Найти в Дзене

Религия, магия, отвращение и ОКР

Считается что термин «симпатическая магия» впервые использовал Джеймс Фрэзер английский антрополог, культуролог и историк религии в своей знаменитой книге «Золотая ветвь» (1889 г.).

«Симпатическая магия» – представляет собой допущение о том, что вещи, которые когда-то находились в контакте друг с другом, продолжают воздействовать друг на друга на расстоянии даже после того, как физический контакт был прерван (по другому, это можно обозначить как «закон контакта» «закон заражения» или «закон сопричастия»).

Т.е. побывавшие в неком непосредственном взаимодействии отдельные предметы, теперь образуют друг с другом сверхъестественную связь, которая не подчиняется законам физики, времени и пространства.

Из этого восприятия могут выводится практики и ритуалы характеризующие первобытное, архаическое мышление.

В силу т.н. «закона сопричастия» всё в мире – люди, реальные и вымышленные предметы или существа – мистически взаимосвязаны.

Например, носитель магического мышления делает вывод, что всё, что он делает с конкретными материальным объектом – влияет на человека, с которым этот объект когда-то контактировал (независимо от того, был ли этот объект частью его тела (например, это волосы) или нет (какой-либо предмет, который ему когда-то принадлежал, например, вещь, одежда и пр.).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

«Симпатическая магия» присутствует в случае обсессивно-компульсивного расстройства (особенно, в том его подвиде, в котором доминирует страх заражения).

Так в одном эксперименте, учёные создали «цепочку заражения», в котором они первоначально карандашом прикоснулись к унитазу, а затем просили оценить степень его «загрязнения» по шкале от 0 до 100.

Затем исследователи касались первым грязным карандашом другого чистого карандаша. Участники эксперимента так же оценили степень «загрязнения» уже этого второго карандаша.

Этот процесс «переноса заражения» продолжался до достижения суммарно 12-ти карандашей (что составляет двенадцатую степень удаления от исходного объекта загрязнения – унитаза).

«Нормальные» (условно здоровые люди без ОКР) участники и те, кто страдал от хронической тревоги, сообщали об уменьшении ощущения загрязнения, которое в значительной степени исчезло к четвертому карандашу.

Однако пациенты с ОКР сообщали о заметном восприятии «загрязнения» даже после десятого карандаша.

Они жили в мире, где заражение магическим образом не только распространяется, но и фиксируется в его первозданном состоянии.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Люди с ОКР испытывали упорное ощущение надвигающейся уязвимости, в котором они не могли контролировать угрозу заражения.

Ряд исследований действительно показывают, что некоторые формы обсессивно-компульсивного расстройства, лучше всего можно понять как расстройства именно системы отвращения которое вышло из под контроля (т.е. пациенты склонны оценивать загрязнённые объекты как «отвратительные», а как не «пугающие»).

Пойдём немного дальше и глубже используя оптику психоанализа.

Идея З. Фрейда заключалась в том, что обсессивный невроз (так назвали ОКР в прошлом веке), представляет собой личную, индивидуальную РЕЛИГИЮ.

По-сути, человек с ОКР – это истинно верующий, который не является формальным или лицемером. Он действительно убежден в реальности своих идей (иллюзий).

Проблема заключается в том, что его взгляды и его картину мира разделяют не так много других людей.

Это и делает его, как минимум, странным, ибо «безумие» – это идея которую разделяет только один человек (меньшинство), и которая входит в противоречие с господствующим мировоззрением.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Если бы его концепции разделяли большинство, то «сумасшедшие» и условно «здоровые люди» просто поменялись бы местами.

Представьте себе мир, в котором люди с ОКР составляют абсолютное большинство.

В этом мире людей, которые не разделяют магические идеи загрязнения и не моют руки по 50 раз в день, считали бы безумцами и более того – социально опасными для общества стерильности и чистоты.

Таких людей лечили, им прививали бы навыки гигиены, изолировали или изгоняли из общества (в пустыню).

Вот тут есть ещё одна штука, которая тесно связана с религией, феноменом изгнания и очищения.

Ближе к финалу своей жизни Зигмунд Фрейд (который, сам был еврей по происхождению) написал работу «Моисей и монотеизм» («Этот человек Моисей и монотеистическая религия», нем. Der Mann Moses und die monotheistische Religion; 1939).

В этой серии из трех публикаций он утверждает, что что Моисей был не евреем, а высокопоставленным египтянином, аристократом и жрецом периода правления Эхнатона.

