Найти в Дзене

Триллер, который застрял в сугробе — Обзор фильма "Смертельное шоссе" 2023г

Оглавление

Ох, ну что, готовы к разбору полетов? Перед нами "Смертельное шоссе" (оно же "Cold Road", 2023) — триллер прямиком из канадских сугробов. История такая: есть Трейси, она летит по абсолютно пустынной трассе к маме, которая, увы, на последнем издыхании. И всё бы ничего, но за ней увязывается какой-то совершенно безумный тип на грузовике. Звучит интригующе, да? Обещали нам тут и нервы пощекотать, и драму подвезти. И знаете, кое-что фильм действительно выдаёт – атмосфера там что надо, такая зимняя, безысходная, и саундтрек качает. Но вот в остальном... скажем так, машина забуксовала. Сюжет? Ну, он скорее спотыкается на каждом километре, а минусы так и лезут вперед, отталкивая скромные плюсы. Давайте-ка копнём, что там получилось, а что – не очень, и начнём, пожалуй, с самой истории.

Дорога длинная, а надежды мало... и знаете, он не врёт! Разбираемся, что к чему в "Смертельном шоссе"

По венам шоссе струится ледяной страх. Её цель — любовь, его — хаос. Рёв мотора заглушает мольбы. Спасёшься ли ты, если цель не видна?

Знакомьтесь, Трейси. Она из коренных народов Канады, и у неё миссия – простая, как три копейки, но душещипательная до слёз: домчаться по ледяному аду к умирающей маме. С ней в машине – её верный пёс. Серьёзно, собака – это сразу +100 к симпатии, молчаливый свидетель всего этого дорожного безумия. А вокруг – зима, как она есть: снега по пояс, цивилизация где-то за горизонтом потерялась. И ты прямо кожей чувствуешь эту изоляцию – телефон тут чисто для красоты, кирпич бесполезный, помощи ждать – ну, разве что от пробегающего мимо лося, и то вряд ли. И вот в этой глуши Трейси замечает, что на хвост ей сел ОГРОМНЫЙ такой грузовик. Сначала думаешь: "Ну, может, просто попутчик торопится?". Ага, как же! Очень скоро становится ясно: у водилы намерения самые недружелюбные, и улыбаться он точно не собирается.

-2

Дальше – классика жанра, "догонялки" на выживание. Грузовик то исчезнет в снежной мгле, то снова материализуется в зеркале заднего вида, как призрак на стероидах. Напряжение вроде как должно расти, и оно даже пытается... Трейси, понятное дело, на панике (ещё бы!), но держится молодцом – мама ждёт, надо топить педаль в пол. Но тут – здрасьте, приехали! – она натыкается на копов. Оказывается, ДТП, и виновник – сюрприз! – наш знакомый дальнобойщик-психопат. Тот самый, что ещё в начале фильма элегантно подбросил бутылку к разбитой машине, типа, "смотрите, пьяный водитель был, сам виноват". Гениально, не правда ли? И вот Трейси, вместо того чтобы дать по газам и умчаться от этого цирка с конями, почему-то застревает в этой разборке. А ты сидишь и орёшь в экран: "Девочка, КАКОГО ЧЁРТА?! Беги, Форрест, беги!".

-3

С этого момента её поездка окончательно превращается в адский квест "остаться в живых". Грузовик преследует её всё настырнее, и ты понимаешь – это уже не просто дорожное хамло. Тут что-то личное... но вот ЧТО именно, фильм нам так и не расскажет, спасибо большое. Трейси пытается выкрутиться: то прячется за сугробами (ага, с машиной!), то виляет по обочине, то просто орёт на всех подряд от безысходности. Но, справедливости ради, ближе к финалу она всё-таки включает голову, а не только панику – и это её хоть немного реабилитирует в глазах зрителя. Типа, "О, смотрите, она сообразила!".

