Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Douglas AC-47 «Spooky». Самое стреляющее «Дакотообразное».

Несмотря на то, что данная история не касается напрямую тематики канала, но раз уж взялись за «Дугласы», закончим и не оставим без внимания самую известную «боевую Дакоту» всех времён и народов. Изначально абсолютно мирная машина стала родоначальником целого направления вооружённых средств борьбы, на английском языке именуемых «Gunship», а на великом и могучем, от банального «штурмовика» и вплоть до «воздушного линкора». Феномен был чисто американским, нишевым и больше соотносился с силами специальных операций и их посильной борьбой с партизанами. Хотя отработка «технологии» проводилась на транспортнике Convair C-131, основой первой программы «Пушечных Кораблей» (Project Gunship I) были выбраны формально антикварные, но имеющиеся в наличии и доступные Douglas C-47, возраст которых как правило превышал двадцать лет (тут как раз самое время снять шляпу перед легендарной надёжностью и долговечностью машины). На картинке (боксарт от «Revell» в масштабе 1/48) в 1968 году геройствует AC-47D

Несмотря на то, что данная история не касается напрямую тематики канала, но раз уж взялись за «Дугласы», закончим и не оставим без внимания самую известную «боевую Дакоту» всех времён и народов. Изначально абсолютно мирная машина стала родоначальником целого направления вооружённых средств борьбы, на английском языке именуемых «Gunship», а на великом и могучем, от банального «штурмовика» и вплоть до «воздушного линкора». Феномен был чисто американским, нишевым и больше соотносился с силами специальных операций и их посильной борьбой с партизанами.

Хотя отработка «технологии» проводилась на транспортнике Convair C-131, основой первой программы «Пушечных Кораблей» (Project Gunship I) были выбраны формально антикварные, но имеющиеся в наличии и доступные Douglas C-47, возраст которых как правило превышал двадцать лет (тут как раз самое время снять шляпу перед легендарной надёжностью и долговечностью машины). На картинке (боксарт от «Revell» в масштабе 1/48) в 1968 году геройствует AC-47D из третьей эскадрильи 14-го авиакрыла специальных операций. Борт был переоборудован в «Ганшип» в 1966 году, сразу же отправлен во Вьетнам, а летом 1969 года передан в ВВС Южного Вьетнама.

Креативная идея установки стрелкового вооружения перпендикулярно направлению полёта ЛА, в бортах самолета, появилась в середине 20-х годов, периодически всплывала во время ВМВ и, несмотря на очевидные плюсы (возможность длительного огневого воздействия на цель с самолета, кружащегося над последней), была признана чудачеством, соответственно толком не реализовывалась. О «Чудачинке» (т.н. lateral fire) вспомнили в начале 60-х, во времена активной партизанской войны в Южном Вьетнаме и всё-таки решили попробовать. Суд да дело, но облетали вооружённую необычным образом «летающую лабораторию» C-131 только августе 1964 года, в сентябре дело дошло до переделки в США C-47, а к 11 декабря, на вьетнамской авиабазе Бьенхоа был переоборудован в «ганшип» первый C-47D (с/н 43-48579).

-2
Тот самый первенец, даже не условно «серийный», а доработанный едва ли не в поле FC-47D, впоследствии получивший имя собственное «Puff» из американской песенки про волшебного дракона, извергающего огонь (в нашем случае огонь, это эффектные следы трассеров). В грузовой отсек транспортника устанавливались три контейнера пулемётных установок SUU-11A/A, смотревших на враждебный мир через грузовую дверь по левому борту, и ближайшие к ней два окошка. Само устройство представляло собой фактически 7.62-мм шестиствольный гатлинг-пулемёт General Electric GAU-2 «Minigan» с вращающимся блоком стволов и бешеной скорострельностью (до 6000 выстрелов в минуту).

