Найти в Дзене
Отчаянная Домохозяйка

Новая председатель на даче заставляла меня убрать редкие цветы на моем участке, но получила отпор от всех соседей

– Что за чушь! Никакого уведомления я не получал! – Андрей Петрович сжал в руках лист бумаги так, что тот смялся, и возмущенно уставился на невысокую женщину в строгом костюме, стоявшую у его калитки.

– Тем не менее, Андрей Петрович, документ был отправлен вам две недели назад заказным письмом. Вот подтверждение, – Елена Сергеевна протянула ему квитанцию. – Срок исполнения предписания истекает завтра.

Солнце безжалостно палило, и капли пота стекали по морщинистому лицу бывшего ландшафтного дизайнера. Он окинул взглядом свой палисадник – буйство красок радовало глаз. Многолетняя работа, редкие сорта лилий, роз, ирисов – его главная радость на пенсии, его гордость.

– Какой еще устав? За пятнадцать лет ни одна живая душа не имела претензий к моим цветам. Наоборот, люди специально приходят полюбоваться!

Елена Сергеевна поправила квадратные очки на переносице и произнесла с интонацией школьной учительницы:

– Новый устав товарищества "Ромашка" был принят большинством голосов на общем собрании три недели назад. Абсолютно законно. Согласно пункту 5.3, все палисадники вдоль центральных аллей должны соответствовать единому стандарту оформления. В вашем случае – нарушение очевидно.

– Я был у внуков в Новосибирске! Как я мог голосовать?

– Могли оформить доверенность. Или хотя бы уведомить о своем отсутствии, – холодно парировала председательница. – Правила едины для всех, Андрей Петрович. До завтрашнего дня прошу привести палисадник в соответствие с уставом.

Она развернулась и направилась к следующему участку, оставив Андрея Петровича кипеть от возмущения.

– Представляешь, Михалыч, она мне заявила, что мои цветы – нарушение! – Андрей разливал чай на веранде соседского дома. – Я этими руками каждый куст выхаживал. Некоторые сорта в нашем климате вообще считаются капризными, а у меня прижились!

Сосед, Николай Михайлович, задумчиво качал головой. Его окладистая борода касалась стола, когда он наклонялся к чашке.

– Странные дела творятся с тех пор, как она стала председателем. Помнишь, как нам обещали улучшения инфраструктуры? Где они, эти улучшения? Зато штрафы и предписания сыплются как из рога изобилия.

– А этот устав – ты его видел? Читал?

– Мельком на собрании. Если честно, половина присутствующих просто подняли руки, даже не вникая в содержание. Елена так красиво расписывала, что это необходимо для "общего блага".

Андрей хлопнул ладонью по столу:

– Какое общее благо? Мои цветы – это чья-то личная неприязнь. Я так просто не сдамся!

– Осторожнее, Петрович. Она женщина влиятельная. Говорят, у нее связи в администрации района.

– Меня это не пугает. Завтра же пойду к ней с официальным возражением!

Офис правления товарищества "Ромашка" располагался в небольшом кирпичном здании у въезда. Андрей Петрович решительно толкнул дверь и оказался в прохладном помещении, где за компьютером сидела Елена Сергеевна.

– Добрый день, – сухо поприветствовала она, не отрываясь от монитора.

– Вот мое официальное возражение против предписания, – Андрей положил перед ней конверт. – Я требую созыва внеочередного собрания для обсуждения этого вопроса.

Елена подняла глаза и внимательно посмотрела на него:

– Вы понимаете, что устав был принят большинством голосов? Ваше возражение ничего не изменит.

– Я ознакомился с протоколом собрания. Там было всего тридцать два человека из ста сорока членов товарищества. Это даже не кворум!

Впервые на лице Елены мелькнуло что-то похожее на беспокойство.

– У нас есть доверенности от отсутствующих.

– Буду признателен, если вы их предоставите. А еще лучше – объясните, почему именно мои цветы стали вдруг камнем преткновения? Они никому не мешают, не нарушают санитарных норм.

– Дело не в ваших цветах конкретно, а в общем принципе. Мы стремимся к эстетическому единообразию территории.

– И как же выглядит это... единообразие?

Елена достала из ящика стола глянцевый буклет и протянула Андрею:

– Вот проект благоустройства. Компания "ЭкоЛандшафт" готова реализовать его при одобрении товарищества.

Андрей пролистал буклет. Типовые клумбы с однотипными растениями, стриженые кустарники геометрических форм. Безликая красота, как в офисных центрах.

– И сколько это будет стоить товариществу?

– Предварительная смета – два миллиона рублей. Но это инвестиции в будущее! Наше товарищество станет образцово-показательным.

Андрей хмыкнул:

– А кто владелец этой компании?

Лицо Елены на мгновение напряглось:

– Какая разница? Главное – результат.

