Душевная живопись Михаила Константиновича Клодта поражает своим тончайшим и безупречным воспроизведением родной природы. Его кисть превращала обыденные пейзажи в потрясающие произведения искусства.
В этой публикации покажу лучшие картины живописца, а в промежутке между репродукциями будет небольшой рассказ о его жизни.
Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (1832–1902) — фигура,
занявшая особое место в русской живописи XIX века.
Принадлежа к известной художественной династии — его дядя, Пётр Клодт, был одним из самых известных скульпторов своего времени, — Михаил Клодт выбрал собственную траекторию: не монументальная скульптура и не сюжетная
живопись, а пейзаж. Не эпический, а наблюдательный.
Михаил Константинович получил образование в Императорской Академии художеств, после чего уехал в Италию, как это было принято среди выпускников Академии. Но именно вернувшись в Россию, он находит свою тему — родной ландшафт, изображённый с почти научной объективностью. Его интересует не эффект и не поэтическое настроение, а конкретность пространства. Он не
романтизирует русскую природу — он её изучает.
Картина «Большая дорога осенью», на которой изображены характерные черты простого русского пейзажа, дала толчок популярности художника среди современников. Это полотно отражает серое, низко склонившееся небо и тоскливую расхлябанную дорогу. На ней застряла крестьянская телега, и нет никаких шансов на то, что она сможет продолжить свой путь.
Другие его работы, такие как «Крестьянка» или «На пашне»,
продолжают эту линию: передача конкретного состояния природы в
конкретное время дня и года.
Клодт избегает декоративности и символизма. Его пейзажи — это фиксации. Возможно, поэтому современники иногда упрекали его в «фотографичности». Но это замечание не отменяет главного —он одним из первых в русском искусстве стал рассматривать природу как самостоятельную художественную задачу, а не как антураж.
Клодт активно участвовал в жизни художественного сообщества: в 1860-е
годы стал академиком, а за работу «Село в Орловской губернии» Михаил Константинович в 1864 году получил звание профессора.
Михаил Константинович Клодт входил в состав передвижников, однако вскоре отошёл от движения, критикуя избыточную эмоциональность и идейную нагрузку новых работ. Его взгляды были скорее классическими: искусство должно быть правдивым, но не декларативным. Эстетика Клодта тяготела к академической дисциплине, хотя он и отвергал отвлечённую декоративность.
Особенность живописи Михаила Клодта — в сосредоточенности и структурности. В отличие от Шишкина, который делает природу героем, или Саврасова, который наполняет её настроением, Клодт отказывается от лирических или драматических эффектов. Его пейзаж — это визуальный отчёт. Его живопись построена на точности, на внимании к деталям, на способности видеть сложность в простом.
Известный критик Владимир Стасов писал про Клодта:
Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его
упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком
рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем
размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов... Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины.
Картины Михаила Константиновича близки к научному взгляду, но они не сухие. Они полны тишины, ясности и света. Они показывают, как устроен мир, а не что
в нём чувствует художник. В этом смысле Клодт оказался ближе к тем
художникам XX века, для которых пейзаж — не повод для высказывания, а
форма наблюдения.
Влияние Клодта можно проследить вплоть до «тихого» реализма послевоенного периода, особенно в живописи Валентина Сидорова. Сходство проявляется в структуре полотна, в уравновешенности композиции, в отсутствии лишних элементов. Это честный, внимательный взгляд на природу.
Клодт умер в 1902 году. В истории русской живописи его имя не получило
такого звучания, как у некоторых коллег, но его картины продолжают
оказывать влияние на художников и сегодня. В его работах отсутствует
эффектность, но присутствует структурность. Он создал язык, с помощью
которого можно говорить о природе без лишней интерпретации. Этот язык,
сдержанный и точный, остаётся актуальным.
Понравились картины? Что более всего?
Спасибо за внимание. Буду благодарна вашим лайкам