Понимание темперамента ребёнка — это как найти ключ к его внутреннему миру: к тому, как он воспринимает новое, как реагирует на эмоции, как общается и учится 🗝
Чтобы лучше разбираться в поведенческих особенностях своего малыша, нейропсихолог Юлия Лыкова предлагает простой, но точный тест для родителей детей от 3 лет. Он поможет определить преобладающий тип темперамента ребёнка и станет полезным ориентиром для более чуткого взаимодействия — без надломов, с учётом врождённых особенностей.
💬 Перед тем, как вы перейдете к тесту, важно отметить, что редко встречаются люди, принадлежащие к одному типу темперамента. Обычно это темперамент смешанного типа. А поэтому не удивляйтесь, если в одних ситуациях ребёнок может проявить себя как сангвиник, а в другой ситуации поведёт себя как холерик.
Кроме этого, в дошкольном детстве многие особенности темперамента маскируются возрастной импульсивностью, слабостью нервной системы, которая со временем может быть преодолена.
Карточки с вопросами и результаты теста оставили в карусели ⬇️ Для каждого вопроса выберите один вариант ответа и запишите его.
Но прежде не забудьте поддержать пост ❤️ за пользу 🙏🏻
▪️ Попробуйте описать наиболее выраженные черты характера ребенка. Какой он?
1. Жизнелюбивый, оптимистичный, разговорчивый, общительный, склонен к лидерству.
2. Спокойный, рассудительный, сдержанный, миролюбивый.
3. Энергичный, неугомонный, вспыльчивый, возбудимый, целеустремленный.
4. Тревожный, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный
▪️ Какие из перечисленных ниже эмоций ребёнок проявляет сильнее и чаще всего?
1. Удивляется, радуется, смеётся.
2. Почти никогда не реагирует бурно, преобладают позитивные эмоции.
3. Злится, гневается.
4. Грустит, опасается, испытывает растерянность.
▪️ Как ребёнок обычно реагирует на наказания / неприятные последствия?
1. Он спокоен, не злится за наказание.
2. Если злится, то быстро отходит. Как будто не замечает. Без ярких эмоций.
3. Всегда по-разному. Бывает спокойно, бывает бурно (крик, протест).
4. Замыкается в себе, долго дуется, бывает реагирует истерикой, слезами.
▪️ В неожиданных ситуациях ребёнок…
1. Проявляет любопытство.
2. Как и всегда спокоен, даже равнодушен.
3. Сопротивляется, пытается вернуться к прежнему положению вещей.
4. Избегает нового (иногда просто убегает).
▪️ В какие игры ребёнок предпочитает играть?
1. Нравятся любые, которые отвечают его интересам.
2. Любит играть один в спокойные игры.
3. Обожает шумные, подвижные игры.
4. Нравится играть во всевозможные игры, но только с близкими и знакомыми людьми.
▪️ Можете ли Вы сказать, что ваш ребёнок общителен?
1. Да, ему нравится находиться в обществе и детей, и взрослых. Знакомится с новыми людьми легко.
2. Нет, ребёнок больше любит одиночество, играет с хорошо знакомыми детьми и взрослыми.
3. Да. Любит восхищенных зрителей.
4. Нет. Предпочитает быть в одиночестве, общается с близкими.
▪️ Как ребёнок ведёт себя со сверстниками? Можно ли сказать, что он лидер?
1. Он всегда заметен в любой компании — настоящий лидер.
2. Лидер среди малочисленной компании друзей.
3. Сам считает себя лидером. А товарищи по-разному воспринимают его.
4. Мне кажется, он не пользуется авторитетом.
▪️ Как ребёнок усваивает новое?
1. Все новое даётся ему быстро и легко.
2. Медленно, но малыш все усвоит.
3. Схватывает все на лету. Но и забывает быстро.
4. Это зависит от ситуации.
▪️ Как ребёнок разговаривает?
1. Выразительно, связно. Помогает себе мимикой, жестами.
2. Разговаривает медленно, невыразительно, эмоций не проявляет. Иногда бубнит что-то под нос.
3. Быстро, эмоционально, отрывисто, иногда переходит на крик, торопится, проглатывает звуки, слоги и даже слова.
4. Выразительно, но тихо и неуверенно.
▪️ Как ребёнок осваивает возрастные навыки (те, которые положены по возрасту)?
1. Без труда. Все даётся легко.
2. Навыки осваиваются трудно, но прочно.
3. Быстро и легко. Но делает только то, что интересно ему самому.
4. Быстро, но непрочно. При стрессе может случиться откат или остановка в развитии навыка.
▪️ Как ребёнок двигается?
1. Уверенно, точно, ритмично.
2. Аккуратно, неторопливо, манерно.
3. Порывисто, резко, эмоционально
4. Неуверенно, неточно, суетливо.
▪️ Как спит ребёнок?
1. Засыпает быстро и без сложностей, спит крепко, просыпается легко.
2. Легко засыпает, спит хорошо, утром долго не может прийти в себя.
3. Не хочет засыпать, приходится уговаривать, спит неспокойно, просыпается каждый раз в новом настроении.
4. Долго настраивается на сон, но быстро засыпает, просыпается в добром расположении духа, но требуется время на то, чтобы прийти в себя.
▪️ Как проходит адаптация к новым условиям (например, к детскому саду)?
1. Легко, быстро.
2. Не хотел менять устоявшийся ход событий, адаптация была долгой.
3. Новая обстановка понравилась, долго адаптировался к требованиям воспитателей.
4. Нельзя с уверенностью сказать, что адаптация уже позади. Никак не мог привыкнуть.
Результаты теста: посчитайте количество ответов — каких цифр больше 5 штук.
Если в ответах чаще встречается:
- вариант 1 — преобладающий тип темперамента ребёнка сангвинический;
- вариант 2 — флегматический;
- вариант 3 — холерический;
- вариант 4 — меланхолический.