Найти в Дзене
Святые места

«Таким вы Христа представляли?!» Монах Николай (Темираев)

Проповедь на Великий Страстной вторник, Литургия Преждеосвященных Даров. Раньше мы по обычаю на подобной Литургии разбирали ветхозаветные чтения, но, конечно же, сейчас надо говорить о Христе. Сегодня Христос очень много говорил, отвечал на вопросы и задавал вопросы, и предлагал некоторые притчи — о десяти девах, о талантах, о работниках, говорил о Страшном суде, о том разделении, которое будет — человечество будет разделяться на призванных к Нему и тех, которые будут отвергнуты. Утром сегодня в чтении было восьмикратное перечисление людям, сказано: «Горе вам». Обращался Он к книжникам, фарисеям, но не надо забывать: всё, что говорится в Евангелии, говорится и для каждого из нас. И каждый из нас может увидеть в себе и книжников в плохом смысле слова, и фарисеев, и законников, и саддукеев, и предавших Христа, и кричавших сначала «осанна Сыну Давидову», потом «Распни!» Все это имеет место быть в нашей душе, к сожалению. Я заметил такую параллель. Есть у нас блаженные: «Блаженны нищие дух

Проповедь на Великий Страстной вторник, Литургия Преждеосвященных Даров.

Раньше мы по обычаю на подобной Литургии разбирали ветхозаветные чтения, но, конечно же, сейчас надо говорить о Христе.

Сегодня Христос очень много говорил, отвечал на вопросы и задавал вопросы, и предлагал некоторые притчи — о десяти девах, о талантах, о работниках, говорил о Страшном суде, о том разделении, которое будет — человечество будет разделяться на призванных к Нему и тех, которые будут отвергнуты.

Утром сегодня в чтении было восьмикратное перечисление людям, сказано: «Горе вам». Обращался Он к книжникам, фарисеям, но не надо забывать: всё, что говорится в Евангелии, говорится и для каждого из нас. И каждый из нас может увидеть в себе и книжников в плохом смысле слова, и фарисеев, и законников, и саддукеев, и предавших Христа, и кричавших сначала «осанна Сыну Давидову», потом «Распни!» Все это имеет место быть в нашей душе, к сожалению.

Я заметил такую параллель. Есть у нас блаженные: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». И как бы антитеза к нему, противопоставление: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».

Видите антитезу?

Следующее: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», а следующее горе: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь».

Возьмите заповеди блаженства и поставьте против перечисления горя — их примерно столько, сколько и блаженств. Это антитезы.

Почему всё это так? Почему до такого состояния довели люди Христа? Когда уже Он говорил «Порождения ехиднины!» Это тот самый Христос, о котором говорят «любовь», «смирение», который призывает любить ближнего. В то же самое время мы Его слышим и видим совершенно другим.

Почему так?

Можно провести аналогию для понимания. Например, есть какой-то начальник, который ведёт себя достойно и говорит какие-то вещи мудрые, понятные, нужные для своего персонала. Но персонал его не слушает, он делает то, что хочет сам делать, он сам себе режиссер. Несмотря ни на что, человек, будучи начальником, в конечном итоге будет раздражаться. Он не выдержит, и он начнет обличать уже своих подопечных. Но это на человеческом уровне.

А здесь, помимо достойной жизни человека, помимо учения, помимо наставлений, еще обилие чудес, исцелений, воскрешений, насыщение пяти тысяч хлебами, воскрешение Лазаря, и несмотря на все это, они говорят: «Мы убьем Его». И несмотря на все это, продолжают люди замышлять, чтобы Его умертвить. Это из числа книжников, фарисеев, первосвященников, саддукеев. А простой народ, как власть толпы, охлократия, за ними идущий, тоже будет кричать: «Распни Его!»

Вот какое печальное состояние, когда есть ослепление ума. Ослепление ума происходит по многим причинам. Во-первых, человек говорит: «Я есть не таков, как прочие, я имею свою самоценность». Во-вторых, окружение. В-третьих, воспитание не то. Очень много причин. Но ведь с этим надо что-то делать.

Невозможно себя причислять к таким людям, которым Господь говорит: «Идите от Меня, проклятые». Как апостол Павел говорил: «Страшно впасть в руки Бога живаго». Поэтому самое главное — это покаяние, изменение ума.

Нас многие упрекают: «Что у вас за церковь? Только слезы, покаяние — и всё». Если этого не будет, ничего другого не будет. Не будет первого блаженства: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Не будет утешения — не будет умиления. Не будет сияния правды — ничего этого не будет, если не будет первого и самого главного.

Еще раз напомню золотую цепочку Игнатия Брянчанинова: от покаяния рождается умиление, от умиления — созерцание, от созерцания — богословие. Не может себя называть богословом тот, кто не прошел первое — покаяние и очищение через слезы. Это будут фарисеи, те же самые саддукеи и книжники, которые только мечтали убить Христа, да еще и Лазаря.

Печальные слова, конечно, а по-другому как? Сейчас вот Страстная седмица. «Радуйтесь и веселитесь» — это будет потом. Дай Бог, если доживем до пасхальной радости. А сейчас надо сокрушаться, пока еще есть время. Христос к нам идет в Своих страстях.

Уже хоть и закончится пост, но все равно сокрушаться надо и освобождать место для покаяния надо, потому что мы не знаем, когда Сын Человеческий придет, как говорилось в притче о десяти девах. Не знаем, сколько кому что приготовлено. Господь только один знает. Поэтому каждый день есть первый и последний. И каждый год мы становимся на целый год старее, а не моложе.

Вот такие печальные, на самом деле, слова, но есть понятие «радостотворный плач», радостотворный, потому что это всё приводит к спасению и приводит к Христу, и приводит к Царствию Божию, и приводит к нашей долгожданной Пасхе.

Текст основан на видео с канала «Раифский Богородицкий мужской монастырь». Читайте ещё: