размещении (последняя, третья, в боковой двери). Из дополнительных плюсов: производитель дает самый первый, неокрашенный «Ганшип», который «Puff». Есть и его камуфлированная версия (на боксарте), но вероятно от балды.
Хотя в статье не преследовалась цель рассмотрения всех «Ганшипов» на базе DC-3/C-47 разных царств-государств (Латинская Америка, Африка, неохваченная Азия), в этом случае понадобилась бы книга, а не «хи-хи статья», одну модель подобного самолета обойти сложно. Итак, колумбийский AC-47T «Fantasma». Соляную Смоляную конверсию которой выпускала фирма «Alley Cat».
А вот, собственно, и прототип.
Переделку «стариканов» в НЕЧТО затеяли в начале 90-х, после того, как американцы отказались продать AC-130. Машины имеют турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney PT6A-67R, пятилопастные винты, инфракрасную систему FLIR (под носом, в контейнере), 12,7-мм трёхствольный гатлинг General Dynamics GAU-19 в окошке левого борта, как на старом добром «Спуки».
Было модифицировано девять машин, три из которых сбили всякие местные «несогласные». Остальные находятся на вооружении и используются до сегодняшнего дня.
На этом всё.
* Всем добра.
** История переименования FC-47 в AC-47, а также появление имени собственного «Спуки» находятся на уровне «охотничьих историй» или ОБС, видимо из USAID.
*** «Спуки» , «Spooky», это примерно «Жуть жуткая»: полуофициальное имя, выданное самолёту в середине 1965 года.