Найти в Дзене
Labyrinth & Spiders

Джеймс Мэтью Барри «Питер Пен» (1911)

Есть детские сказки, а есть - «Питер Пен». Это настолько классическая классика, что уже можно относиться как угодно к этой истории - она живет отдельно от всех читательских мнений) Мне были не близки и не понравились ни образы, ни темы, которые Барри поднимает в истории, ни то, как он эти темы развивает и доносит до читателя, но при этом я признаю, что это - 11/10))))) И в литературе, не только детской, но мировой, «Питер Пен» - это явление, событие и глыба. Мне не хочется говорить, что это та самая книга, которую ДОЛЖЕН прочитать каждый – вовсе нет. Никто никому ничего не должен. И читать вовсе не обязательно - мы живем в то время, когда вряд ли можно найти человека, кто совсем-совсем не знает, о чём эта история (хотя бы приблизительно), и что может ожидать читателя под обложкой. Но людям читающим, я бы всё же советовала ознакомиться хотя бы с пересказом, чтобы понимать, откуда берет начало архетип Питера Пена. Сам сюжет довольно прост: трое детей – Венди, Джон и Майкл – улетают вс

Есть детские сказки, а есть - «Питер Пен». Это настолько классическая классика, что уже можно относиться как угодно к этой истории - она живет отдельно от всех читательских мнений)

Мне были не близки и не понравились ни образы, ни темы, которые Барри поднимает в истории, ни то, как он эти темы развивает и доносит до читателя, но при этом я признаю, что это - 11/10))))) И в литературе, не только детской, но мировой, «Питер Пен» - это явление, событие и глыба.

-2

Мне не хочется говорить, что это та самая книга, которую ДОЛЖЕН прочитать каждый – вовсе нет. Никто никому ничего не должен. И читать вовсе не обязательно - мы живем в то время, когда вряд ли можно найти человека, кто совсем-совсем не знает, о чём эта история (хотя бы приблизительно), и что может ожидать читателя под обложкой. Но людям читающим, я бы всё же советовала ознакомиться хотя бы с пересказом, чтобы понимать, откуда берет начало архетип Питера Пена.

Сам сюжет довольно прост: трое детей – Венди, Джон и Майкл – улетают вслед за вечно 7-летним мальчиком Питером в Нетландию (остров Нет-и-не-будет в нашем варианте), где встречают «потерянных мальчиков», краснокожих и пиратов, а ещё фей и русалок и проживают множество приключений. Иногда очень жутких.

Но за этим простым сюжетом кроется какое-то невероятное количество смыслов.

Мы с Машкой читали в пересказе Ирины Токмаковой и он был великолепным. Легкий текст, местами иронический, местами утешающий. И слышится голос рассказчика. Я обычно не люблю прорубание четвертой стены и разговоры с читателем, но в данном случае это было очень гармонично, потому что голос автора получился эдаким голосом Питера Пена, только иного Питера, которому получилось-таки вырваться из Нетландии. И повзрослеть. Очень хорошо, правда.

И я была готова тормозить на каждом предложении – так много было сказано буквально в трех словах.

-3

Тут и яркие образы – все, вот, буквально, каждый из персонажей ярок, и ни один не теряется. И если пираты (и краснокожие), в основном, предстают единой массой и лишь некоторые из них наделены исключительными чертами прежде всего характера, чтобы выделять их из общего монолита злодейства, то мальчишки – все разные. Что уж говорить про основных героев, про родителей троицы, про фею Динь-Динь и, например, Тигровую Лилию.

-4

Тут и отношения с их архетипичными конфликтами – великое множество мыслей по поводу и родителей, и детей, и отношений, и сложностей, и взросления, и ответственности, и долга, и любви, заботы, привязанности... Сложно сказать, чего не коснулся автор в его эпическом размахе смыслов.

Тут и философия. Вот уж чего полным-полна коробочка. И совершенно неудивительно, что прошло столько лет, а сказка до сих пор актуальна. Как не удивительно, что «Питер Пен» не просто история, но пространство смыслов, которому посвящено множество исследований и монографий. Тут есть, во что закопаться - история получилась исключительно многоплановой. И можно читать её просто как сказку про полет в мир фантазий, мир детства, куда есть возможно попасть только до определенного возраста, пока ночная пижамка не стала слишком тесна. А можно искать скрытые темы и смыслы, благо и сюжетно, и символически текст это позволяет.

И тема смерти и Питера, как проводника в мир мертвых, конечно же, на поверхности, со всеми его дудочками «крысолова» и прочими милыми мелочами-артефактами.

-5

Собственно, в этом и прелесть истории – она будто предлагает погрузиться внутрь, и вчитываться-вчитываться, вчитываться.

Это сложная, насыщенная сказка. Я читала её в детстве, и тогда она тоже не была моей любимой. Думаю, именно потому, что своими детскими тылами я ощущала, что сказка эта – будто дверца в огромный иной мир, куда можно провалиться. В те времена я такое чувствовала, но не любила. Сейчас я такое люблю и перечитывая историю вместе с Машкой, прониклась. Но понимаю, что история мне опять не понравилась - это не моя трава. Питер Пен заставлял меня скрипеть зубами, а сцена кровавой резни, которую устроили милые мальчики, перебив всех пиратов достойна предупреждения на обложке.

-6

Вообще, в процессе чтения я отлавливала себя на мысли, что вот эта сцена – это целый сюжет для рейтингового триллера, а вот эти три предложения можно развить в психологическую драму, а эти – в ужастик: это очень насыщенная история, очень))

-7

Машке, к слову, она тоже не понравилась (так чтобы на 10 баллов). Ей значительно больше (и по возрасту, думаю, тоже) зашла Пеппи.

В нашем издании были бонусом великолепные иллюстрации Массимилиано Фреццато. Разные стили и техники рисования, живописи и графики – вот, уж, где у меня глаз отдохнул. Целая картинная галерея. Все хороши!

-8