История о том, что Моисей якобы подкидыш – это миф, созданный для того, чтобы скрыть его благородное происхождение египетского вельможи (ибо нет никаких причин воспитывать чужого ребенка найденного в корзине как своего родного, особенно если ты сам аристократического происхождения, гораздо более логичнее передать его на воспитание рабыне или служанке).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Фрейд фактически утверждал, что религиозные феномены можно понять в контексте невротических, обсессивных симптомов индивида, которые представляют собой ни что иное как искаженное «возвращение» давно забытых событий фактически произошедших в первобытной истории человечества.

«Своим навязчивым характером они обязаны именно этому происхождению и, следовательно, оказывают влияние на человечество благодаря исторической правде, которую они содержат».

Что любопытно, согласно записям, которые предписываются древнеегипетскому историку и жрецу бога Ра – Манефону (жившего в конце IV — первой половине III века до нашей эры), события описанные в книге Исход серьезно искажены.

Во-первых, люди вышедшие из Египта были не семиты, а египтяне.

Во-вторых, их никто насильно не удерживал в Египте (который в то время был «доброй землёй», плодородной и полной живности), а напротив, их изгнали (так как не хотели их видеть и терпеть их общество).

И разумеется, их никто не преследовал (то, что в книге Исход описывается как «войско Фараона» было на самом деле командой изгнания, что-то вроде «заградотряда»).

Трудно себе представить, что в то время, были желающие покинуть самую настоящую цивилизацию, богатую и плодородную землю (житницу мира), оставить свои дома и уйти в нильские каменоломни или в безводную пустыню.

В-третьих, более того, изгнали этих египтян из Египта, не просто так, а по причине того, что они были поголовно больны проказой (имели какие-то подозрительные дефекты на коже – про уровень диагностики в то время, наверное не стоит говорить).

Как утверждала M. Nussbaum отвращение широко использовалось на протяжении всей истории – «...Как мощное оружие... по исключению определенных групп и лиц». (Nussbaum, 2004).
Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Маловероятно, что когда-нибудь мы действительно узнаем, что на самом деле происходило в те далёкие годы, но тем не менее подобные некрасивые версии событий, возможно, объясняют не состыковки чуть лучше, чем «официальные версии».

Люди с ОКР используют не только стратегии очищения (которое предполагает, что контакт с грязью уже состоялся), но и стратегии профилактики и удаления, причем заблаговременного устраняя все потенциальные источники заражения.

Ритуалы направлены на профилактику и обезвреживание угрозы, зачастую более агрессивны и атакующие чем ритуалы очищения (которые носят более умиротворительный характер).

В этом смысле, показательным является пятый эпизод третьего сезона научно-фантастического сериала «Чёрное зеркало», который называется «Люди против огня» (англ. Men Against Fire).

Согласно сюжету, военные в этой постапокалиптической реальности, занимается уничтожением мутировавших людей, которых они называют «тараканами» (что вызывает чувство отвращения).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Каждый солдат имеет электронный имплантат, который притупляет и изменяет его естественные ощущения.

Однажды во время заварухи у главного героя этот имплант выходит из строя и его чувство обоняния, ранее подавленное имплантатом, неожиданно возвращается.

Он начинает понимать и видеть, что «тараканы» – это на самом деле обычные люди.

Имплант так меняет восприятие, из-за чего военным кажется, что простые люди это омерзительные монстры.

Имплант меняет их слух, чтобы солдаты слышали не мольбы о пощаде, а угрожающие крики, он приглушает обоняние, чтобы картели не чувствовали запаха крови.

Дегуманизации врагов, наделение их качеством отвратительных созданий, позволяет военным осуществить акты жестокого убийства с чистой совестью, замаскированной под акты очищения от скверны.

© Автономов Денис, 2025

Написано по мотивам:

Фрейд, Зигмунд. Человек по имени Моисей. Litres, 2021.

Tolin, David F., Patrick Worhunsky, and Nicholas Maltby. "Sympathetic magic in contamination-related OCD." Journal of behavior therapy and experimental psychiatry 35.2 (2004): 193-205.

Olatunji, B. O., Lohr, J. M., Sawchuk, C. N., & Tolin, D. F. (2007). Multimodal assessment of disgust in contamination-related obsessive-compulsive disorder. Behaviour research and therapy, 45(2), 263-276.

Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.

#психология

#окр

#история

#религия

#психотерапия

#магия

#отвращение