Найти в Дзене
Культовая История

Что происходило на римских пирах и вакханалиях?

Для большинства из нас слово «античность» вызывает ассоциации с подвигами великих героев, философскими размышлениями и расцветом искусств и наук. Однако древний мир также ассоциируется с развратом, пьянством и чревоугодием — а знаменитые вакханалии устраивались до пяти раз в месяц!

Никола Пуссен. «Вакханалия у статуи Пана»
Никола Пуссен. «Вакханалия у статуи Пана»
Никола Пуссен. «Триумф Диониса»
Никола Пуссен. «Триумф Диониса»

Сегодня слово «вакханалия» стало нарицательным и обозначает буйное, необузданное веселье. Однако изначально это было название таинств в честь бога Вакха. Вакханалии берут своё начало от древнегреческих празднеств, посвящённых богу вина.

Караваджо. Вакх (Дионис)
Караваджо. Вакх (Дионис)

Древнегреческий драматург Еврипид написал трагедию «Вакханки», поставленную в 405 году до н. э., которая заняла первое место в драматическом конкурсе. В ней рассказывается миф о Дионисе, который, прибыв в родную Фивы, желает основать собственный культ. Однако царь Пентей, считающий культ безнравственным, противостоит ему.

«Мы едва спаслись от вакханок;
Иначе бы нас растерзали. Там паслись стада,
И вакханки с голыми руками кинулись на них.
Корову, что мычала и с набухшим выменем, они утаскивают.
Другие разрывают беременных тёлок.
Вон там — вырванный бок, а там — пара передних ног,
Брошенных на землю. С сосновых ветвей
Свисают куски плоти, капающие кровью…»
Фреска из Помпей: Дионис на троне рядом с Гелиосом, Афродитой и другими богами
Фреска из Помпей: Дионис на троне рядом с Гелиосом, Афродитой и другими богами

Вы можете удивиться, но поначалу вакханалии были исключительно женскими мероприятиями! В роще на Авентинском холме (считалось, что чем выше, тем ближе к богам) женщины собирались, чтобы воздать почести богу — достигая экстаза посредством танца и вина.

В. А. Бугро. «Вакханка» (1894)
В. А. Бугро. «Вакханка» (1894)

Женщины украшали себя венками из плюща, тиса или дуба. Надев звериные шкуры, они выходили за пределы поселений. В одной руке они держали тирс (священный посох Диониса, обвитый плющом и виноградной лозой), в другой — факел. Поют священные гимны, они прославляли Диониса.

Фреска из Помпей
Фреска из Помпей
Джон Коллиер. «Жрица Вакха» (1885–1889)
Джон Коллиер. «Жрица Вакха» (1885–1889)

Вакханалии славились своей яркой и запоминающейся символикой. Главные символы — виноград и плющ — были связаны с культом Вакха. Виноград символизировал плодородие земли и изобилие урожая. Лозу использовали для венков и гирлянд, а плющом украшали дома — он считался символом защиты и благополучия.

Древнегреческая килика: минада с тирсом и пантерой
Древнегреческая килика: минада с тирсом и пантерой

Со временем к празднествам начали допускать и мужчин, что, по некоторым источникам, привело к распространению оргий среди участников культа.

Тициан, «Вакханалия»
Тициан, «Вакханалия»
Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия»
Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия»

В 186 году до н. э. римский сенат решил запретить вакханалии по всей Италии. По словам Тита Ливия, причиной послужили беззакония и даже убийства, сопровождавшие эти празднества. Тем не менее, даже после запрета элементы вакханалий сохранялись — в театре, архитектуре, музыке.

М. Ванхер. «Вакханалия (Триумф Вакха)»
М. Ванхер. «Вакханалия (Триумф Вакха)»
Рубенс, «Вакханалия»
Рубенс, «Вакханалия»

Позже термин «вакханалия» в более широком смысле стал означать необузданное пиршество, а также ассоциироваться с оргиями, сексуальной распущенностью и развратом в целом.

Г. Буланже. «Летняя трапеза в доме Лукулла в Тускуле», 1877
Г. Буланже. «Летняя трапеза в доме Лукулла в Тускуле», 1877

Заглянем за кулисы античности: что ели, сколько пили и как вели себя за столом уважаемые граждане древнего мира.