-4

А что наш злодей на фуре? А он просто едет и... ну, делает плохие вещи. Зачем? Почему именно Трейси? Может, он коллекционирует брелоки с зеркал заднего вида? Или у него просто выдался неудачный вторник? Фильм такой: "Пффф, какая разница?". Есть там сцена, где он подбирает какую-то побрякушку из разбитой тачки, но это, простите, вся глубина его мотивации. Трейси, кстати, тоже понятия не имеет, кто этот маньяк и что ему надо. В итоге их противостояние – это не битва умов или разгадка тайны, а просто хаотичная борьба за выживание. Она отбивается, чтобы доехать до дома, успеть проститься с мамой, а ты, зритель, остаёшься с чувством: "Ну... доехала? И ладно".

-5

И вот эта цель – постель матери – она всё время маячит там, впереди, как единственный маяк в этой снежной буре. Вся эта гонка, весь этот ужас – ради одного: успеть, обнять, проститься. Ну и что вы думаете? Покажет нам фильм этот душераздирающий, но такой важный финальный аккорд? Ха! Фильм такой: "А вот фиг вам!". Спойлер (если вы ещё не поняли): Трейси не успела. Мать умерла. После всей этой жести на дороге – погони, страха, выживания – главная цель оказалась недостижимой. И это… ну, это просто удар под дых. Вместо катарсиса или хотя бы горькой точки – получаешь вот такой финал, который не просто бесит своей недосказанностью (как могло показаться раньше), а оставляет чувство какой-то злой иронии судьбы и тотальной бессмысленности всего произошедшего. "Мы тут два часа мёрзли, болели за неё, а оно вон как?!". Дорога была чертовски долгой, напряжённой, опасной. А в конце ты сидишь и думаешь: "И это… всё? Весь этот ад – и зря?". Сюжет так старался быть про силу духа, про семью… но в итоге просто бросил героиню (и нас вместе с ней) посреди ледяной пустыни с разбитым сердцем и осознанием, что иногда ты можешь победить маньяка на фуре, но проиграть гонку со временем. М-да, не такого финала ждёшь, даже от самого сурового триллера.

Шоссе в никуда? Спойлер: ага, примерно туда. Разбираем финальные впечатления от сюжета.

Если совсем коротко, то да: сюжет — это про Трейси, которая несётся сквозь канадскую холодину к маме, а за ней увязался маньяк на фуре размером с небольшой дом. Звучит как убойный рецепт для триллера, где ногти грызёшь до локтей, правда? Но на деле всё это расползается, как подтаявшая снежная каша под колёсами той самой фуры.

-6

Я, честное слово, пытался найти, за что бы ухватиться, за что похвалить! Вот прям искал. Музыка? О, да! Музыка чертовски хороша, она прямо впивается когтями в фильм и тащит его на себе, когда он начинает спотыкаться и падать в сугроб. А ещё собачка Трейси! Ну просто прелесть, ходячий антидепрессант на четырёх лапах. Я люблю собак, чего уж там, так что за неё — жирнющий плюс в карму фильма. Но, к сожалению, на этом светлые пятна почти заканчиваются, а дальше начинаются такие заносы и сюжетные дыры, что закрыть на них глаза ну никак не получается.

-7

Вот смотрите сами, как всё кувырком. Едет наша героиня по этому бесконечному белому шоссе, и тут — бац! — материализуется ОН, грузовик-призрак. Напряжение? Ну, вроде как должно быть, но оно быстро испаряется из-за… скажем так, очень специфических решений Трейси. Взять хотя бы тот гениальный момент, где она ИСТЕРИЧНО ОРЁТ на другого водителя, который умудрился объехать её собаку, мирно устроившуюся ПОСРЕДИ ЧЁРТОВОЙ ДОРОГИ! Серьёзно?! Хочется схватиться за голову и спросить: "Трейси, милая, ты в порядке? Может, собаку на поводок? Или хотя бы с дороги убрать? Кто тут злодей — мужик, который не стал давить твоего пса, или ты, которая устроила пикник на проезжей части?". Логика просто выходит покурить, и ты сидишь с мыслью: "Так, где мой пульт? Кажется, пора переключить на канал с котиками".

