Отложенный стресс возникает, если мы пережили потрясение или травматичную ситуацию, но мозг не смог вовремя обработать наши ощущения. Тогда вместо немедленной реакции мы начинаем игнорировать и подавлять возникшие эмоции.
Они никуда не деваются, а просто копятся внутри, превращаясь в перманентную тревогу, напряжение, хроническую усталость или психосоматику.
Это же одна из причин панических атак. Представьте, что наш организм — это чайник, внутри которого вместо воды эмоции, не нашедшие выхода.
Когда их становится слишком много, «чайник» начинает закипать, «крышечка» подпрыгивает и все разом выплескивается наружу. Вот только стресс-то давно уже прошел, а отреагировали на него мы только сейчас, когда уже все хорошо.
Отсюда ощущение, что всплеск возник на ровном месте. Но у всего есть причина. Просто иногда ситуация, которую психика считала, как опасную, произошла задолго до ПА.
На тему отложенного стресса проводилось немало опытов. Например, ученые из Гарварда исследовали посттравматическое стрессовое расстройство у солдат, вернувшихся с войны. В течение нескольких месяцев бойцам проводили МРТ мозга и следили за показателями гормонов, в том числе кортизолом.
Многие ветераны в первые недели чувствовали себя хорошо, но через 3–6 месяцев начали испытывать симптомы ПТСР: навязчивые воспоминания, тревогу, потерю сна.
При этом на МРТ у них появились изменения в миндалине и снизилась активность в префронтальной коре — зоне, отвечающей за контроль и рационализацию.
Получается, мозг может «заморозить» реакцию на травму. Сначала человек справляется за счет адреналина и мобилизации сил, но позже, когда тревога уходит, психика «отпускает тормоза», и на поверхность всплывает весь неотработанный стресс.
Этот же вопрос изучал эндокринолог Ганс Селье. Он исследовал поведение людей после землетрясений, наводнений, авиакатастроф и прочих ЧП. Многие жертвы в момент бедствия были спокойны и собраны, но через несколько недель у них начинались тревожные расстройства, паника и депрессия.
Вывод: на стресс наш организм сначала реагирует мобилизацией и рассуждает лишь двумя категориями — «бей или беги». Затем идет стадия адаптации, а потом — истощения. Именно в этой третьей фазе и проявляется отложенный стресс.
Как справляться
Во-первых, не пытаться заглушить или рационализировать свои чувства. Чувствовать злость и тревогу — нормально.
Ваши тело и психика просто догоняют то, что не смогли обработать раньше. В этом круто может помочь техника телесной осознанности. Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и сконцентрироваться на теле, перемещая внимание от макушки к пальцам ног.
Задавайте себе вопрос: «Что я ощущаю здесь? Есть ли напряжение, тяжесть, боль?»
Травма «живет» в теле, а осознанность помогает замедлиться и восстановить связь между телом и разумом. Можно завести дневник переживаний и записывать туда свои ощущения — так будет легче вести статистику ваших успехов.
Снизить стресс помогает окситоцин — гормон привязанности и доверия. Поэтому будет здорово поговорить с кем-то, с кем чувствуете себя безопасно. Не обязательно делиться всей травмой, можно просто описать чувства. Социальная поддержка ускоряет восстановление после эмоциональных потрясений.
А еще выпустить стресс прекрасно помогает творчество. Рисование, лепка, танцы — все это на пользу. Невербальное выражение чувств задействует другие области мозга, включая эмоциональные и сенсомоторные.
Это помогает выйти из «застревания» в травме. Такие методы применяют даже в лечении ПТСР. И, конечно, с проблемой лучше обратиться к психологу или психотерапевту, чем справляться с ним самостоятельно.
С уважением,
Сучкова Оксана Сергеевна
Семейный психолог, гештальт и кпт-терапевт, супервизор, @psyoxana
Канал детского психолога https://t.me/momhvat
Канал психолога https://t.me/psysemey
Супервизии https://t.me/psychovizor