Найти в Дзене
Артём Цогоев

👀 После долгого и подозрительного затягивания публикации финансовых результатов «Самолёт» наконец раскрыл отчетность по МСФО за 2024 год

👀 После долгого и подозрительного затягивания публикации финансовых результатов «Самолёт» наконец раскрыл отчетность по МСФО за 2024 год.

📈 Выручка выросла до 339,1 млрд рублей (+32,3%), но прибыль драматически снизилась - на 68,7% до 8,2 млрд рублей против 26,1 млрд годом ранее.

💰 Главная проблема застройщика - удушающая долговая нагрузка. Финансовые расходы взлетели почти вдвое до 80 млрд рублей! Это значительная сумма, которая «съедает» большую часть операционной прибыли компании. Общий объем кредитов и займов вырос до 641,1 млрд рублей с 512,6 млрд в 2023 году, а отношение скорректированного чистого долга к EBITDA ухудшилось до 2,67 с 2,19 годом ранее. В

🏗 У «Самолёта» отрицательный денежный поток, -271,7 млрд рублей против -136 млрд в 2023-м. Это может объясняться особенностями учета проектного финансирования, но даже с поправками чистый отток составил бы -133,5 млрд рублей.

💳 Компания продолжает наращивать запасы, которые выросли до 527,9 млрд рублей (+31,7%). В условиях явного охлаждения рынка недвижимости после отмены льготной ипотеки это выглядит рискованной стратегией. Если продажи ещё замедлятся, а ставки останутся высокими, «Самолет» может оказаться с огромными запасами, которые невозможно будет быстро реализовать без существенных скидок, что еще больше ударит по прибыльности.

📊 Несмотря на рост денежных средств на счетах эскроу до 324,5 млрд рублей, настораживает, что «Самолёт» потратил значительные ресурсы на непрофильные приобретения — 100% доли в «СМЛТ Банк» и контроля над маркетплейсом «Рерумс». В ситуации, когда каждый рубль на счету, диверсификация в непрофильные активы продолжает выглядеть сомнительной стратегией.

💼 Нельзя не отметить и более долгосрочные риски. С завершением программы льготной ипотеки спрос на жилье неизбежно будет снижаться, а рынок охлаждаться. В этих условиях даже сохранение текущего уровня продаж будет сложной задачей, не говоря уже о росте. Риски сдвигания сроков и проблем с выполнением обязательств перед дольщиками выглядят, увы, всё более реальными.

🔮 Итого: финансовая отчетность «Самолёта» за 2024 год подтверждает наличие целого ряда проблем застройщика. Вопрос только в том, успеет ли «Самолёт» изменить курс до того, как треснет фюзеляж.