Джентльменский набор перспективного «борцуна с Вьетконгом» так же включал запас из 24000 патронов, трех мужиков, следящих за состоянием пулемётов, навигационную систему TACAN, радиостанции различных диапазонов и, как и на прототипе, полное отсутствие какой-либо брони с пассивной защитой. О последнем «позорном недуге» не очень переживали (а зря): основным предназначением новинки числилась задача защиты передовых баз и опорных пунктов Южного Вьетнама от атак партизан, у которых наличия сколько-нибудь серьёзных средств ПВО не ожидалось. Вышеупомянутые атаки проводились преимущественно в тёмное время суток, соответственно спец-штурмовик, получивший изначально кодировку FC-47 (буква «F» (Fighter) - истребитель), сменённую летом 65-го на AC-47 (буква «А» - штурмовик), должен был стать «ночной птичкой», хотя из ночного спец-оборудования было только 45 «осветительных зарядов» Мк.24 (т.н. «Flare») в 200000 свечей каждый.

-3
Главный калибр FC/AC-47D «Спуки», пулеметные установки (на верхнем фото поздний вариант, компактный MXU-470/A «Minigun», созданный специально для «Ганшипов»). Опытным путём была установлена оптимальная длительность стрельбы (3 секунды): если время очереди было меньше – пулемёт могло заклинить, если дольше – жди перегрева блока стволов. Было и устройство прицеливания: возле боковой панели остекления места пилота разместили прицел Mk.20 Mark 4 от Douglas A-1, хотя на практике огонь открывался «на глазок», когда цель оказывалась между коком винта и верхней частью капота двигателя. Стрелок, он же КВС, мог вести огонь как из одного, так сразу и из трёх пулемётов (18000 «огурцов» за минуту, между прочим).

Несомненным плюсом такого «ударного комплекса» было значительное время патрулирования (более четырёх часов), то есть возможность «штурмовика» длительное время находиться в предполагаемом районе возможной атаки партизан и, несмотря на тихоходность «Дугласа», фактическое малое время реакции. На практике атака выглядела примерно так: самолет на высоте около 900 м и скорости 220 км/ч ложился в широкий вираж вокруг цели. Расположение цели как правило указывали с земли (если что, на борту присутствовал чел со знанием вьетнамского языка) и начиналась «шинкование редисок»: один трехсекундный полный залп накрывал по площади футбольное поле.

-4
Слева вверху, прицел Mk. 20 в кабине пилота, справа - осветительный заряд (который flare). Внизу: результат действия пары таких сброшенных «светильников».

К 15 декабря 64-го успели ввести в строй второй, переоборудованный на месте FC-47D и к концу декабря пошла жара. В ночь с 23 на 24 декабря находящийся на патрулировании одиночный «Ганшип» помог отстоять два опорных пункта (этакие местные укреплённые деревеньки) в дельте Меконга, которые разделяло более 30 км: «правильные вьетнамцы», до этого не сталкивавшиеся с такими чудесами, сочли за благо отступить. Все шестнадцать операций нового «Вундерваффе» декабря 64-го были признаны успешными, ни один южновьетнамский «опорник», в защите которого участвовали «огнедышащие Дугласы», потерян не был и командование возжелало всей душой подобных самолётов. Быстро и много. Что касается «много», то в США была запущена срочная заводская переделка ничего не подозревающих «Дакот» в «пулемётные Страшилища», позволившая к концу 1965 года поставить ВВС двадцать шесть АС-47D. А вот с «быстро» получилось неоднозначно…

-5
В начале 1965 года ещё четыре Douglas C-47D (старых C-47B со снятым нагнетателем двигателя) прямо во Вьетнаме были переоборудованы в «Ганшипы». Три остались воевать, а один отправили в США, но был нюанс… В связи с дефицитом контейнеров SUU-11A, на каждый из «штурмовиков» установили по десять пулемётов Browning AN/M2 винтовочного калибра. Как именно, видно на цветной картинке. Бортовой залп такого «дредноута» составлял 6000 выстрелов в минуту (как у одного «Минигана»), но куда хуже было другое. И пулемёты, и патронные ленты были не новыми, в лучшем случае времён Корейской войны, и оружие при стрельбе заклинивало. Тем не менее, «Спуки на минималках» отвоевали до осени 65-го года, после чего были отправлены в США.

