Найти в Дзене
Владимир Сокол

Книга для детей, а читают взрослые. Часть 3

Глава 2. Анатомия сознания

Управление сознанием как ключ к качеству жизни. Контроль над внутренним опытом – не новое условие счастья. Дельфийский оракул завещал «познай себя», стоики античности и монахи Средневековья учили укрощать страсти, в XX веке З. Фрейд разработал идею борьбы Эго с силами инстинкта и общества . Различные культуры создали духовные практики – йогу, дзен, даосские техники, – все они нацелены на освобождение сознания от диктата внешних сил (биологии или социальных норм) . «Йог способен игнорировать боль… голод или сексуальное влечение», достигая независимости от тела; дзен-буддист – через полную спонтанность – тоже приходит к свободе от желаний . Цель всех этих практик – внутренняя автономия личности. Однако, замечает автор, знание о том, «как стать свободным и управлять своей жизнью», не накапливается автоматически и не передаётся по формуле. Каждое поколение заново ищет мудрость – и в новых условиях. Поэтому современному человеку требуется свое понимание сознания. Чиксентмихайи начинает с «анатомии» психики – базовых функций внимания и памяти, – чтобы затем показать, как ими можно управлять.

Функции и возможности сознания. Сознание – это система обработки информации: оно собирает данные о мире и о себе и помогает реагировать не только рефлекторно, но осмысленно . «Без сознания мы бы продолжали получать сигналы органов чувств, но могли бы реагировать лишь инстинктивно», – пишет автор . Сознание действует как координирующий центр, оценивающий сигналы по важности и отсекающий лишнее . Благодаря ему человек может не только «синтезировать новую информацию», мечтать и творить, но и «превращать безнадёжную ситуацию в вызов, который можно принять и победить» – такую способность мы наблюдаем у сильных личностей . Важнейшее свойство развитого сознания – самостоятельность. Нервная система человека эволюционировала до такой сложности, что умеет влиять на собственные состояния . Мы «можем сделать себя счастливыми или несчастными… просто изменяя содержание сознания», независимо от внешних обстоятельств . Иначе говоря, человек способен превосходить свои гены и окружение – это и открывает путь к свободе.

Психическая энергия и внимание. Чтобы сознание созидало, его поток информации нужно держать под контролем. «Всё, что мы переживаем – радость, увлечённость, боль, скука – представлено в сознании в виде информации», – напоминает автор . На языке книги внимание – это «психическая энергия», наш ограниченный ресурс. Ему грозит энтропия – рассеивание, беспорядок. Когда внимание дробится или застревает на неприятностях, человек впадает в состояние внутреннего хаоса: тревоги, обиды, навязчивые мысли. Это и есть «психический беспорядок», или психическая энтропия . Например, работник по имени Хулио испытывал энтропию из-за мелкой производственной проблемы: он раздражался на коллегу, из-за волнения стал чаще сбиваться, что замедлило конвейер, а подшучивания соседа лишь усиливали его злость . «Напряжение нарастает. В итоге отношения с коллегами испорчены», – описывает автор итог этой цепочки . Хотя трудность была незначительной, Хулио «внутренне рассыпался»: его внимание захватили эмоции, и он потерял цель и удовольствие от работы. Длительное пребывание в энтропии ослабляет личность, лишает её силы воли и концентрации .

Психическая энтропия – коварный враг: сто́ит сознанию зациклиться на страхах или боли, как мы «теряем способность управлять вниманием и достигать целей» . В таком состоянии человек чувствует себя несчастным, даже если внешне всё благополучно.

Борьба с хаосом – «битва за себя». К счастью, у нас есть и противоядие. «Противоположностью… энтропии служит оптимальное переживание», – подчёркивает автор . Когда мы сфокусированы на реализуемой цели, когда ясно, что делать, и все чувства, мысли, действия подчинены задаче, – психическая энергия течёт плавно, без помех . Тогда человек испытывает удовольствие, уверенность и рост своих возможностей. «Сражаться приходится не с собой, а с энтропией… борьба за установление контроля над вниманием», – пишет Чиксентмихайи . Эта борьба не обязательно физическая, но всякий, кто пережил поток, знает цену таких усилий . Управляя вниманием, мы превращаем потенциальный хаос в порядок сознания. Как только поступающая информация согласуется с нашими целями, внутри возникает гармония . Каждый миг приобретает смысл, ведь «всё, что происходит, – адекватно и полезно», нет конфликтов между мыслями и желаниями . Это и есть субъективное состояние счастья. «Радость… зависит от внутренней гармонии, а не от способности контролировать силы Вселенной» – по сути, заключает автор . Отсюда – практический вывод: укрепляя внимание, упорядочивая своё сознание, человек делает первый шаг к тому, чтобы стать счастливым независимо от обстоятельств .

Границы внимания. Сознание, однако, не резиновое. Объём информации, которую мы можем держать в фокусе одновременно, очень невелик. Чиксентмихайи приводит данные: когда человек полностью сосредоточен на чтении книги, через его сознание проходит не более ~110 бит информации в секунду; для поддержания простого разговора нужно около 60 бит/с – то есть уже больше половины “канала” занят речью . Вот почему, например, трудно разговаривать и одновременно внимательно следить за футбольным матчем: внимание перегружается. У всех людей ресурсы концентрации различаются (и частично заданы генетикой ), но в среднем сознание способно оперировать лишь 5–9 “элементами” сразу. Значит, наше счастье зависит от того, куда попадут эти несколько элементов. Если мы тратим их на беспокойство, сожаления, раздражение – психическая энергия утекает в энтропию, душевный беспорядок нарастает . Наоборот, если мы направляем внимание на осмысленные цели, переживание станет упорядоченным и позитивным. Умение концентрироваться – краеугольное. Так, люди с нарушением внимания (например, некоторые больные шизофренией) принципиально не способны испытывать радость, потому что не удерживают нужные стимулы, а реагируют на всё хаотично . «Со мной происходят всякие вещи, и я не могу их контролировать… Я хватаюсь за всё сразу, а в результате ничего не понимаю», – цитируется в тексте жалоба пациента, описывающего подобное состояние . С другой стороны, чрезмерная ригидность внимания тоже вредна. Человек, фиксированный только на себе – на своих страхах или эгоистичных интересах – «лишается способности ощущать радость бытия» . Застенчивый, постоянно тревожащийся о мнении окружающих, и эгоцентрик, которому «ничто не представляет ценности само по себе», – кажутся противоположностями, но обоим «не хватает подвижности внимания», чтобы раствориться в творческом процессе . И тот и другой черпают из жизни меньше положительных эмоций . Вывод: гибкость фокуса, умение вовремя переключиться с себя на задачу, – важное качество для потока.