Найти в Дзене

Транссибирская экспедиция-2025 Вдоль БАМа на машине от А до Я

1 ЭТАП. Западный БАМ: от Тайшета до Тынды. Продолжение... 13 марта 2025, день шестой На завтрак сегодня борщ с чесночным хлебом ;-). Утро морозное и ясное, температура -14°С, настроение отличное. Выехали в 9-00. Дорога хорошо чищена и укатана. Вокруг открывается панорама широкой долины реки Верхняя Ангара, по бортам долины поднимается Верхне-Ангарский хребет. К 11 часам приехали в Новый Уоян, заправились на АЗС Роснефть, ДТ 77 руб. Поселок и станцию Новый Уоян строила Литва. Посетили ж\д вокзал, немного погуляли в округе и двинулись дальше. Примерно в пяти километрах после Нового Уояна (в направлении Северомуйска) - поворот направо, т.е. на юг – это отходит дорога на Курумкан, и далее - на знаменитый «110-й зимник»; в этом путешествии нам туда не надо, едем дальше на восток. К обеду доехали до станции Кюхельбекерская (ранее называлась Янчукан, по названию реки), пгт Янчукан. Судя по пятиэтажным домам в центре поселка, предполагалось, что населенный пункт будет очень большим. Посетили
Монумент строителям БАМа
Монумент строителям БАМа

1 ЭТАП. Западный БАМ: от Тайшета до Тынды. Продолжение...

13 марта 2025, день шестой

На завтрак сегодня борщ с чесночным хлебом ;-). Утро морозное и ясное, температура -14°С, настроение отличное. Выехали в 9-00. Дорога хорошо чищена и укатана. Вокруг открывается панорама широкой долины реки Верхняя Ангара, по бортам долины поднимается Верхне-Ангарский хребет.

К 11 часам приехали в Новый Уоян, заправились на АЗС Роснефть, ДТ 77 руб. Поселок и станцию Новый Уоян строила Литва. Посетили ж\д вокзал, немного погуляли в округе и двинулись дальше. Примерно в пяти километрах после Нового Уояна (в направлении Северомуйска) - поворот направо, т.е. на юг – это отходит дорога на Курумкан, и далее - на знаменитый «110-й зимник»; в этом путешествии нам туда не надо, едем дальше на восток.

К обеду доехали до станции Кюхельбекерская (ранее называлась Янчукан, по названию реки), пгт Янчукан. Судя по пятиэтажным домам в центре поселка, предполагалось, что населенный пункт будет очень большим. Посетили вокзал, перрон. Все постройки вокзала - это розовый вулканический туф, привычный для Еревана. Строили станцию строители из Армении, АрмБАМстрой. Здесь же на вокзале организовали обед из своих запасов и двинули дальше на восток.

После Янчукана дорога плавно начинает подниматься на Северомуйский хребет. Здесь начинается знаковый участок БАМа: трасса автодублера пересекает Северомуйский хребет на перевале высотой 1120 метров, а железная дорога в районе Тоннельного уходит в сердце горы и проходит через Северомуйский тоннель - самый длинный тоннель в России протяженностью 15343 метра. Пока строили тоннель, обходная ветка БАМа длиной 64 км проходила по склонам хребта через петлевые тоннели, серпантины и виадук, названный «Чертовым мостом», эта ветка функционирует и сейчас. Автодублер проходит под этим мостом, и можно воочию оценить гений советских инженеров и профессионализм монтажников, которые строили этот виадук. Останавливаться здесь категорически запрещено, этот участок серьезно охраняется. Мы сделали несколько фото на ходу и двинулись дальше. Пока наш путь лежит на восток.

«Чертов мост»: высота виадука 35 метров, с уклоном 40 тысячных. Это самый крутой участок железной дороги в мире.

Спустились к восточному порталу тоннеля и стеле, посвященной строителям тоннеля: вокруг строительная техника, рабочие, идет стройка второго тоннеля.

Ночевка в поле. В 18-00 часов встали у реки Муякан в 44 км от пгт. Таксимо. Место отличное, далеко от дороги, лиственничный лес, красота. За ужином обсуждали тоннели, мосты и вообще, как смогли люди работать в таких условиях?! Это же подвиг!

