В апреле 2025 года компания «Трансмашхолдинг» объявила о начале испытаний нового пассажирского поезда по системе push-pull, получившего обозначение ДП2Д. Это первый в России опыт реализации концепции «тяни-толкай» в сегменте дизельной тяги: поезд сочетает в себе тепловоз и вагоны электропоезда с кабиной, что позволяет обходиться без маневров на конечных станциях.
При этом, несмотря на аббревиатуру «ДП» (дизель-поезд) в названии, с технической точки зрения это вовсе не классический дизель-поезд. ТМХ называет ДП2Д именно дизель-поездом, но конструктивно он ближе к поезду с локомотивной тягой: тяговая сила обеспечивается тепловозом ТЭП70БС, в то время как вагоны – немоторные. В дизель-поезде тяга должна быть распределена по составу.
Главная особенность состава заключается в том, что один из вагонов оборудован собственной кабиной управления, дублирующей все функции локомотивной кабины. Это и делает состав настоящим push-pull, позволяя управлять поездом из любого конца.
Что входит в состав ДП2Д
Базой для нового состава стал тепловоз ТЭП70БС, произведенный на Коломенском заводе, и вагоны от электропоезда ЭП2ДМ, собранные на Демиховском машиностроительном заводе.
Вагоны, несмотря на свое электропоездное происхождение, адаптированы под дизельную тягу и модернизированы: изменены системы управления, установлены разъемы для связи с тепловозом, добавлены механизмы видеонаблюдения и информирования.
Поезд можно формировать в разных составностях: от двух до шести вагонов, один из которых обязательно будет головным. В шестивагонной конфигурации состав способен перевозить до 636 пассажиров, включая два места для инвалидов-колясочников.
Конструкционная скорость поезда – до 120 км/ч. Состав ориентирован на эксплуатацию на неэлектрифицированных пригородных маршрутах с переменным пассажиропотоком.
В зависимости от направления движения управление поездом осуществляется либо из кабины тепловоза, либо из кабины головного вагона.
Удобства для пассажиров и машинистов
Салон вагонов выполнен в стилистике новых пригородных электропоездов, с упором на комфорт, отмечает производитель. Это и увеличенное пространство между креслами, и кондиционирование с функцией обеззараживания воздуха, и LCD-табло с информацией о маршруте и температуре.
Каждый пассажир может зарядить гаджеты – установлены USB-разъемы типа A и C. В вагонах, расположенных по краям состава, предусмотрены крепления для велосипедов, а также инфраструктура для перевозки маломобильных пассажиров.
Не осталась без внимания и кабина машиниста. На ТЭП70БС усовершенствована система управления, добавлены элементы контроля дверей, системы оповещения, а также экраны с данными диагностики.
Кабина управления в головном вагоне получила полный дублирующий функционал, включая видеонаблюдение и системы безопасности. Это означает, что машинист может управлять составом из любой из двух кабин, не теряя контроля над поездом.
Ход испытаний и планы
Первый этап испытаний тепловоза уже завершен: на Коломенском заводе проверяли эргономику и микроклимат в кабине, проводили экологические тесты и взвешивание. Затем локомотив отправился на ДМЗ, где в начале апреля был собран первый состав ДП2Д. Здесь провели начальную проверку работоспособности в статике: «Стоп» и «Холостой ход», оценили работу систем безопасности, взаимодействие с вагонами, корректность пуска и остановки двигателя.
Следующий этап – динамические испытания на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке, где поезд проедет 5000 километров. После этого планируется продолжить тесты на полигоне в Белореченске, а завершение сертификационных мероприятий ожидается к концу 2025 года.
Концепция push-pull в российских условиях долгое время не применялась. Во многом – из-за специфики инфраструктуры и предпочтений в сторону классических дизель-поездов с распределенной тягой или рельсовых автобусов. Однако в последние годы многие неэлектрифицированные линии – особенно в регионах – нуждаются в обновлении подвижного состава, причем с учетом гибкости маршрутов.
Линейка поездов РА1, РА2, РА3 больше не производится.
Новый ДП2Д может стать именно таким решением и прийти на замену классическим рельсовым автобусам. Благодаря модульной составности он подойдет для направлений с разной плотностью пассажиропотока, а возможность управления с двух концов сделает эксплуатацию проще и экономичнее – особенно на линиях с тупиковыми станциями.
Не исключено, что в перспективе эта схема распространится и на другие типы поездов, включая перспективные гибридные или водородные решения. А пока ДП2Д – это интересный шаг в сторону повышения эффективности регионального железнодорожного сообщения.