Не акцентируя внимание на конкретных новинках, перечислим некоторые общие тенденции, проявившиеся в Шанхае.
1. Без развитой информационно-развлекательной системы на крупнейшем автомобильном рынке мира ничего больше быть не может. Производители рекламируют возможность играть в компьютерные игры на заднем сиденье. Собственный смартфон - будь то от Apple или Huawei – должен быть легко интегрируемым. Также представлены голосовые помощники на базе искусственного интеллекта, частично с использованием технологий китайской компании DeepSeek.
2. Автопилотирование (хотя его предпочитают больше так не называть). Лидер отрасли Китая BYD уже произвел фурор в преддверии выставки благодаря своей новой вспомогательной системе God’s Eye (Глаз Бога). Полуавтономная система помощи при вождении впервые будет устанавливаться в стандартной комплектации на ВСЕ новые модели BYD – от люксового бренда Yangwang до недорогого малолитражного автомобиля Seagull. Цель состоит в том, чтобы сделать такие системы доступными для каждого. Немецкие производители также подхватывают эту тенденцию: например, Volkswagen представляет в Шанхае систему помощи, разработанную... в Китае. тема автономного вождения на Шанхайском автосалоне играет меньшую роль, чем предполагалось изначально. "Я ожидал большего", - говорит профессионал Кейм. Причиной заметного нежелания, вероятно, является серьезная авария, произошедшая всего за несколько недель до начала выставки. Три человека погибли во время вождения автомобиля, принадлежащего китайской технологической группе Xiaomi, с включенной системой помощи при вождении.
Власти Китая незамедлительно отреагировали и ужесточили правила. Вводящие в заблуждение рекламные термины, такие как "автономное вождение", "интеллектуальное вождение" или "самостоятельное вождение", теперь запрещены. Впоследствии многие производители отказались от насыщенных анонсов автономной мобильности даже на выставке.
Некоторые наблюдатели видят в меняющемся климате потенциальное преимущество для немецких производителей: их имидж может показаться немного запыленным за прошедшие годы, но они по-прежнему считаются безопасными и надежными.
Вообще, тема автономного вождения на Шанхайском автосалоне играет меньшую роль, чем предполагалось изначально. Причиной, вероятно, является серьезная авария, произошедшая всего за несколько недель до начала выставки. Три человека погибли во время ДТП автомобиля Xiaomi, с включенной системой помощи при вождении.
Власти Китая незамедлительно отреагировали и ужесточили правила. Вводящие в заблуждение рекламные термины, такие как "автономное вождение", "интеллектуальное вождение" или "самостоятельное вождение", теперь запрещены. И многие производители отказались от напыщенных анонсов автономной мобильности даже на выставке.
3. Немцы извлекают уроки и... учатся у китайцев. В целом, немецкие концерны демонстрируют на выставке плоды своей стратегии "В Китае для Китая". Выставка приравнивается к "фестивалю ОБУЧАЕМОСТИ немецкой промышленности".
Немцы показали, что они все еще могут это сделать. В течение многих лет корпорациям приходилось мириться с обвинениями в том, что они проспали тенденцию к электромобильности в Китае. Но когда дело доходит до получения максимального удовольствия от вождения, немецкие производители пока еще лидируют. Например, "Новый класс" – новое поколение автомобилей BMW – получает похвалу от экспертов.
По их словам, отставание в программном обеспечении и цифровизации, по крайней мере частично, компенсировано немецкими производителями. "Они принимают вызов и ведут себя правильно", - говорит эксперт Беатрикс Кейм из Центра автомобильных исследований (CAR). Однако инвестиции и усилия еще не привели к росту доли на рынке.
4. Volkswagen ожидает усиления конкуренции со стороны китайских технологических компаний, таких как Xiaomi и Huawei, но считает себя технологически хорошо оснащенным."На мой взгляд, сейчас начинается сезон плей-офф", - сказал исполнительный директор China Ральф Брандштеттер, имея в виду спортивные матчи на выбывание.
По словам Брандштеттера, некоторые участники рынка все еще могут наверстать упущенное, но не все выживут. В свою очередь, генеральный директор Mercedes-Benz Каллениус подчеркнул, что на рынке останутся только те, кто работает эффективно: "Инвестируйте на самом высоком уровне, но параллельно будьте более гибкими, чем когда-либо, в плане эффективности", - резюмировал он. Немецкие производители "борются с новыми концепциями за утраченную благосклонность китайских покупателей автомобилей", - считает отраслевой эксперт Фердинанд Дуденхёффер. По его словам, не быть в Китае - это не вариант. Напротив."Китай становится еще более важным, - это послание из Шанхая", - сказал Дуденхёффер.