Температура -16°С, км 442242.

14 марта 2025, день седьмой

Завтрак на реке Муякан. Погода отличная, ясно, -11°С. В 09-00 выехали в сторону Таксимо. Еще вчера вечером подметили, перевалив Северомуйский хребет, что снега стало значительно меньше. Гравийная дорога хорошо отсыпана. Местами, где снега нет совсем, очень пыльно – местность напоминает трассу «Колыма».

В 10-30 заехали в Таксимо. Пгт Таксимо - большой и ухоженный, центральные улицы асфальтированы, много пятиэтажных домов. Строго придерживаемся плана: посетили ж\д вокзал, несколько продуктовых магазинов и АЗС на выезде, заправили полные баки. Стоимость ДТ 77 руб., АЗС с необычным названием «Негоциант».

За Таксимо дорога становится заметно хуже: большие «волны» сменяются разбитыми участками, мосты через многочисленные ручьи и реки в ветхом состоянии. Чтобы хоть как-то продлить их век, в зимний период рядом с мостами делают ледовые переправы, чтобы техника ехала по льду, тем самым фактически на половину года снимается нагрузка на мосты. Трафик на дороге совсем небольшой, легкового транспорта практически нет. В районе ж\д станции Шиверы, на особенно крупных дорожных «волнах», на одном из прицепов отломилось прицепное устройство (ТСУ). Ремонт провели оперативно, заменили, установив запасное, и внимательно осмотрели прицепное устройство на втором прицепе – проблема аналогичная (большая вертикальная трещина). Все обдумали, приняли решение организовать обед, а затем ехать в ближайший поселок Куанду и там найти сварку.

Перед Куандой еще одно знаковое место Западного БАМа - автомобильный мост через реку Витим, Витимский мост. Витим - большая сибирская река, по берегу которой проходит административная граница Республики Бурятия и Забайкальского края. Трасса автодублера приводит путешественников на высокий отсыпанный берег Витима, здесь выезд на знаменитый автомобильный мост.

Витимский мост установлен параллельно железнодорожному, чуть ниже по течению реки. Мост крепкий, стоит на мощных металлических подпорах, настил из лиственничных брусьев местами подгнил, много следов самостоятельного ремонта, каждый проезжающий считает необходимым что-то поправить, подлатать или подсыпать - возможно, на том и держится Витимский мост. Мост проезжий, в теплое время года другой альтернативы для проезда на машине нет!

Осмотрели все внимательно, немного погуляли и двинулись дальше. Ниже моста, в 200 метрах, в районе нежилого села Витим, организована ледовая переправа, которая пересекает реку и выходит крутым подъемом на правый берег Витима, на карте выход обозначен зимовьем Спицына, оно жилое! Спустя 25 км добрались до Куанды – поселок большой, живой, с отзывчивыми людьми, строила его Узбекская ССР. Часть коллектива двинулась на изучение ж\д вокзала (он здесь красивый и ухоженный!), вторая часть коллектива – искать сварку. Очень скоро в гаражном кооперативе уже проводили ремонт. Сергей очень профессионально провел сварные работы: что нужно - приварил, что нужно - усилил. Пока работали, поговорили о жизни, о БАМе и обязательно о рыбалке! После ремонта выехали из поселка и остановились на берегу реки Куанда в 19-50. Сегодня встали на стоянку позже, чем обычно, на улице ясно и морозно. На ужин варим пельмени с бульоном, чтобы немного согреться.

Ночевка в поле, на реке Куанда. Часы перевели ещё на час вперёд, + 6 Мск.

Температура -11°С, км 442380.

15 марта 2025, день восьмой

Утро ясное и морозное. Стала барахлить паяльная лампа, на которой готовим. В 09-50 выехали на ледовую переправу через реку Куанда. Автомобильного моста нет, рядом с ж\д мостом видны опоры старого моста, большая часть пролетов отсутствует. Зимой - переезд по льду. Куанда - река большая, с сильным течением, в теплый период времени переезда нет. Местные говорят, что осенью при низкой воде на Урале где-то можно проехать вброд. Куанда – это первая река на западном БАМе, на которой нет автомобильного моста, если ехать на восток.

