Последние три года китайские автомобильные бренды безраздельно властвовали на просторах российского рынка. Но их гегемонии, похоже, скоро придет конец.
С каждым днем все больше экспертов и участников рынка выражают недовольство условиями сотрудничества с производителями из Поднебесной. И на горизонте уже маячит возвращение грандов корейского автопрома.
Всё больше партнеров разочаровываются в «китайцах»
То, что китайскими автопроизводителями в России недовольны — давно не секрет. А теперь к многочисленным критикам присоединились даже автодилеры. Бывший глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) провел среди топ-менеджеров автоцентров неформальный опрос о работе с китайскими партнерами. Результаты оказались безрадостными.
Из 27 опрошенных руководителей высшего звена лишь двое полностью удовлетворены сотрудничеством с брендами из КНР. Еще семеро отметили, что условия хуже, чем у дистрибьюторов ушедших марок, но верят в улучшение ситуации. А вот 18 респондентов заявили, что условия гораздо хуже, и никаких перспектив не видят.
Каковы главные претензии к "поднебесным"
Основные претензии российских партнеров и потребителей к большинству автопроизводителей из Поднебесной хорошо известны. Прежде всего, их обвиняют в желании по максимуму использовать благоприятный момент и задирать цены. В итоге стоимость «чайнакаров» взлетела до невменяемых высот, что обрушило продажи.
Кроме того, китайские фирмы не уделяют должного внимания серьезным проблемам с сервисом. У многих до сих пор нет даже каталогов запчастей, что затрудняет обслуживание машин. Остаются вопросы и к долговечности китайских изделий.
Самое удручающее в сложившейся ситуации — значительная часть предпринимателей из КНР не проявляет стремления к изменению ситуации. По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра:
"Глубокая привязанность наших соотечественников к покинувшим рынок автомобильным маркам остаётся неизменной, и даже по прошествии нескольких лет отсутствия потребители сохраняют желание владеть престижным, добротно изготовленным транспортным средством.
Как ни посмотри, автомобиль китайского производства воспринимается подобно беспородному животному на фоне чистокровных представителей..."
"Корейцы" готовятся к возвращению
На фоне растущего недовольства китайцами все чаще звучат новости о возвращении корейских брендов в Россию. И эти слухи не беспочвенны.
Например Kia уже включила российский рынок в свою стратегию на этот год. В планах - продать в этом году не менее 50 тыс. своих автомобилей.
Эти амбициозные цели вполне реалистичны, учитывая, что корейский автопром принял все меры для быстрого и комфортного возвращения в нашу страну.
Разница в подходах: маркетинг и партнерство
Ключевое различие между китайскими и корейскими автопроизводителями - в их подходе к продвижению и работе с партнерами. Китайские компании не слишком утруждали себя в этом направлении, будучи уверенными, что хорошие условия на российском рынке будут вечными.
«Корейцы» же, обладая большим опытом в международной торговле машинами, действовали куда мудрее. Даже покинув российский рынок, они приложили максимум усилий для сохранения партнерских отношений с РФ — дилерами, СТО и конечными потребителями.
Такая стратегия позволила корейцам не только сберечь репутацию, но и поддерживать пул контрагентов, готовых возобновить полномасштабное сотрудничество, как только будет принято соответствующее политическое решение.
Перспективы переформатирования рынка
Возникает логичный вопрос: как изменится российский авторынок с возвращением корейских, а возможно, японских и европейских брендов? Смогут ли китайские производители удержать завоеванные позиции?
По мнению экспертов, если китайцы не изменят нынешнего отношения к российским партнерам и покупателям, их шансы сохранить лидерство минимальны. Они не смогли завоевать лояльность потребителей, а свой главный козырь — низкие цены — утратили в погоне за быстрой прибылью.
Прогнозируется, что в условиях реальной конкуренции доля китайских автомобилей на российском рынке может сократиться до 10% в течение двух-трех лет. Тем временем, «корейцы», благодаря сохраненным связям с партнерами и потребителями, имеют все шансы быстро вернуть утраченные позиции.
Российские автолюбители с нетерпением ждут возвращения корейских машин, несмотря на текущие скидки и широкий ассортимент китайских моделей.
Это говорит о том, что потребительские предпочтения остаются важным фактором, который может серьезно повлиять на будущую конфигурацию российского автомобильного рынка.