Найти в Дзене

Его не взяли в партизаны, но он стал "снайпером эфира"!

Всю войну он провел с боевыми передвижными рациями, обеспечивал подразделение артиллерийской разведки связью со штабами и батареями. Юрий Яковлевич Дмитриев родился 8 мая 1919 году на станции Великая Вятской губернии в многодетной семье лесничего. В 1926 году пошел учиться в начальную школу в городе Вятка (Киров). После окончания Кировской средней школы в 1938 году он поступил в Ленинградскую лесотехническую академию им. Кирова.
В начале Великой Отечественной войны, прервав учебу в академии, Юрий Яковлевич добровольцем ушел на Балтийский флот. Был разведчиком, старшиной радистов отделения разведки артдивизиона, защищал Невский плацдарм, участвовал в освобождении Ленинграда, Финляндии и Германии. В 1941 году — доброволец. С сентября 1941 по май 1945 года — старшина, командир отделения радиотелеграфистов 223-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона Краснознаменного Балтийского флота на Ленинградском и 1-м Прибалтийском фронтах. Награжден орденом Красной Звезды (1945), м
Оглавление

История Юрия Яковлевича Дмитриева

Всю войну он провел с боевыми передвижными рациями, обеспечивал подразделение артиллерийской разведки связью со штабами и батареями.

Биография

Юрий Яковлевич Дмитриев родился 8 мая 1919 году на станции Великая Вятской губернии в многодетной семье лесничего. В 1926 году пошел учиться в начальную школу в городе Вятка (Киров). После окончания Кировской средней школы в 1938 году он поступил в Ленинградскую лесотехническую академию им. Кирова.

В начале Великой Отечественной войны, прервав учебу в академии, Юрий Яковлевич добровольцем ушел на Балтийский флот.
Был разведчиком, старшиной радистов отделения разведки артдивизиона, защищал Невский плацдарм, участвовал в освобождении Ленинграда, Финляндии и Германии.

В 1941 году — доброволец. С сентября 1941 по май 1945 года — старшина, командир отделения радиотелеграфистов 223-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона Краснознаменного Балтийского флота на Ленинградском и 1-м Прибалтийском фронтах.

Награжден орденом Красной Звезды (1945), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946) и другими.

За годы работы в Поволжском лесотехническом институте им. М. Горького (ныне Волгатех. — прим. ред.) с 1957 по 1997 год — преподаватель, доцент, профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой водного транспорта леса и гидравлики, действительный член (академик) Академии естественных наук РФ, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации и Республики Марий Эл, почетный гражданин города Йошкар-Олы, почетный профессор МарГТУ (ныне Волгатех. — прим. ред.)

Умер Ю. Я. Дмитриев 9 ноября 1997 года на 79-м году жизни.

-2

Из воспоминаний:

Я был тогда студентом Ленинградской Лесотехнической академии факультета МЛИТ. В те годы лесная промышленность была ведущей отраслью народного хозяйства. Профессия специалиста лесного дела считалась мужской, требовала знаний, чувства долга и ответственности, физической выносливости.

20 июня 1941 года я сдал последний экзамен по деталям машин и собирался уехать на каникулы домой. А 22 июня мы узнали о начале войны. Конечно, все студенты сразу стали проситься на фронт. Считалось немыслимым оставаться хотя бы на один день в мирных стенах академии в то время, когда Родина в опасности.

На фронт уходят новые и новые подразделения народного ополчения: рабочие, служащие, студенты, женщины.

Волна гордости и восторга за этих людей подкатывает к сердцу, и не описать словами эти чувства. Идут и идут... в одном строю белобородые мужчины и безусые мальчишки, на плече винтовки образца 1891 года.

Студенческий сводный полк: лесная академия, политехники, университеты... Командир батальона — зам. декана Павловский и бойцы — студенты всех курсов и факультетов.

Все тише и тише становится в академии. И вот через десять дней нас осталось около 40 человек. Все это были крепкие ребята, активисты, спортсмены. Все дни мы пытались добиться призыва в армию, но получали отказ.