Мост железнодорожный через реку Куанда. Хорошо виден разрушенный автомобильный мост.
Мост железнодорожный через реку Куанда. Хорошо виден разрушенный автомобильный мост.

Вообще, на этой части БАМа мосты и мосточки выглядят страшновато, особенно для крупной техники. Видели Урал, который упал с мостика, все живы, но зрелище неприятное.

В районе обеда пересекаем Кодарский хребет по перевалу высотой около 1000 м, это водораздел между Витимом и Олекмой. Дорога хорошая, отсыпанный, укатанный грейдер. Сегодня, по ощущениям, самый красивый за эти дни участок дороги - с одной стороны Кодарский хребет и БАМ, с другой - озера и реки с наледью. Проезжаем мимо озер Большое и Малое Леприндо, здесь берет свое начало река Чара. Местность очень живописная: островерхие горы с ледяными шапками, лиственничная тайга и голубой лед на озерах, выдутый ветрами. На этом участке идет активная стройка!

Пока дорога больше похожа на зимник, скорость 30 км\ч, дорога идёт волнами, много участков с обрушенными мостами, буквально за пару часов проехали объездов десять. Очевидно, что смычки между пгт. Куанда и пгт. Новая Чара фактически нет, кроме зимнего периода. Автодублер БАМа - непроездной, кроме зимнего периода в 5-6 месяцев.

В Новую Чару заехали в 14-30. Поселок городского типа Новая Чара - крупный железнодорожный узел. Центральные дороги асфальтированные, множество магазинов с большим выбором товаров. В одном из автомобильных отделов удалось купить все необходимое для ремонта паяльной лампы, полный набор ЗИПов. Посетили ж\д вокзал, станцию Новая Чара строил Казахстан. У туристов этот район известен небольшой пустыней, а точнее песчаным массивом, расположенным между реками Большой и Малый Сакукан, северная часть которого ограничена Кодарским хребтом. Чарские пески включены в состав Национального парка «Кодар»; для посещения территорий и объектов парка требуется оформление заявки и оплата билетов. На сайте национального парка «Кодар» заявка оформляется онлайн, входной билет 200 руб. с чел.

Заехали на АЗС и заправили полные баки. Стоимость ДТ в Новой Чаре 98,70 руб. – пока самое дорогое топливо на маршруте! После заправки двинулись на Чарские пески по дороге, которую нам объяснили местные жители.

Информационный щит - Национальный парк "Кодар"
Информационный щит - Национальный парк "Кодар"

Зимой, по словам местных жителей, дорога на Чарские пески лучше, чем летом, и идёт от Новой Чары около 9 км, затем короткий зимник через р. Чара. В лесу начинаются крутые, затяжные, обледенелые подъемы. На один из подъемов с прицепами мы подняться не смогли, пришлось отцеплять прицепы, спускать их вниз. До песков около 5 км решили ехать налегке, прицепы оставили перед подъемом в удобном месте, чтобы по возвращении организовать здесь ночевку.

Чарские пески
Чарские пески

Без прицепов поднялись легко, через несколько километров нам открылась сюрреалистическая картина: посреди сибирской тайги и заснеженных вершин Кодарского хребта поднялись песчаные барханы. Очень необычное место. Погуляли немного, сделали фото, солнце уже клонилось за горизонт. Поехали к прицепам разбивать лагерь и готовить ужин. Заменили в паяльной лампе уплотнительные резинки, и она стала работать, как часы.

Ночевка в поле. Температура -8°С, км 442534.

16 марта 2025, день девятый

Утро солнечное, ясное, -12°С. Позавтракали и вновь поехали в Новую Чару. Зашли в продуктовый магазин, а затем посетили музей. Очень интересная экспозиция: восемь отдельных залов (геология, история БАМа, этнография, природа… и т.д.) и еще один отдельный зал – Удокан медь. Посещение музея было очень познавательным.