– Я узнаю, – пообещал Андрей, забирая со стола свое возражение. – И мы еще вернемся к этому разговору.

– Марина Ивановна, добрый день! – Андрей постучал в калитку дома бывшего бухгалтера товарищества. – Можно к вам на минутку?

Пожилая женщина с короткой стрижкой седых волос приветливо махнула рукой:

– Заходите, Петрович! У меня как раз пирог с яблоками испекся.

За чаем Андрей рассказал о конфликте с новой председательницей.

– Неужели никто не поинтересовался, откуда взялась эта компания "ЭкоЛандшафт"?

Марина Ивановна покачала головой:

– Знаете, когда красиво преподносят идею, мало кто вникает в детали. Но вы правы, я помогу вам. У меня остались связи в налоговой.

Через два дня у Андрея Петровича была вся информация. "ЭкоЛандшафт" оказался компанией, зарегистрированной всего полгода назад. Среди учредителей значился некий Виктор Сергеевич Крылов.

– Елена Сергеевна Крылова... Виктор Сергеевич Крылов... – Андрей задумчиво барабанил пальцами по столу, когда к нему заглянул Николай Михайлович.

– Брат? Муж? – предположил сосед.

– Сейчас узнаем, – Андрей набрал номер еще одной соседки, Галины Степановны, известной своей осведомленностью обо всех дачных сплетнях.

– Племянник! – радостно сообщила та через пять минут. – Сын её родной сестры. Недавно строительный закончил. Она им так гордится, всё приговаривает: "Мой Витенька далеко пойдёт!"

– Еще бы не пойти с такой поддержкой, – проворчал Андрей, нажимая кнопку отбоя. – Вот оно что! Два миллиона из общего бюджета – и часть наверняка осядет в кармане заботливой тети.

– Что делать будем? – спросил Николай Михайлович.

– Собирать сторонников. И внимательно изучать устав, который она протащила.

В следующие дни Андрей обошел почти все участки товарищества. Многие дачники симпатизировали ему, но открыто выступить против председательницы боялись.

– Понимаешь, Петрович, у меня разрешение на скважину не оформлено. Вдруг она проверку нагрянет? – говорил один.

– У меня сарай на пять сантиметров за границу участка выступает. Сейчас закрывает на это глаза, а потом? – вторил другой.

Но постепенно группа поддержки росла. Опытный юрист на пенсии Семен Аркадьевич нашел в уставе целый ряд противоречий с действующим законодательством. Марина Ивановна проанализировала финансовые документы и обнаружила странные расходы на "консультационные услуги" от той же компании "ЭкоЛандшафт".

А тем временем Елена не бездействовала. Однажды утром Андрей увидел на своей калитке новое предписание – о штрафе за "нарушение границ участка". К документу прилагались фотографии, где линейкой было измерено расстояние от забора до цветочной клумбы.

– Восемь сантиметров! – возмущался он, показывая бумаги Николаю. – Они придрались к восьми сантиметрам! Да эта клумба тут с 2010 года!

– Похоже, она решила надавить по всем фронтам, – заметил сосед.

На следующий день в товариществе появились листовки, предупреждающие о "потенциально аллергенных растениях" на участке Андрея Петровича. А еще через день его остановила молодая мама с коляской:

– Извините, это правда, что вы используете запрещенные химикаты для своих цветов? Нам сказали быть осторожнее, когда проходим мимо вашего участка...

Андрей был обескуражен:

– Что за чепуха! Я органические удобрения использую, и то в минимальных количествах.

Вечером он созвал военный совет из своих сторонников.

– Она перешла все границы. Распускает слухи, выписывает штрафы на ровном месте, – кипятился он.

– Надо действовать решительно, – согласился Семен Аркадьевич. – Я подготовил документы для внеочередного собрания. По закону, если мы соберем подписи трети членов товарищества, председатель обязан его созвать.

– А если откажется?

– Тогда мы сами организуем собрание, что еще больше подорвет ее авторитет.

Сбор подписей шел нелегко. Некоторые дачники буквально захлопывали двери перед Андреем, явно опасаясь неприятностей. Но все же необходимое количество подписей удалось собрать.

Елена Сергеевна просматривала списки подписавшихся, и ее лицо становилось все мрачнее.

– Он перешел дорогу не тому человеку, – пробормотала она, набирая номер телефона. – Витя? Это я. Нужно срочно готовить презентацию. Да, полноценную, с визуализацией, сметами, всем пакетом... Что значит "слишком мало времени"? Речь о двух миллионах, в конце концов!

Она провела пальцем по списку имен и задержалась на нескольких:

– Марина Ивановна... Так-так. Интересно, кто еще копал под меня? Нужно будет обратить внимание на каждого в этом списке.

