Найти в Дзене
Вход бесплатный

Трогательная прелесть русской природы на полотнах Михаила Константиновича Клодта

Душевная живопись Михаила Константиновича Клодта поражает своим тончайшим и безупречным воспроизведением родной природы. Его кисть превращала обыденные пейзажи в потрясающие произведения искусства.

В этой публикации покажу лучшие картины живописца, а в промежутке между репродукциями будет небольшой рассказ о его жизни.

"Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще)". 1867 год. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
"Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще)". 1867 год. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея

Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (1832–1902) — фигура,
занявшая особое место в русской живописи XIX века.

Принадлежа к известной художественной династии — его дядя, Пётр Клодт, был одним из самых известных скульпторов своего времени, — Михаил Клодт выбрал собственную траекторию: не монументальная скульптура и не сюжетная
живопись, а пейзаж. Не эпический, а наблюдательный.

"Дубовая роща", 1863 год. Холст, масло 98,2 x 160,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Дубовая роща", 1863 год. Холст, масло 98,2 x 160,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Константинович получил образование в Императорской Академии художеств, после чего уехал в Италию, как это было принято среди выпускников Академии. Но именно вернувшись в Россию, он находит свою тему — родной ландшафт, изображённый с почти научной объективностью. Его интересует не эффект и не поэтическое настроение, а конкретность пространства. Он не
романтизирует русскую природу — он её изучает.

"Лесная даль в полдень", 1876 год. Холст, масло 97,7 х 161 см. Государственная Третьяковская галерея
"Лесная даль в полдень", 1876 год. Холст, масло 97,7 х 161 см. Государственная Третьяковская галерея

Картина «Большая дорога осенью», на которой изображены характерные черты простого русского пейзажа, дала толчок популярности художника среди современников. Это полотно отражает серое, низко склонившееся небо и тоскливую расхлябанную дорогу. На ней застряла крестьянская телега, и нет никаких шансов на то, что она сможет продолжить свой путь.

"Большая дорога осенью", 1863 год. Холст, масло 79,6 x 158,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Большая дорога осенью", 1863 год. Холст, масло 79,6 x 158,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Другие его работы, такие как «Крестьянка» или «На пашне»,
продолжают эту линию: передача конкретного состояния природы в
конкретное время дня и года.

"Крестьянка", 1871 год. Холст, масло. Государственный Русский музей, С.-Петербург
"Крестьянка", 1871 год. Холст, масло. Государственный Русский музей, С.-Петербург
"На пашне". 1872 год. Холст, масло. 71 x 131 см. Государственная Третьяковская галерея
"На пашне". 1872 год. Холст, масло. 71 x 131 см. Государственная Третьяковская галерея

Клодт избегает декоративности и символизма. Его пейзажи — это фиксации. Возможно, поэтому современники иногда упрекали его в «фотографичности». Но это замечание не отменяет главного —он одним из первых в русском искусстве стал рассматривать природу как самостоятельную художественную задачу, а не как антураж.

"Опушка леса", 1870-е. Холст, масло. Частное собрание
"Опушка леса", 1870-е. Холст, масло. Частное собрание

Клодт активно участвовал в жизни художественного сообщества: в 1860-е
годы стал академиком, а за работу «Село в Орловской губернии» Михаил Константинович в 1864 году получил звание профессора.

"Вечерний вид в деревне. Орловская губерния", 1874 год. Холст, масло. 58 x 106 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
"Вечерний вид в деревне. Орловская губерния", 1874 год. Холст, масло. 58 x 106 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Михаил Константинович Клодт входил в состав передвижников, однако вскоре отошёл от движения, критикуя избыточную эмоциональность и идейную нагрузку новых работ. Его взгляды были скорее классическими: искусство должно быть правдивым, но не декларативным. Эстетика Клодта тяготела к академической дисциплине, хотя он и отвергал отвлечённую декоративность.

"Возвращение стада в деревню", 1870 год. Холст, масло 70,8 x 107 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Возвращение стада в деревню", 1870 год. Холст, масло 70,8 x 107 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенность живописи Михаила Клодта — в сосредоточенности и структурности. В отличие от Шишкина, который делает природу героем, или Саврасова, который наполняет её настроением, Клодт отказывается от лирических или драматических эффектов. Его пейзаж — это визуальный отчёт. Его живопись построена на точности, на внимании к деталям, на способности видеть сложность в простом.

"Летний день. Стадо у реки". 1870-е годы. Холст, масло. 72 x 107 см
"Летний день. Стадо у реки". 1870-е годы. Холст, масло. 72 x 107 см

"Волга под Симбирском", 1881 год. Холст, масло 64 х 115 см. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
"Волга под Симбирском", 1881 год. Холст, масло 64 х 115 см. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Известный критик Владимир Стасов писал про Клодта:

Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его
упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком
рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем
размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов... Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины.

"Стадо у реки в полдень", 1869 год. Холст, масло 71 х 108 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Стадо у реки в полдень", 1869 год. Холст, масло 71 х 108 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картины Михаила Константиновича близки к научному взгляду, но они не сухие. Они полны тишины, ясности и света. Они показывают, как устроен мир, а не что
в нём чувствует художник. В этом смысле Клодт оказался ближе к тем
художникам XX века, для которых пейзаж — не повод для высказывания, а
форма наблюдения.

"Коровы на водопое", 1871 год. Холст, масло 34 x 51см. Самарский областной художественный музей
"Коровы на водопое", 1871 год. Холст, масло 34 x 51см. Самарский областной художественный музей

Влияние Клодта можно проследить вплоть до «тихого» реализма послевоенного периода, особенно в живописи Валентина Сидорова. Сходство проявляется в структуре полотна, в уравновешенности композиции, в отсутствии лишних элементов. Это честный, внимательный взгляд на природу.

"На пашне", 1872 год. Холст, масло 27,3 х 47,7 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
"На пашне", 1872 год. Холст, масло 27,3 х 47,7 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Клодт умер в 1902 году. В истории русской живописи его имя не получило
такого звучания, как у некоторых коллег, но его картины продолжают
оказывать влияние на художников и сегодня. В его работах отсутствует
эффектность, но присутствует структурность. Он создал язык, с помощью
которого можно говорить о природе без лишней интерпретации. Этот язык,
сдержанный и точный, остаётся актуальным.

Берег Финского залива. До 1902 года. Местонахождение неизвестно.
Берег Финского залива. До 1902 года. Местонахождение неизвестно.

Понравились картины? Что более всего?

Спасибо за внимание. Буду благодарна вашим лайкам

Музеи
137 тыс интересуются