Найти в Дзене

Жертва проявляется в трех ролях: жертва, преследователь-агрессор, спасатель

Жертва проявляется в трех ролях: жертва, преследователь-агрессор, спасатель. Жертва никогда не бывает только жертвой. Если наблюдать за жертвой, то вы легко увидите, как эти три роли в ней меняются. Она то в одной роли находится, то в другой, то в третьей. В зависимости от ситуации и получаемых выгод. И все три роли вращаются по кругу. Жертва крутится в них, как белка в колесе. Конечно же, сама она этого не осознает и не понимает. Даже чаще отрицает: «Это не я такая, это они такие (люди неправильные и плохие, а я хорошая и справедливая)». Жертва может быть как в позиции «сверху», «над» другими, так и в позиции «снизу», и тогда она живет жизнью других людей, а на свою у неё нет ни времени, ни сил. Жить жизнью других людей можно и сверху, и снизу. Сверху: «Люди живут неправильно, я их научу, изменю и исправлю, и они будут жить так, как правильно (как я хочу)». Снизу: «Я буду делать для них всё, что могу, помогать всем, лишь бы они были здоровые и счастливые (или чтобы меня не бросили)».

Жертва проявляется в трех ролях: жертва, преследователь-агрессор, спасатель. Жертва никогда не бывает только жертвой. Если наблюдать за жертвой, то вы легко увидите, как эти три роли в ней меняются. Она то в одной роли находится, то в другой, то в третьей. В зависимости от ситуации и получаемых выгод. И все три роли вращаются по кругу. Жертва крутится в них, как белка в колесе. Конечно же, сама она этого не осознает и не понимает. Даже чаще отрицает: «Это не я такая, это они такие (люди неправильные и плохие, а я хорошая и справедливая)».

Жертва может быть как в позиции «сверху», «над» другими, так и в позиции «снизу», и тогда она живет жизнью других людей, а на свою у неё нет ни времени, ни сил. Жить жизнью других людей можно и сверху, и снизу. Сверху: «Люди живут неправильно, я их научу, изменю и исправлю, и они будут жить так, как правильно (как я хочу)». Снизу: «Я буду делать для них всё, что могу, помогать всем, лишь бы они были здоровые и счастливые (или чтобы меня не бросили)».

Когда другим что-то нужно, жертва готова на всё. Она самая первая и быстрее всех собирается – так, что начнет всех ещё и подгонять: «Что-то вы долго собираетесь, вы ленивые какие-то, вам ведь это нужно». Все свои силы и время готова посвятить другим. Жертва как раз и ждет такие моменты, чтобы быть нужной другим. Так как без других людей не знает, что делать со своей жизнью. Чувствует себя незначимой. У неё портится настроение, нет мотивации к жизни. А когда люди в ней нуждаются, то всё меняется. Тут и силы, и радость сразу в ней просыпаются. Жить хочется! Есть чем заняться.

Из-за этого у неё часто переизбыток в отношениях и в общении. Она часто навязывает свое правильное мировоззрение, обесценивая взгляды и выборы других людей. И силы она тратит, и время на других с переизбытком – так, что часто и другим делать ничего и не надо. За это её «любят» другие и одновременно ненавидят. Она делает людей зависимыми. С одной стороны, людям легче скинуть свою ответственность и деятельность на неё, с другой стороны, они себя перестают уважать и чувствуют себя зависимыми, из-за этого злость у людей копится на жертву.

Достаточно только попросить и показать, как в ней нуждаются, жертва сама все сделает. Здесь жертва проявляется спасателем. Как ей кажется, она большую пользу приносит, дело хорошее делает. Люди будут её ценить за это и уважать, благодарить. Но это её ожидания. Реальность – вещь совсем другая. Это со стороны жертвы-спасателя ей кажется, что она благое дело совершает. А со стороны людей – с переизбытком лезет в их жизнь, дает ненужные советы и мешает заниматься своими делами, мешает делать свой выбор и совершать свои ошибки, нарушает границы, лезет с переизбытком в чужие дела и интимную жизнь и учиться всему самостоятельно людям мешает. Люди хотят проживать жизнь свою сами. И сказать они об этом ей не могут, так как знают, что у жертвы нет своей жизни. Она в них нуждается. Они это видят.

Её жизнь — это жить жизнью других. Смотреть всегда на других, а не на себя и в свою жизнь. Когда жертва планирует свой день, то практически всегда в этом дне она и её планы по отношению к её собственной жизни отсутствуют. Весь день занят планами разных людей, чаще – близких родственников, которые каким-то чудом с ней рядом остаются беспомощными и несостоятельными по отношению к своим жизням и деятельности. И это чудо, что они такими с ней остаются, создает как раз жертва.

Почему мы называем её жертвой? Потому что её используют другие, она сама себя подставляет, лишая полноценной жизни. Далее зависима от других людей, ведь без их планов, целей и участия в её жизни, её жизнь становится бессмысленной, «пустой». И без нужды других людей в ней она чувствует себя ненужной. Не чувствует себя значимой. И не понимает, какое у неё есть другое место в жизни, кроме этого. Да и смыслов жизни отдельно от заботы о других, у неё нет.