Организационно, летом 65-го имеющиеся самолёты были сведены в 4-ю эскадрилью (4th ASC (Air Commando Squadron), с августа 68-го - SOS (Special Operations Squadron)): в ноябре того же года неотвратимая мощь составляла … пять машин, при штате в шестнадцать. А в апреле 68-го в Нячанге был организована вторая и последняя эскадрилья, 3-я ASC. Если же говорить о боевой деятельности, то ... «не всё так однозначно»(R).
Да. Было пять тысяч реальных боевых операций. Были «захваченные документы вьетконговцев» с причитаниями и эпичными былинами про летающих драконов (но это не точно), были воспоминания участников событий с «демократической стороны» с письменными благодарностями от «трудовых коллективов» и проч., была и есть группа эффектных фотографий:

-6
Внизу, фото пальбы над Сайгоном в 1968 году, сделанным с большой (очень большой) выдержкой. Каждый пятый патрон в ленте был трассирующим, а весь процесс представлял собой незабываемое зрелище, куда там «Дю Солей». Вверху – установка с классическим контейнером SUU-11A.

Есть кочующие из источника в источник песни менестрелей несокрушимой звёздно-полосатой мощи, насчитавшие до семидесяти тысяч (привет Руделю) умерщвлённых «огнедышащими Дакотами» врагов, хотя у самих американцев везде присутствует слово «оценочно» - в партизанской войне, в которой AC-47 по сути и участвовали, не могло быть иначе. C другой стороны, были претензии к управляемости (у пятнадцати тонной машины при неотстрелянном боекомплекте на свет Божий появлялась выраженная задняя центровка). Не совсем устраивал малый калибр штатного вооружения (на сменщике модификации AC-119K, появились 20-мм пушки): абсолютно безбронному, сараеподобному «штурмовику» волей-неволей приходилось входить в зону поражения стрелкового оружия оппонентов.

-7
А главное, самолёт, предназначенный для ночных действий, был убогеньким на БРЭО: полностью отсутствовали технические средств обнаружения (РЛС, ИК-устройства) и кого-то там обнаружить без внешнего целеуказания экипажу было проблематично. Если называть вещи своими именами, «Спуки» в сравнении и с AC-119, и с AC-130 был «слепым». На фото машина, снятая в 1966 году. «Заводские» самолёты изначально были камуфлированными, правда поначалу со «светлыми» нижними поверхностями.

Насколько известно, модифицировать временное эрзац-решение «Дугласа» никто не собирался и… занавес. В декабре 68-го, на авиабазу Нячанг приземлился первый, двадцати восьми тонный Fairchild AC-119G «Shadow», а в 1969 году выжившие «Спуки» стали постепенно передавать местным союзничкам: больше всего досталось ВВС Южного Вьетнама (VNAF –минимум двадцать четыре борта), впоследствии от VNAF перепало и Камбодже (две машины) и Лаосу (шесть). Еще находящиеся у янки самолёты использовали для вспомогательных целей («осветители», передовые командные пункты FAC (Forward Air Control) и разведчики).

-8
Пара парящих «Спуки» 4-ой эскадрильи. Низ окрашен в чёрный, «ночной» цвет, всё как у людей. Цель гражданина на верхней фотографии, стоящего при свете дня в дверном проёме с «осветительной ракетой» до конца не ясна. Соавтор (кот) выдвинул гипотезу, что всё сравнительно просто: алкоголь – это интернациональное зло.

И о потерях. Неумолимая статистика утверждает, что из пятидесяти трёх «выпущенных» на заводе AC-47D (плюс шесть, переделанных во Вьетнаме), на войну попало сорок шесть машин. Девятнадцать «Спуки» было потеряно, из них двенадцать по боевым причинам: десять AC-47D было сбито огнём с земли, пару вывели из строя на земле партизаны, причём на одной и той же авиабазе (Бинь Туй), но в разное время. В «небоевые потери» угодили всего два «аварийщика» (один, единственный и неповторимый, разбился на посадке, другой столкнулся с OV-10 «Bronco») и пять, уже традиционных для американской авиа-истории «потеряшек» (например, со статусом MIA) – это когда доподлинно неизвестно, по какой причине погиб ЛА (но мамой клянусь, не сбили).