Удокан - медное месторождение в 10 км от Новой Чары, одно из самых крупных в мире (по статистике - третье, уступает Аляске и Конго). В России - оно номер первый. Разведано и обозначено в советское время, разработка Удоканского медного месторождения - один из весомых аргументов в пользу постройки БАМа.

В 11-30 выехали из Новой Чары дальше на восток. Дорога хорошая, отсыпанный грейдер. Через 55 км, на разъезде Сенаторский, проехали самую северную точку БАМа. Спустя час поднялись на Кодарский хребет, здесь самая высокая точка БАМа - 1326 метров.

Спустя 100 км хорошо отсыпанная дорога с крепкими мостами уходит налево, туда же повернули и мы, увлеченные центробежной силой. Но уже через километр, остановившись и поговорив с водителями грузовиков, стало ясно, что дорога эта ведет на месторождение, нам туда не нужно. Вернувшись километр до развилки, вновь встали на автодублер. Здесь же на развилке пообедали и в наледи набрали чистой воды в дорогу. По указателю едем на Хани - это единственный населенный пункт на БАМе, который относится к Якутии (33 км БАМа проходят по территории Якутии).

Важный дорожный указатель - Хани (Якутия), это БАМ направо
Важный дорожный указатель - Хани (Якутия), это БАМ направо

Дорога стала существенно хуже: узкая, кусты и мелкие деревья порой спускаются до середины дороги, съездов нет, мелкие волны и выбоины, трафика нет совсем, следов пребывания человека нет. Средняя скорость 25-28 км, большинство мостов объезжаем по ледовым переправам.

Поселок Хани выглядит даже ни полузаброшенным, а почти вымершим. Трасса автодублера идет параллельно железной дороге и обходит поселок стороной. В отдалении видны несколько пятиэтажных домов и большая антенна. Хани построен в 1987 г. За поселком выезжаем на ледовую переправу через реку Хани, хорошо виден железнодорожный мост. Автомобильный мост развалился и рухнул на одну из опор, летом этот участок дороги непроездной, если только нет брода по малой воде. Далее реку Хани пересекаем еще дважды, но уже по автомобильным мостам, один из которых совсем новый. Дорога по-прежнему глухая.

На ночевку в 18-20 остановились на одном из притоков Олекмы, на большой поляне в стороне от дороги. До Юктали 70 км. Варим пельмени, говорим о БАМе.

Ночевка в поле. Температура -18°С, км 442756.

17 марта 2025, день десятый

Горячий завтрак, сегодня у нас суп-рассольник. Пасмурно и промозгло, -12С. Дорога идет также серпантином в горах, как и вчера. Трафика совсем нет. Пересекаем мелкие притоки Олекмы по мостикам и ледовым переправам. Доехали до крупного притока Олекмы - реки Имандра. Это очередной участок без автомобильного моста, река большая. В одной из промоин набрали воды, пополнили запасы. Очередной приток Таас-Юрях, моста тоже нет, только объезд по льду. Заметно теплеет, начинает идти мелкий снег, и горы на горизонте затягивает.

В 10-30 подъехали к ледовой переправе через Олекму. Река огромная, с капитальным железнодорожным мостом. Автомобильного моста никогда не было и, похоже, в обозримом будущем не будет. По рассказам местных, раньше, когда по БАМу поездов ходило не много, автомобили пускали по ж\д мосту, но теперь это невозможно. К 11 часам приехали в Юктали. Населенный пункт большой, посмотрели вокзал, немного размялись и погуляли. Юктали строил Челябинск. Попробовали найти АЗС: все, что указанно в Яндексе, давно не работает. Местные подтвердили, что заправки нет! Но машины ездят, парадокс. Поехали дальше на восток, держим курс на Тынду.

Ближе к обеду нашли удобное широкое место на дороге и заправились топливом, что везем с собой. У нас два прицепа, в каждом - по 6 бочек с дизельным топливом емкостью 60 литров, итого на каждую машину запас составляет 360 литров, запас хода - больше 1000 км.

