Найти в Дзене
Артфикшн

Бросок в вечность: «Дискобол» Мирона

«Дискобол», то есть «бросающий диск» (от древнегреческого Δισκοβόλος) – это, пожалуй, одна из самых известных статуй античности. Она изображает атлета, готовящегося к броску диска. Оригинал был отлит из бронзы греческим скульптором Мироном около 450 года до нашей эры. Мирон творил в так называемом «строгом стиле», характерном для раннего классического периода (примерно в 490—450 годах до нашей эры). Статуя Дискобола очень отличается от статичных статуй кор и куросов, однако в ней всё ещё присутствуют отголоски архаики: волосы выполнены очень условно, орнаментально, а лицо не выражает никаких эмоций. Кстати, почти одновременно со статуей Дискобола была создана другая знаменитая античная статуя – «Дискофор», то есть «носитель диска» (около 460-450 до н.э.), скульптора Поликлета. Считается, что «Дискобол» – это изображение победителя Олимпийских игр в метании диска. Такие статуи, изображавшие атлетов в полный рост, довольно часто возводились в Древней Греции. В Древней Греции все атлеты
«Дискобол» Ланчелотти. Копия с бронзовой статуи Мирона . Середина II века н. э. Национальный музей Рима, Италия
«Дискобол» Ланчелотти. Копия с бронзовой статуи Мирона . Середина II века н. э. Национальный музей Рима, Италия

«Дискобол», то есть «бросающий диск» (от древнегреческого Δισκοβόλος) – это, пожалуй, одна из самых известных статуй античности.

Она изображает атлета, готовящегося к броску диска. Оригинал был отлит из бронзы греческим скульптором Мироном около 450 года до нашей эры. Мирон творил в так называемом «строгом стиле», характерном для раннего классического периода (примерно в 490—450 годах до нашей эры).

Слева: Кора в пеплосе. Около 530 до н. э. Новый музей Акрополя, Греция
Справа: Дельфийский возничий. Около 478 до н. э. Археологический музей, Дельфы, Греция
Слева: Кора в пеплосе. Около 530 до н. э. Новый музей Акрополя, Греция Справа: Дельфийский возничий. Около 478 до н. э. Археологический музей, Дельфы, Греция

Статуя Дискобола очень отличается от статичных статуй кор и куросов, однако в ней всё ещё присутствуют отголоски архаики: волосы выполнены очень условно, орнаментально, а лицо не выражает никаких эмоций.

Метатель диска. 510-500 до н. э. Лувр, Париж, Франция
Метатель диска. 510-500 до н. э. Лувр, Париж, Франция

Кстати, почти одновременно со статуей Дискобола была создана другая знаменитая античная статуя – «Дискофор», то есть «носитель диска» (около 460-450 до н.э.), скульптора Поликлета.

Мраморная копия «Дискофора» Поликлета
Мраморная копия «Дискофора» Поликлета

Считается, что «Дискобол» – это изображение победителя Олимпийских игр в метании диска. Такие статуи, изображавшие атлетов в полный рост, довольно часто возводились в Древней Греции. В Древней Греции все атлеты соревновались обнажёнными после одного прецедента, когда во время состязаний в беге один из спортсменов сбросил с себя одежды, которые ему мешали, и победил.

Также есть версия о том, что статуя изображает трагичный момента мифа об Аполлоне, когда тот во время состязания по метанию диска случайно попал в Гиацинта. Аполлон не смог его спасти, зато по его воле из крови Гиацинта вырос прекрасный цветок.

Школа Караваджо. Смерть Гиацинта. XVII век. Музей искусства Томаса Генри, Шербур, Франция
Школа Караваджо. Смерть Гиацинта. XVII век. Музей искусства Томаса Генри, Шербур, Франция

До нас не дошла оригинальная бронзовая статуя Мирона, зато сохранилось много более поздних римских мраморных копий с неё. Самая известная из них была найдена во время раскопок в Риме в конце XVIII века. Её сразу же купил кардинал Филипп Ланчелотти и поместил в своём дворце, так что теперь она называется «Дискобол Ланчелотти». В 30-е годы XX века эту статую мечтал заполучить Адольф Гитлер. Он выкупил её за 5 миллионов лир и привёз в Германию. Но после окончания Второй Мировой войны она вернулась в Италию.

Многие копии дошли только в виде фрагментов: торсов, рук, ног и т.д. Зато эти части разных версий скульптуры помогли сделать качественные реконструкции статуи.

Например, слепок в ГМИИ им. Пушкина в Москве был сконструирован на основе четырёх разных древнеримских мраморных копий статуи из музеев Италии и Англии.