-9
Машина ВВС Королевства Лаос (RLAF) с насыщенной историей. Борт, с/н 43-48263, в декабре 69-го был сначала передан южно-вьетнамцам, а затем оказался в Лаосе.

Гуляющий по интернетам эпический провал начала 1966 года над «тропой Хо Ши Мина» («Дорогой жизни Северных»: системой дорог-дорожек-троп, проходящих и по Лаосу с Камбоджей), где якобы на анти-транспортных операциях было потеряно шесть «Спуки», таковым в реалиях не является: за весь 1966 год было потеряно всего три AC-47 (из них пара по причине «мы сами не знаем почему»). Причём, при всём размахе декларируемых неслыханных успехов, какие-то достижения на ниве борьбы с коммуникациями противника вообще не упоминаются: перевозки там осуществлялись преимущественно ночью, а наш герой был «Слепцом».

На этой бодрой и изобличительной ноте, плавно пришло время Китографии-1/72.

Было бы крайне удивительно, если бы списочный состав участников нашего «конкурса красоты» отличался бы от такового у Douglas C-47 и/или «Дакоты». Итак.
Неувядающий (нет)
«AIRFIX» 1973 года выпуска, представляющий интерес скорее для собирателей коробок и маньяков.

-10

На самом деле, клёпанная-переклёпанная, древняя модель C-47 c соответствующими случаю дополнениями (три пулемета + двое мужчин при них) 1960 года рождения. Все три ствола торчат из боковых окошек, что встречалось на поздних машинах с пулеметными установками MXU-470 (здесь даётся как раз «поздний» вариант оформления). Кит перепаковывался много раз и выпускался вплоть до 1990 года, поэтому при покупке надо быть особо осторожным, как известно, у «Фикса» не одна модель C-47, могут быть накладки.

Несравненно более продвинутая модель от ныне немножко разорившейся итальянской «ESCI» из благословенного 1981 года.

-11
Внутренняя расшивка, деталировка, которой нечего стыдится даже сегодня. Но был нюанс… Опять все пулеметы поселились в боковых окошках. Грузовая дверь только для «заходите люди добрые». Ёрничать можно было бы и дальше, но есть фотоподтверждение…

Последний конкурсант, ровесник «ESCI», сопоставимый с последним по качеству, тоже итальянский «Italeri».

-12
Единственная модель с классическими пулеметными установками в классическом размещении (последняя, третья, в боковой двери). Из дополнительных плюсов: производитель дает самый первый, неокрашенный «Ганшип», который «Puff». Есть и его камуфлированная версия (на боксарте), но вероятно от балды.

Хотя в статье не преследовалась цель рассмотрения всех «Ганшипов» на базе DC-3/C-47 разных царств-государств (Латинская Америка, Африка, неохваченная Азия), в этом случае понадобилась бы книга, а не «хи-хи статья», одну модель подобного самолета обойти сложно. Итак, колумбийский AC-47T «Fantasma». Соляную Смоляную конверсию которой выпускала фирма «Alley Cat».

-13

А вот, собственно, и прототип.

-14
Переделку «стариканов» в НЕЧТО затеяли в начале 90-х, после того, как американцы отказались продать AC-130. Машины имеют турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney PT6A-67R, пятилопастные винты, инфракрасную систему FLIR (под носом, в контейнере), 12,7-мм трёхствольный гатлинг General Dynamics GAU-19 в окошке левого борта, как на старом добром «Спуки».


Было модифицировано девять машин, три из которых сбили всякие местные «несогласные». Остальные находятся на вооружении и используются до сегодняшнего дня.

На этом всё.
* Всем добра.

** История переименования FC-47 в AC-47, а также появление имени собственного «Спуки» находятся на уровне «охотничьих историй» или ОБС, видимо из USAID.

*** «Спуки» , «Spooky», это примерно «Жуть жуткая»: полуофициальное имя, выданное самолёту в середине 1965 года.

Хобби
3,2 млн интересуются