Я попал на два дня в партизанский отряд, но посмотрев мой воинский билет, меня отослали в академию. Такая же участь постигла меня и при записи в ополчение. Трудно передать то моральное состояние, в котором мы находились... Мы и не знали тогда, что были предназначены специальным указанием Главкома для разведки.

Фото в молодости из книги «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ»
Фото в молодости из книги «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ»

В академии началось формирование строительного полка и мы в него записались. Поручили нам огородить памятник В.И. Ленину около Финляндского вокзала. Мы обложили памятник мешками с песком в несколько слоев и обшили досками. По окончании этой работы нас перебросили на Карельский перешеек строить противотанковые рвы. За быстрое строительство комплекса оборонительных сооружений мы получили благодарность от командующего фронтом К.Е. Ворошилова.

Вернулись в академию, где нас уже ожидали повестки на спецкурсы разветотдела Краснознаменного Балтфлота. Вся война у всех сорока человек — в разведке.

Хорошо помню перед прорывом блокады Ленинграда в 1943 году. Я был старшиной группы радистов из трёх человек, и в нашу задачу входило наблюдение за подготовкой и высадкой десанта противника. Располагались мы в сложенных из камней землянках на Северной дамбе морского канала (продолжение Кронверского острова) недалеко от Стрельны.

Вахту несём беспрерывно. Время от времени запасались аккумуляторами для радиостанции, ходить за которыми приходилось в Гребной порт за 8 километров по открытому льду. Днём этот путь был как на ладони, а ночью немцы постоянно его обшаривали огнями прожекторов. Мы выходили на лёд поздним вечером, а в следующую ночью возвращались. И хотя путь был небольшим, нам он казался бесконечным...

Дни блокады Ленинграда — тяжёлое, но героическое время. Город Ленина в осаде. Сюда можно попасть только по воздуху, но... тоже с боем. Заснеженные улицы не расчищаются — просто их некому чистить. Трамваи встали, где их застало обесточивание электролинии. На улицах — редкие прохожие. Чаще в военных шинелях, полушубках, ватниках, военные патрули матросов и солдат.

Артобстрел улиц — привычная симфония насторожившегося города. Топлива нет. Хлеба не хватает. Голодно. Мучительно хочется есть и немножечко тепла.

Фашисты остановлены, зарылись в землю, ждут, когда ленинградцы сдадутся. Нет, этому не бывать! Лучше смерть, но в бою. На фронт ленинградцы отдают всё, а фронт... он — здесь, на городских окраинах и в пригородах.

День Победы я встретил на высоте 231 под Лиепаей. (Лиепая — побережье Балтийского моря на юго-западе Латвии. — прим ред.) Накануне, 8 мая в 20 часов по радио мы услышали, что Берлин пал. И тогда, в тот вечер мы впервые со своей высотки увидели красоту окрестностей, прекрасной панорамой раскинувшихся перед нами.

Заметка из флотской газеты про Ю.Я. Дмитриева. 1945 год.
Заметка из флотской газеты про Ю.Я. Дмитриева. 1945 год.

Из статьи к 95-летию со Дня рождения яркого ученого лесотехнической науки Юрия Яковлевича Дмитриева

Галерея почетных профессоров в I корпусе Волгатеха
Галерея почетных профессоров в I корпусе Волгатеха

Юрия Яковлевича отличала активная гражданская позиция. В годы Великой Отечественной войны он вступил в ряды компартии. Ему поручали руководство партийными организациями кафедры, факультета в ПЛТИ.

Он являлся членом парткома Ставропольского политехнического института, членом совета по экономическому образованию при Ставропольском крайкоме КПСС.

Избирался в депутаты разных уровней государственной власти: сначала в поселковый совет в Пермской области, где начинал трудовую деятельность, затем депутатом Ленинского райисполкома г. Ставрополя, неоднократно избирался депутатом горисполкома г. Йошкар-Олы.

В 1990 г. был избран депутатом Верховного Совета РФ, председателем подкомитета по экологии человека. Под его руководством подготовлен ряд законов по природообустройству и охране человека.

Мы помним! Мы гордимся!