Но когда такая жертва остается одна, не получая от людей внимания и благодарности за свой вклад и труд, возмущению её и обидам нет предела:

«Я столько для них делаю, все силы и время на них, внимание только им, а что они? Даже простой благодарности не услышишь!», «Что за люди пошли, сядут на шею, и целый день ими занимаюсь, их обхаживаю, пытаюсь сделать для них лучше, занята их делами, на себя ни минутки!», «Я себе во всем отказываю, помогаю им, а они – сволочи такие неблагородные!», «Все нервы истрепали!», «Я всю жизнь вот на таких неблагодарных уродов потратила!», «Ещё раз попросят – я им всё выскажу!».

Поведение жертвы-спасателя переходит в роль жертвы-страдалицы: «Это из-за них я так плохо себя чувствую, зачем я их жизнью всё время живу и занята, вместо того чтобы заниматься собой и своими делами?», «Это из-за них у меня нет сил, нет энергии на свою жизнь, и я страдаю!», «Это всё из-за моей доброты душевной и открытости так люди со мной поступают и меня используют!». Тут она и себя покритикует, и других жесткими словами покроет.

Здесь боль и негатив выходят наружу, так больно, пусто от того, как люди используют. Так больно от того, как другие относятся, не ценят, не уважают, не замечают. У них как будто всё так и должно было быть. И хочется их наказать и показать им, какие они неблагодарные, ответить им так же, как они с ней. И даже хуже. Отвергнуть их, не отвечать, не звонить, не нуждаться в них, дождаться, когда люди на коленях приползут и будут просить простить. Чувствуете, какая жизнь у жертвы внутри? Что каждый раз внутри происходит? Здесь жертва становится преследователем, она внутри себя этих людей преследует, перевозбуждая злостью и гневом свою же психику (нервную систему), расстраивая её работу – отсюда стресс растет, боль растет.

И жертве кажется, что люди эту боль ей создают, но в действительности это следствие того раздрая, который она сама вносит в свой внутренний мир, недовольство, обиды, злость, неадекватные способы общения. Всё это меняет работу всей её гормональной системы, повышается адреналин, норадреналин, кортизол, стресс переходит в разрушительный дистресс. Поднимается давление, сердце начинает болеть, воздуха не хватает, сил нет совсем. «Вот что люди со мной делают!». «За что мне всё это, за мою доброту? За то, что я людям всё отдаю?». Жертва становится преследователем других людей. При встрече всё выскажет, выкинет на людей злость, свои обиды, оттолкнет их, обвинит.

Люди, не понимая, что происходит, отстраняются от неё, оставляют в покое, не лезут к ней больше, ведь она сама решает и сама выбирает, помогать им или нет, никто её никогда не заставляет. Люди думают, может, она придет в себя, успокоится – и тогда всё восстановится. Может, она устала или старые душевные раны открылись. Люди молчат, не провоцируют её гнев, больше ни о чем не просят, общаются чуть отстраненно, чтобы ни в коем случае жертва не подумала, что им что-то от неё надо. Дают ей отдохнуть, побыть одной, чтобы она восстановилась. Не понимая, что побыть одной — это значит для жертвы быть брошенной и ненужной, непринятой и отвергнутой. Боль ещё больше. Жертва это считывает так, как будто люди не хотят видеть её, что она им вовсе не нужна. Так жертва себя воспринимает. Так как считает себя не нужной и не ценной для себя.

И в такие моменты всё внутри жертвы опять меняется. «Я никому не нужна, опять одна осталась?». «Зачем я людей обвиняю, когда сама хочу с ними быть рядом и помогать им?». «Зачем сама всё отношения с людьми разорвала и всё испортил?а». «Что же я всё время творю?». И жертва начинает менять свое поведение. Вдруг сама идет на контакт, появляются открытость и желание помогать другим. Улыбка на лице и хорошее отношение проявляются при встрече других.

Так жертва вернулась опять в состояние брошенной жертвы и опять начинает входить в контакт с людьми, чтобы опять жить их жизнью и снова помогать им жить их жизнью, быть значимой, делать за них всё, опять ругать, что они сами ни на что не способны и только её используют. И опять жертва становится спасателем, затем брошенной жертвой и потом снова преследователем. И так по кругу, снова и снова. Из одной роли в другую, переживая то свою нужность, то брошенность, то свою неполноценность, то ненависть к людям, к себе и за всё то, что происходит.

Так проявляется внутренний конфликт и невроз человека.

Как выйти из этого внутреннего механизма создания самому себе театра страданий и боли? Вам в помощь новый курс «Как выйти из позиции жертвы. Перестать страдать и начать жить», который начнется совсем скоро. 5 двухчасовых вебинаров.

А мы с вами в постах пока рассматриваем разные способы жизни жертвы. Чтобы понимать, что происходит и почему.

С уважением, ваш психолог Ренат Владимирович Петрухин

Все подробности обо мне, моих курсах и запись на них здесь:

https://taplink.cc/psychologist_petruhin/p/725546/