Воспоминания выпускника СДА диакона Гурия Балаянца о Сретенской духовной семинарии.
До поступления в семинарию я закончил военнотехнический университет. Было в моей жизни и такое совершенно замечательное время, когда я работал водителем у митрополита Питирима (Нечаева). От общения с владыкой у меня остались самые теплые и приятные воспоминания, которые я бережно храню в своем сердце.
Очень часто людей, которые решили получать духовное образование, спрашивают об отношении к их выбору родителей и друзей. Мои папа и мама — верующие и воцерковленные люди, которые всегда давали мне полную свободу действий. Хотя, узнав о том, что я поступаю в семинарию, улыбались, поскольку немного сомневались, что я выдержу вступительные испытания и смогу отучиться целых пять лет в учебном заведении особого типа.
А вот друзья удивились моему поступлению в семинарию сильно. При этом они узнали обо всем только через год моего пребывания в духовной школе. И стали часто приходить ко мне в гости, живо интересоваться учебой и бытом семинаристов. Я очень стараюсь поддерживать отношения со своими светскими приятелями, ведь с годами настоящих друзей обрести все сложнее и сложнее.
И еще скажу так: недаром мои родители переживали за то, как я буду сдавать вступительные экзамены в семинарию. Это очень интересная и продолжительная процедура, если сравнивать ее с гражданским вузом. Абитуриенту нужно пройти несколько ступеней. Начинается все с рекомендации приходского духовника. Получив ее, отправляешься записываться на заседание епархиальной комиссии. Именно ее члены определяют, если можно так сказать, первично твою пригодность к обучению в конкретной семинарии. Отстояв длинную очередь в Московской Патриархии (в Чистом переулке) и получив благословение епархиальной комиссии, я стал абитуриентом Сретенской духовной семинарии.
Тут экзамены начались прямо с того момента, как я вступил на монастырскую территорию. Кстати говоря, получилось так, что до подачи документов я ни разу не был в Сретенской обители. Конечно, меня поразил ландшафтный дизайн, великолепие цветочных красок. Одним словом, я попал из каменных джунглей в чудеснейший оазис. И, конечно, потрясла меня неповторимая атмосфера Сретенского монастыря.
Из вступительных испытаний лучше всего мне запомнилось собеседование. Оно длилось сорок пять минут. Проходил экзамен в нижней трапезной, где собралась многочисленная комиссия. Я стоял перед преподавателями семинарии и отвечал на самые разнообразные вопросы относительно Священного Писания, молитв и даже личной жизни.
Но я прошел этот экзамен и стал студентом Сретенской школы. Конечно, трудностей — особенно поначалу — было море, но касались они в основном учебы: учиться мне было и интересно, и сложно одновременно. Например, нужно было научиться петь и аккомпанировать на фортепьяно за три занятия. Согласитесь, в двадцать шесть лет — это почти немыслимая задача, которую я решал бессонными ночами.
Из событий первого курса в память врезался день, когда нас благословили надеть подрясник. Произошло это 27 декабря, на всенощной под память священномученика Илариона, мощи которого покоятся в Сретенском монастыре. Благословение на подрясники нашему курсу преподал ректор духовной семинарии — архимандрит Тихон (Шевкунов). Это был очень волнительный момент, который, уверен, впишется в лучшие мгновения жизни. К тому же прошло полгода обучения и начались рождественские каникулы. Все были очень рады тогда и стремились к своим близким, родным, друзьям. Всем, наконец, хотелось немного отдохнуть, поскольку свободного времени у семинаристов совсем немного, распорядок дня чрезвычайно насыщенный и многие на каникулах просто отсыпаются всласть.
Возможно, кому-то это покажется странным, но на втором курсе учиться мне было гораздо труднее, чем на первом. И, слава Богу, что мне, как некоторым абитуриентам, не предложили начать духовное образование сразу со второго курса.
Одним из самых важных моментов третьего года является произнесение проповеди. Забыть это совершенно невозможно! Читал я свою проповедь в храме в один из будних дней. Меня даже тайком приходила послушать мама.
Пятый курс, без сомнения, запомнился тем, что нас, выпускников семинарии, постригли во чтецов. Это трогательный и захватывающий момент, во время которого явно чувствуешь присутствие Божие — как на первом Причастии. Совершал посвящение владыка Евгений, а наш отец Тихон ему сослужил. И какую любовь, какое соучастие батюшка проявил к каждому из нас. Находясь рядом пытался поддержать каждого за руку или просто с нежностью
посмотреть глазами отца на свое чадо.