Внеочередное собрание назначили на субботу. Андрей волновался как перед экзаменом – подготовил речь, систематизировал документы, даже костюм свой выходной достал из шкафа. Николай Михайлович подбадривал друга:

– Не переживай, Петрович! Правда на нашей стороне.

– Правда-то правда, но на ее стороне власть, – вздохнул Андрей. – И еще неизвестно, сколько людей реально придет на собрание.

Здание клуба товарищества, где проводилось собрание, было переполнено. Многие пришли просто из любопытства – конфликт между новой председательницей и владельцем самого красивого цветника стал главной темой дачных обсуждений.

Елена Сергеевна, одетая в строгий синий костюм, уверенно заняла место за столом президиума.

– Уважаемые члены товарищества "Ромашка"! Сегодня мы собрались по инициативе группы дачников для обсуждения вопросов благоустройства территории и соблюдения устава. Прежде чем перейти к претензиям, позвольте представить вам проект, который выведет наше товарищество на новый уровень!

На большом экране появилась презентация – профессионально сделанные трехмерные модели дачного поселка с аккуратными одинаковыми палисадниками, ровными дорожками, типовыми зонами отдыха.

– Компания "ЭкоЛандшафт" предлагает комплексное решение по благоустройству территории. Стоимость проекта – два миллиона рублей с рассрочкой платежа на два года. Каждый член товарищества будет платить всего лишь дополнительные 800 рублей в месяц к членским взносам.

По залу пронесся недовольный гул.

– А теперь я предоставляю слово нашему уважаемому ландшафтному дизайнеру Виктору Сергеевичу Крылову, – объявила Елена, жестом приглашая на сцену молодого человека в модных очках.

Виктор бегло рассказал о преимуществах типового озеленения, сыпал терминами, показывал графики. Многие смотрели с интересом, но в глазах читалось сомнение.

Когда презентация закончилась, Елена вновь взяла слово:

– Вопросы? Комментарии?

Андрей Петрович поднял руку:

– У меня вопрос. Виктор Сергеевич, вы являетесь племянником нашей уважаемой председательницы?

В зале воцарилась тишина. Елена вздрогнула, а молодой человек замешкался с ответом:

– Э... да. Но это никак не влияет на качество работы нашей компании.

– Интересное совпадение, – продолжил Андрей, поднимаясь с места. – Уважаемые соседи! Я прошу внимания. Сегодня я хочу рассказать вам, почему наша председательница так рьяно взялась за благоустройство территории и почему мои скромные цветы вдруг стали помехой.

Он достал папку с документами:

– Вот выписка из ЕГРЮЛ по компании "ЭкоЛандшафт". Основана полгода назад, уставной капитал – минимальный, опыта работы – никакого. Единственный реализованный проект – озеленение частного дома. Угадайте чьего? Правильно, Елены Сергеевны.

По залу пронесся возмущенный шепот.

– Дальше – интереснее. Вот финансовый отчет нашего товарищества за последние три месяца. Обратите внимание на строку "консультационные услуги" – 120 тысяч рублей выплачено той же компании. За что? За подготовку коммерческого предложения, которое они нам сейчас так красиво презентовали!

Елена Сергеевна вскочила:

– Это клевета! Консультации были необходимы для разработки проекта!

– Тогда объясните, пожалуйста, на каком основании вы приняли устав, противоречащий федеральному закону о садоводческих товариществах? – Андрей передал микрофон Семену Аркадьевичу, который подробно разъяснил юридические нарушения.

– И наконец, – продолжил Андрей, когда страсти немного улеглись, – я хочу показать вам вот это.

Он достал заключение независимого агронома:

– Официальное экспертное заключение о том, что все растения в моем палисаднике не только безопасны и не вызывают аллергии, но и благотворно влияют на местную экосистему, привлекая полезных насекомых и птиц. В отличие от типовых растений из проекта "ЭкоЛандшафт", которые требуют регулярной обработки химикатами от вредителей.

В зале раздались аплодисменты.

Елена Сергеевна побледнела, но быстро взяла себя в руки:

– Андрей Петрович, вы так отчаянно защищаете свои цветы, что готовы очернить любую инициативу по улучшению нашего товарищества. Да, я рекомендовала компанию моего племянника, потому что уверена в его профессионализме. Да, мы провели предварительные консультации. Но все это – в интересах товарищества!

– В чьих интересах вы распространяли ложную информацию о моих растениях? В чьих интересах вы измеряли линейкой расстояние от моего забора до клумбы, чтобы выписать штраф? – парировал Андрей.

Атмосфера накалялась. Наконец, один из старейших членов товарищества, Владимир Иванович, поднялся со своего места:

– Я предлагаю проголосовать по двум вопросам. Первый – о пересмотре устава в части требований к оформлению участков. Второй – о целесообразности контракта с "ЭкоЛандшафт".

Голосование было открытым. Подавляющим большинством решили пересмотреть устав и отказаться от услуг компании племянника.