-8

Потом — сцена с ДТП. Левый водитель, наш маньяк на фуре подлетает, добивает несчастную и — вишенка на торте! — подкидывает ей пустую бутылку. Типа, вот, смотрите, пьянь за рулём, сама виновата. Первая реакция: "Да вы издеваетесь?! Это же бред сивой кобылы, любая экспертиза…". Но потом я так прикинул: дело происходит утром (?), Трейси там торчит до вечера, до ближайшего города — как до Луны пешком, вокруг — ни души. Пока туда копы доберутся (если вообще доберутся), пока разберутся… Да кто там будет в этой глуши сильно копаться? Так что, скрепя сердце, ладно, этот момент можно с натяжкой простить. Злодей, похоже, чует, что время и расстояние играют ему на руку, и это придаёт ему какую-то зловещую, расчётливую ауру.

-9

Но вот дальше — снова беда. Трейси как героиня — это просто какой-то аттракцион "испытай своё терпение". Она то непробиваемая терпила, то вдруг взрывается истерикой на ровном месте, то выдаёт такие перлы в диалогах, что хочется просто выключить звук. К концу она, слава богу, вроде как вспоминает, что у неё есть мозг, и даже начинает им пользоваться, что немного спасает положение. Но общее впечатление уже, увы, подпорчено. Смотришь на неё и думаешь: "Эм… а я точно должен за неё болеть?".

-10

А злодей? Ну, тут вообще тёмный лес, даже не лес — чёрная дыра. Мотивы? Неа, не слышали. Он просто едет, убивает, собирает какие-то побрякушки с разбитых машин (может, у него хобби такое?). Зачем он это делает? Почему именно Трейси? Он просто злой от природы? У него кредит не одобрили? Нам не скажут. Ни намёка, ни полутона, ни капли интересной предыстории. Просто функция "маньяк на дороге". И Трейси тоже понятия не имеет, кто это и за что ей такое "счастье". И это бесит больше всего — ты ждёшь хоть какой-то развязки, какого-то объяснения, а получаешь… фигу с маслом.

-11

В итоге, что мы имеем? Сюжет — это та самая дорога, которая вроде бы куда-то вела, но привела в самый настоящий тупик, да ещё и с разбитым корытом. Цель Трейси — успеть к маме — она такая понятная, такая трогательная, сердце сжимается... И тем больнее осознавать, что она не успела. Мать умерла, так и не дождавшись её. Вместо кульминации, вместо хоть какого-то разрешения — пшик, только горечь и чувство тотального "облома". Да, напряжение местами было, пейзажи — глаз не оторвать, атмосфера — хоть ножом режь. Но всё это, знаете ли, тонет не просто в нелогичности и слабых персонажах (собака всё ещё вне критики, само собой!), а в этой финальной, жирной, печальной точке, которая как будто обесценивает всю её борьбу. Хочется найти в этом какой-то глубокий смысл, но получается с трудом. История похожа на старенький пикап: он ехал, скрипел, пыхтел, героически сражался со снегом... но до пункта назначения, самого важного, так и не дотянул. Остановился в паре шагов от цели, оставив нас с чувством опустошения и вопросом: "И ради чего всё это было?".

-12

Музыка и собака — вот два столпа, которые держат этот фильм от полного провала. Но в остальном… Знаете, если бы героиню сделали чуть поумнее и посильнее духом, а злодею прописали хоть какую-то внятную мотивацию (ну хоть самую завалящую!), могло бы получиться действительно цепляющее кино. А так — просто холодная, монотонная поездка, которую, скорее всего, быстро забудешь, как только начнутся финальные титры. Хочется завернуться в плед и включить что-нибудь… другое.

Друзья, не забывайте ставить лайки, комментировать и подписываться на наш Дзен, чтобы не пропустить новые киноразборы! А ещё заглядывайте в наш Telegram-канал t.me/movies_revies — там тоже куча интересного!