Найти в Дзене
Homo mobilis

Хореографическая запись: а можно ли записать танец?

Сложно не согласиться с тем, что танец наиболее эфемерное из всех видов искусств, что всегда представляло дополнительную сложность при его передаче, изучении, фиксации. Даже сейчас, несмотря на наличие высококачесивенных видеокамер, и доступности видеосъемки, можно наблюдать, как все таки сложно по этим материалам скопировать или выучить хореографический текст "один в один". Что говорить о 18-19, да и начале 20-го века. Так что неудивительно, что балетмейстеры озадачивались вариантами записи своих постановок, были попытки создавать "балетную партитуру". И конечно, большой вклад в популяризацию и применение подобной записи внес А. Горский. Александр Алексеевич Горский родился в 1871 году в Петербурге. B1880 году поступил в Императорское театральное училище, где его педагогами были П.К Карсавин, Н.И. Волков, М.И. Петипа. По окончании училища, в 1889-м, его зачислили в балетную труппу Императорских Санкт-Петербургских театров. Помимо выступлений в спектаклях Горский увлекся системой б

Сложно не согласиться с тем, что танец наиболее эфемерное из всех видов искусств, что всегда представляло дополнительную сложность при его передаче, изучении, фиксации. Даже сейчас, несмотря на наличие высококачесивенных видеокамер, и доступности видеосъемки, можно наблюдать, как все таки сложно по этим материалам скопировать или выучить хореографический текст "один в один". Что говорить о 18-19, да и начале 20-го века.

Так что неудивительно, что балетмейстеры озадачивались вариантами записи своих постановок, были попытки создавать "балетную партитуру". И конечно, большой вклад в популяризацию и применение подобной записи внес А. Горский.

Александр Алексеевич Горский родился в 1871 году в Петербурге. B1880 году поступил в Императорское театральное училище, где его педагогами были П.К Карсавин, Н.И. Волков, М.И. Петипа. По окончании училища, в 1889-м, его зачислили в балетную труппу Императорских Санкт-Петербургских театров.

Помимо выступлений в спектаклях Горский увлекся системой балетной нотации, разработанной В.И Степановым и изложенной им книге «Alphabet des mouvements du corps humain: Essai d'enregistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux»s. Она была издана в 1892 году на французском языке с интереснейшим предисловием, где в том числе упоминается императорский балет.

Записывать классические танцы Степанову было так же интересно, как фиксировать пластику душевнобольной: «Руки имитируют игру на барабане, девушка бьется на полу регулярными интервалами, как если бы она отбивала такт; в то же время голова поворачивается быстро слева направо». Желание выйти из узко очерченного и строго определенного круга профессиональных интересов характерно для поколения танцовщиков, пришедших в балет в 1880-1890-е годы.

Очевидно, что это желание сближало Степанова и Горского, человека весьма разносторонне одаренного: он пробовал себя как музыкант, художник, скультор, вышивальщик, фотограф, снимавший также в цвете.

Дирекция Императорских театров, которую с 1881 года возглавлял просвещенный сановник и талантливый художник И.А. Всеволожский, поддерживал искания В. И. Степанова и был заинтересован в практическом применении его системы, включив ее в число обязательных предметов. Внедрение же системы началось фактически с Москвы, и характерно, что одна из самых развернутых статей, призванных познакомить публику с системой Степанова, — «Судьба одного талантливого изобретения» — была написана И.М. Пчельниковым, который в 1882-1898 годах служил управляющим московской конторой Императорских театров.

Но в январе 1896 года, «в самый разгар работы по ознакомлению московской труппы со своим изобретением», В. И. Степанов скоропостижно скончался. Александр Горский сменил его в должности преподавателя теории записывания танцев и продолжил его дело, по-видимому, сохранив также и архив. Во многом благодаря позиции Горского, поддержанной Дирекцией театров, хореографическая нотация стала производственной необходимостью балетной труппы, потому что была введена в систему бюрократической отчетности и тарификациию.

Идея сочинения и разучивания хореографии по партитуре и партиям, как музыки оркестром, увлекала Горского. Она воплотилась в двух внушительных хореографических партитурах и множестве партий балета «Клоринда — царица горных фей» либретто к которому Горский написал сам.

Записи балетов была одной из причин почему Горского в декабре 1808 года командировали Москву. Для переноса заранее сделанной нотации балета М.И. Петипа «Спящая красавица». Идея постановки принадлежала, повидимому, В.А Теляковскому, который старался поощрять все новое в искусстве, хотя бы это и не совпадало со вкусами публики.

Горский начинал постановку по собственной хореографической партитуре «Спящей красавицы», в которой был зафиксирован петербургский спектакль, и на программках действительно недолгое время имелась приписка «На московской сцене балет поставлен под руководством артиста Императорских театров Горского по системе записи балетной азбукой В.И. Степанова».

-2

Еще одной важной фигурой, внесшей вклад в систему записи движения и танца, является Р. Лабан.

В 1928 году Лабан открыл и предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод записи танцевальных движений. При помощи специальных значков-обозначений фиксировалась длительность, амплитуда и направление движения.

Рудольф фон Лабан - хореограф, танцовщик и педагог, один из основателей экспрессионистского танца и стиля модерн. Его главной задачей был поиск новых границ выразительности. В своем исследовании он использовал знания архитектора, полученные в Школе изящных искусств в Париже, и рассматривал танец как совокупность пространства, времени и силы. Также он был одним из первых, кто в своих постановках отказывался от классической хореографии, музыки и сюжета. Его учениками были Мэри Вигман и Курт Йосс.

Творческие поиски подтолкнули Лабана на создание системы анализа и записи движения человека - «лабанотации». Некоторые хореографы пользуются ей до сих пор. Лабанотация использовалась в основном для записи танцев, но также применялась в исследованиях производственного труда, для записи физиотерапевтических упражнений и анализа движений в таких видах спорта, как плавание и катание на коньках

Основа системы Лабана - кинесфера - сферическое пространство вокруг тела человека, которое охватывает тело со спокойно открытыми в стороны конечностями. Кинесфера является как бы продолжением тела, т.е. личным пространством, чаще всегопри вторжении в это пространство извне, человек будет испытывать дискомфорт и фрустрацию.

Также Лабан считал, что танец имеет терапевтические свойства. Он основал групповую практику «движущийся хор», в которой мог участвовать любой желающий независимо от подготовки. Все эти изыскания послужили в дальнейшем развитию танцевально-двигательной психотерапии. А система записи Лабана используется терапевтами для изучения и измерения терапевтического эффекта работы с клиентами и испытуемыми.

-3

-4

В данной статье мне хотелось подчеркнуть два основных момента:

1. Когда танец рассматривается, как нечто большее, чем просто развлечение, как искусство, как терапия, сразу появляются новые возможности в его исследовании, а значит и новых открытиях. Это показывает опыт и отношение к танцу героев статьи. Хореографическая запись в современном мире играет важную роль в сборе и упорядочивании информации, который несет танец в любом из своих проявлений.

2. Историю творят разносторонние и удивительные люди. А. Горский и Р. Лабан были не только хореографами, но исследователями, обладающими мультимодальными знаниями, в необходимых для прорыва и революции, сферах.

Если было интересно, подписывайтесь на мой канал, планирую еще серию статей об А. Горском, как художнике и фотографе. Следите за новостями.