Да, за пять лет было много радостей, но были и трудности. Взять хотя бы экзаменационные сессии. Это пора усиленного труда для каждого студента. Это период, когда умственное напряжение ничуть не уступает артериальному. А еще… во время сессии нет предела студенческой смекалке в изобретательности.
Иными словами, проблемы — самые разные — довольно быстро разрешались. Во многом благодаря новым друзьям, которых я нашел в семинарии, моим товарищам по учебе, мы нашли общий язык. Да и как его не найти, ведь мы и быт делим вместе.
Хочется поблагодарить всех наших преподавателей, которых я бесконечно люблю, за их высокий профессионализм, педагогическое мастерство и христианское долготерпение.
Образование в семинарии складывается из двух составляющих — учебного процесса и воспитательной работы. Это помогает бороться со сложностями, корректирует индивидуальное поведение и межличностные отношения. Человек, который не приемлет жесткую дисциплину, не может обучаться в стенах семинарии, есть для этого институты, курсы и т.п.
И здесь надо сказать о семинарских послушаниях, которые учат ответственному отношению к делу, умению распределять свое время и взаимодействовать с другими людьми. Я нес послушания банщика. И мне это было совсем не сложно. Мой дедушка был директором банно-физиотерапевтического комплекса в Ставропольском крае. Да и мои родители с детства прививали мне любовь к здоровому образу жизни и уважительное отношение к любому труду.
Кроме того, я достаточно давно занимаюсь профессиональной фотографией, в частности художественной и свадебной съемкой. Мои знания и умения оказались востребованными в семинарии и монастыре. В моем архиве хранится большое количество фотографий, сделанных для издательства, сайта «Рravoslavie. ru» и магазина «Сретение». Немало снимков посвящены счастливым мгновениям жизни семинаристов: свадьбам, дням рождения, крестинам первенцев…
Понять, что такое дисциплина, семинаристам помогают взаимодействие с дежурными помощниками. Они вникают в обстоятельства студентов, изнутри знают их жизнь. Они ищут и находят оптимальный контакт с семинаристами, которые принадлежат прежде всего к разным возрастным и образовательным группам: у нас учатся и вчерашние школьники, и люди достаточно зрелые, имеющие за плечами высшее образование, облеченные саном. Дежурным помощникам очень непросто, ведь быть отзывчивым и одновременно спрашивать по всей строгости — большая наука.
А еще всем семинаристам важно помнить: жизнь любого христианина должна
быть прозрачна для совести. Здесь не может быть ошибок и лазеек. Ведь недаром говорят: «От себя не убежишь»». От проблем можно закрыться, но лишь на короткое время, поскольку их все равно придется решать.
Все семинарии называются духовными. Такое определение, среди прочего, очень точно указывает на первейшую задачу тех, кто вступил на путь пастырства. Слово же «семинария» в переводе с латыни означает «рассадник». Так и выходит, что учебное заведение, где получают богословское образование, — это духовный рассадник, место, где возрастают человеческие души, формируются характеры.
Всему этому, безусловно, способствуют регулярные исповеди у семинарского духовника, который помогает всем идти по избранному пути. Это очень достойные люди, способные по три, четыре часа выстаивать и принимать исповеди прихожан: они и утешают и назидают. В общем, становятся настоящими отцами для воспитанников духовной школы. Атмосфера семейственности является отличительной особенностью общежительного сосуществования и соработничества семинаристов и монастырской братии.
Немало для духовного развития дают и паломничества. Учась в семинарии, я побывал на Святой Земле и привез оттуда незабываемые впечатления и ощущения, которые я вспоминаю с благодарной теплотой в сердце. Говорю огромное спасибо всем, кто был причастен к осуществлению этой паломнической поездки.
Годы, проведенные мною в семинарии были скорее практикой, чем теорией, здесь мнеприходилось применять те знания, которые я почерпнул из предыдущего образования и из своей жизни, и, несомненно, то, чему научился здесь. Возможность принимать мужские решения и не бояться отвечать за себя и тех, кто тебе доверился, помогает выработать характер христианина. Любой труд дает свои плоды, только делай… Имей благое намерение и приложи каплю самого себя — и остальное Господь управит и поможет, порой даже неожиданно!
Выпускник СДА диакон Гурий Балаянц