От Юктали в направлении Тынды идёт новая широкая дорога, но мы знаем, что нового много не бывает!

Через 25 км дорога снова сужается, превращаясь в уже известный нам автодублер БАМа, хорошая дорога уходит на угольный разрез, а непонятная, точнее - понятная только по наитию, без всяких дорожных знаков, со слабо видимым следом легкового автомобиля - уходит прямо на Тынду. Нам по ней. Спустя 4-5 км встречаем автомобиль и людей, это редкая возможность узнать что-то полезное о дороге, погоде, да и вообще обменяться новостями.

Ребята едут из Тынды в Юктали, а теперь обратно в Тынду на Субару Форестере сказали, что дорога на перевале опасная – это затяжной подъем и спуск, очень скользкий (на улице оттепель, 1°С), они на Форестере спускались несколько часов. Предлагают перевал объехать по безопасному объезду и дальше ехать вместе.

Подъезжаем к началу подъема на перевал, здесь установлена табличка "движение только через перевал!" (дающая надежду, что есть и другой альтернативный путь). Местные ребята предлагают ехать по объезду за ними. Проехав 200 метров, упираемся в свежее полотно железной дороги - объезда нет! Возможно, раньше здесь и был объезд, но теперь здесь вторая ветка железной дороги.

Вернувшись к подъему на перевал, решили не спешить, все обдумать, пообедать и хорошо подготовиться. Заготовили несколько мешков с песком, надели цепи и тронулись в путь.

Координаты въезда на перевал: 56.499297, 121.939829, сразу после пересечения р. Челчекан.

На перевал поднялись без проблем, спускаться решили так же на цепях. Перевал состоит из двух подъемов, первый подъем - набор высоты около 300 метров, второй подъем - набор высоты около 110 метров. После перевала цепи сняли и двинулись в обычном режиме, дорога очень скользкая, средняя скорость 35 км\час.

Трафика практически нет, за весь день встретили три машины. На ночевку встали в 18-40 на технологическом съезде, который ведет к железной дороге. Поляна расчищенная, есть туалет! Видимо, место используется тех. бригадами, которые осматривают железную дорогу.

Ночевка в поле. Поляна с туалетом. Температура -6°С, идет снег, км 442936.

18 марта 2025, день одиннадцатый

Утро хмурое, идет снег, температура -4°С. В 09-00 выехали в направлении Тынды. Через 25 км вышли на широкую чищеную дорогу (идет на какой-то карьер). Появились километровые столбы, около станции Ларба появилась отметка «0 км». Станцию и вокзал Ларба строила Туркменская ССР. Остановились напротив вокзала и сделали несколько фото.

По мере приближения к Тынде дорога становится более живой, появляется легковой транспорт, дорожная техника и суета, от которой мы совершенно отвыкли.

Тында – это город с населением около 30 тыс. человек. Тында строилась москвичами и как город возникла в 1975 году, сейчас это важный логистический узел на БАМе; еще Тынду называют столицей БАМа, и находится она примерно посередине, разделяя БАМ на Западный и Восточный. С юга в Тынду приходит автомобильная трасса Лена (А-360), которая далее идет на север в Якутск, соответственно по этой автодороге можно выехать и на Транссиб (Р-297).

В 16-40 заселились в простую гостиницу «Незабудка» с советской мебелью, планировкой и очень удобной для нас парковкой. Вся необходимая инфраструктура - кухня, душ, стиральная машина - имеется.

После заселения у большей части коллектива появилось свободное время. Навели полный порядок в машинах, провели визуальный осмотр и полную ревизию продуктов.

Сегодня у нас праздничный ужин – котлеты с гречкой!

Подвели итоги первой части маршрута, западная часть БАМа пройдена.

Ночуем в тепле, в «Незабудке» действительно вспоминали все путешествие!

Температура +1°С, пасмурно, идет снег, км 443141.

Итого общее расстояние:

Тайшет – Тында, 2390 км, 10 дней. По автодублеру БАМа, Улькан – Тында, 1400 км.

1 ЭТАП. Западный БАМ: от Тайшета до Тынды. Начало