Если разработку морских месторождений производят стационарными и плавучими платформами, то для глубоководных поисково-разведочных и научно-исследовательских работ используют буровые суда. Полностью автономные буровые суда могут бурить скважины в самых удаленных от объектов цивилизации акваториях.
В этих статьях можно почитать о стационарных: «Морская свайная платформа», «Гравитационная платформа» и плавучих: «Полупогружная платформа» платформах.
Также как и полупогружные платформы буровые суда удерживаются над точкой бурения якорями и системой динамического позиционирования.
По архитектурно-конструктивному типу буровые суда представляют собой, в основном, однокорпусные корабли с носовой и кормовой надстройками. В средней части судна располагается буровая вышка, оборудованная системой верхнего привода.
Подробнее о верхнем приводе можно почитать в статье: «Современное бурение.».
Под вышкой на буровой палубе устанавливается ротор, буровая лебедка, лебедка керноприемника, каротажная лебедка, автоматические трубные ключи, пост бурильщика.
Для прохода бурильного инструмента и обсадной колонны в днище судна устраивается специальный вертикальный отсек квадратного сечения с затвором – буровая шахта. Буровая шахта проходит от днища судна до буровой палубы.
По окончании бурения и извлечения инструмента буровую шахту закрывают затвором - двустворчатыми воротами. Воду из шахты откачивают, поднимают якоря и судно готово к передвижению. Эксплуатационная скорость буровых судов составляет 11-15 узлов. Когда ворота шахты открываются забортная вода заполняет ее и поднимается до уровня ватерлинии судна.
Буровой райзер — это колонна труб большого диаметра соединяющая устье подводной скважины с судовой буровой установкой.
Самой большой открытой корабельной шахтой размером 61 × 23 × 20 метров или как ее называют «лунный бассейн (moon pool)» было оборудовано судно Hughes Glomar Explorer (GSF Explorer), специально построенное в 1972 году по заказу ЦРУ США для секретного проекта «Azorian».
Советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 затонула в Тихом океане на глубине 5 км в 2510 км северо-западнее Гавайев 8 марта 1968 года. Американская атомная подлодка USS Halibut обнаружила место крушения и ЦРУ разработало совершенно секретный план по подъёму К-129 в разведывательных целях.
В 1974 году переднюю часть подлодки длиной 12 метров подняли в шахту корабля Hughes Glomar Explorer. Днище шахты закрывалось воротами и это позволило изучить извлеченную часть в сухом укрытии. В осушенных отсеках были обнаружены две торпеды с ядерными боеголовками и тела шести советских подводников, которых похоронили в море с соблюдением всех правил.
Информация об этой операции стала общеизвестной в 1975 году после опубликования секретных материалов в американских СМИ.
Буровое судно стабилизируется на точке бурения, несмотря на волны, ветер и течения с помощью нескольких якорей и системы динамического позиционирования.
Для динамического позиционирования судно оборудуется множеством датчиков и подруливающих устройств. Информация с датчиков на судне, датчиков на морском дне, спутников обрабатывается компьютерными программами на основе математической модели судна. На основе этих данных функционируют подруливающие двигатели и судно удерживается в заданной точке.
Буровые суда классифицируют по поколениям в зависимости от года постройки, характеристик судового и бурового оборудования.
Первым в мире буровым судном последнего восьмого поколения стал Deepwater Atlas. Грузоподъемность буровой установки составляет 1360 тонн. С такой нагрузкой на крюке и превентором на 1360 атмосфер судно может бурить скважины до 12 000 метров при глубине моря 3 700 м.
Для сравнения: грузоподъемность установки «Уралмаш 15000» Кольской сверхглубокой скважины составляла 400 тонн.
Буровая вышка Deepwater Atlas оборудована двумя верхними приводами и автоматизированными системами расстановки бурильных и обсадных труб, что позволяет одновременно производить проходку двух стволов.
В настоящее время судно Deepwater Atlas разбуривает глубоководное нефтяное месторождение Shenandoah в Мексиканском заливе.
Далее читаем следующую статью: «Подводное бурение.»