Гостей делили на почётных и нежеланных: первым подавали лучшие блюда и напитки, а вторым доставались остатки. Пиры проходили в мужской части дома, куда жёнам вход был запрещён. В начале застолья гости снимали обувь, а рабы мыли им ноги. Затем участники возлежали, опираясь на левую руку.

Роберто Бомпьяни. «Римский пир», 1875
Роберто Бомпьяни. «Римский пир», 1875

Пиршественный зал находился в глубине дома, часто с выходом в сад. В центре стоял большой стол, окружённый каменными ложами — триклиниями. На каждой ложился по три человека. Преисполненные еды гости начинали обильно потеть, и тогда рабы приходили на помощь: накрывали их тонкими тканями, впитывающими пот. За один вечер каждый гость мог сменить до десяти таких покрывал.

Фреска из Помпей: пир, I век н. э.
Фреска из Помпей: пир, I век н. э.

Отсюда возникает вопрос: насколько хорош был раб, прикреплённый к вам? Римляне судили строго: самому хозяину служил самый красивый юноша — как правило, с Востока. Остальных рабов распределяли среди гостей по степени привлекательности. Самый неприметный раб — гостю самого низкого ранга.

-16

Римляне ели руками, несмотря на наличие ножей и ложек. Грязные пальцы вытирали о хлеб или позже — о белую глину, которая впитывала жир. Первые салфетки ценились как золото: хозяин лично вручал их самым дорогим гостям. Каждому уважаемому участнику пира полагался виночерпий, чья задача — постоянно наполнять бокал.

Иногда в вино могли подсыпать яд, чтобы избавиться от соперников. Чтобы показать доверие, гости начали чокаться: при столкновении бокалов вино переливалось из одного в другой.

«Кубок Ликурга» — дихроичное стекло, IV век н. э., Рим
«Кубок Ликурга» — дихроичное стекло, IV век н. э., Рим

Изначально пиршества были скромными: гости приносили с собой еду — рыбу, овощи, мясо, вино. Основой была беседа, еда лишь сопровождала. Но со временем культ гастрономии стал образом жизни. Греки ели мясо самых разных животных — от ласточек и воробьёв до оленей и овец, которых жарили целиком.

Мозаика: раб Мирон налил вино господину, но не его гостю… Музей Бардо, Тунис
Мозаика: раб Мирон налил вино господину, но не его гостю… Музей Бардо, Тунис

Император Вителлий однажды заказал блюдо из языков попугаев, мозгов фазанов и павлинов, жареных птиц и сладостей. А Гелиогабал угощал гостей кушаньем из шестисот мозгов аистов.

Альма-Тадема. «Розы Гелиогабала», 1888
Альма-Тадема. «Розы Гелиогабала», 1888

Картина иллюстрирует историю из Истории Августов, в которой лепестки роз осыпали гостей в таком количестве, что некоторые из них задохнулись, не сумев выбраться из цветочного дождя.

Изначально римский пир включал три блюда, но позже вечером могли подаваться от семи до девяти перемен. Кулинары стремились удивить: идеальным считалось блюдо, ингредиенты которого было невозможно распознать. На столе можно было увидеть поросят, фаршированных мозгами, птичьи лапки, петушиные гребешки и даже хоботы слонов. Чтобы справиться с обилием еды, гости вызывали рвоту — до или во время пира.

Мозаика из Аквилеи, Италия, V век
Мозаика из Аквилеи, Италия, V век

Развлечения были важной частью пира. Хозяин приглашал философов, музыкантов, ораторов и нанимал гетер — женщин, придававших мероприятию «вкус».

Публичные оргии тоже были обычным явлением. Сексуальная распущенность захлестнула Рим при императорах. Существовала даже поговорка о Юлии Цезаре: «муж каждой женщины и жена каждого мужчины». Гомосексуальные связи были распространены как среди плебеев, так и среди патрициев.

Томас Кутюр. «Падение Римлян», 1847
Томас Кутюр. «Падение Римлян», 1847
Котарбинский. «Оргия»
Котарбинский. «Оргия»
Генрик Семирадский. «Римская оргия во времена расцвета империи», 1872
Генрик Семирадский. «Римская оргия во времена расцвета империи», 1872

Эпоха Римской империи довела общественный разврат до предела. В этом благополучном государстве царил моральный хаос — один из факторов, который в итоге привёл к его падению…