– А как же с председателем? – выкрикнул кто-то из зала.

– Предлагаю дать Елене Сергеевне шанс исправить ситуацию, – неожиданно для всех сказал Андрей. – В конце концов, у нее есть организаторские способности, и при правильном подходе они могут принести пользу товариществу.

Елена удивленно посмотрела на него.

Собрание завершилось формированием рабочей группы по пересмотру устава, в которую вошли и Андрей, и Елена, и еще несколько активных членов товарищества.

Прошло три месяца. Бархатная осень раскрасила товарищество "Ромашка" в золотые и багряные тона. Андрей работал в своем палисаднике, готовя растения к зиме, когда у калитки остановилась Елена Сергеевна.

– Добрый день, Андрей Петрович, – в ее голосе не было прежней официальности. – Можно вас побеспокоить?

– Конечно, проходите, – он отряхнул руки от земли. – Чем могу помочь?

Елена немного смущенно протянула ему папку:

– Здесь проект нового устава. Мы с рабочей группой внесли все изменения, о которых договаривались. Хотела бы услышать ваше мнение перед тем, как выносить на общее голосование.

– С удовольствием ознакомлюсь, – Андрей принял документы. – Чаю?

Они сидели на веранде, обсуждая новый устав, и напряжение, царившее между ними всё лето, постепенно таяло.

– Знаете, – неожиданно сказала Елена, – я действительно хотела как лучше. Просто... представила всё немного не так.

– Стандартизация не всегда приводит к улучшению, – мягко заметил Андрей. – Иногда именно разнообразие создает гармонию.

– Как у вас в палисаднике, – кивнула она, глядя на цветник. – А вы не могли бы... рассказать, что здесь растет? Мне правда интересно.

Андрей с удовольствием провел для нее импровизированную экскурсию, с любовью рассказывая о каждом растении.

– А вот эти лилии, представляете, я вырастил из семян. Многие говорили, что в нашем климате они не приживутся, но секрет в правильной подготовке почвы...

К его удивлению, Елена слушала с неподдельным интересом, задавала вопросы, даже делала заметки в маленьком блокноте.

– У меня есть небольшой участок за домом, – призналась она. – Всё никак руки не доходили им заняться. Может быть... вы подскажете, что там можно посадить?

– С удовольствием, – улыбнулся Андрей. – Начинать лучше с неприхотливых многолетников.

Следующей весной товарищество "Ромашка" преобразилось. Новый устав позволял каждому владельцу оформлять участок по собственному вкусу, но при этом были четко прописаны правила безопасности и экологичности.

По инициативе Елены Сергеевны (которую переизбрали председателем, но с более ограниченными полномочиями) и Андрея Петровича в товариществе стали проводиться регулярные мастер-классы по садоводству и цветоводству. Елена оказалась способной ученицей – ее розарий уже начинал привлекать внимание соседей.

А цветник Андрея стал своего рода местной достопримечательностью, куда приезжали полюбоваться даже из соседних товариществ. Неформальные экскурсии, которые он проводил, собирали благодарную аудиторию. И часто рядом с ним можно было увидеть Елену Сергеевну, которая с энтузиазмом объясняла посетителям:

– Понимаете, настоящая красота не в единообразии, а в гармоничном разнообразии. Этому нас научил Андрей Петрович...

А за чашкой чая в узком кругу друзей Андрей иногда с улыбкой вспоминал:

– А ведь она хотела уничтожить мой цветник! Представляете?

– Не уничтожить, а стандартизировать, – с достоинством поправляла его Елена. – Я просто не понимала, что за каждым цветком стоит история, труд, любовь.

– Главное, что теперь понимаете, – миролюбиво заключал Андрей, разливая чай. – И наше товарищество от этого только выиграло.

"Ромашка" действительно выиграла. Конфликт, чуть не разделивший соседей на враждующие лагеря, в итоге привел к более крепкому сообществу, где ценили индивидуальность каждого и умели находить компромиссы.

А история противостояния председательницы и цветовода стала местной легендой, которую пересказывали новым членам товарищества как пример того, что даже в самом напряженном конфликте можно найти решение, устраивающее всех.

***

Прошла зима. Товарищество "Ромашка" готовилось к новому сезону — женщины обменивались рассадой, мужчины чинили теплицы. Елена и Андрей Петрович теперь вели совместный кружок цветоводства, который стал местной достопримечательностью. Однажды утром Андрей заметил у своей калитки незнакомый черный внедорожник с тонированными стеклами. Высокий мужчина в деловом костюме фотографировал его участок.

— Простите, вы кто? — спросил Андрей.

Мужчина обернулся, на его лице появилась холодная улыбка.

— Здравствуйте. Я представитель строительной компании "ГрандСтрой". У нас большие планы на это товарищество, и ваш участок особенно интересен... читать новую историю...