На написание этой статьи меня подтолкнул недавно оставленный комментарий под довольно давно опубликованным мной материалом, посвящённым одному из стилей внутренних боевых искусств — тайцзицюань.
В упомянутой статье я постарался детально разобраться с тем расстоянием, которое нужно пройти начинающему от простого желания узнать "что это такое", до глубокого понимания смысла погружения в овладение этой техникой.
Когда я стал перечитывать свой опубликованный материал, то понял, что я перегрузил его информацией и в итоге он получился довольно витиеватым, а ведь настоящий тайцзицюань (не тот, что теперь подразумевают под этим понятием) - как раз таки и является призывом к простоте, расслаблению и возвращению к естественному взаимоотношению человека с самим собой, себе подобными и миром его окружающим.
Поэтому я решил написать несколько статей на эту тему и попробовать более детально, разобраться с тем что подразумевалось под определением тайцзицюань в давние времена и чему оно соответствует сегодня.
Для начала немного истории и знакомства с системой созданной Ян Лучанем
Ещё несколько веков назад обучение таким техникам как тайцзицюань происходило естественным образом. Мирянин пожелавший овладеть этим видом единоборств, приходил к учителю, который имел определённую известность и статус мастера этого стиля, подтверждённый на практике в реальных поединках, а не на показательных выступлениях. И если он, а это был далеко не каждый желающий, допускался к обучению и получал статус ученика, то основное обучение могло заключаться в наблюдении за мастером, выполняющим определённую форму тайцзицюань и повторением тех движений, которые он совершал.
На сколько мне известно далеко не все учителя того времени сопровождали выполнение форм, которым они обучали своих учеников какими-то комментариями и пояснениями. Как правило, этому удостаивались лишь те ученики, которые получали статус «личного ученика мастера» и лишь только единицам учитель передавал своё сокровенное понимание тех техник, которыми он владел.
Безусловно, такой вариант взаимоотношений учителя с учеником был связан, в основном, с культурными и ментальными особенностями того времени характерными для китайского общества. В те непростые времена тайцзицюань воспринимался как настоящее боевое искусство и его эффективность была доказана очень авторитетными мастерами, чьи имена стали легендами. Поэтому каждый мастер держал в секрете наиболее специфичные элементы техник, которыми он владел, потому что эти знания и позволяли ему выйти победителем в смертельных схватках с противником и зарабатывать достаточно денег, чтобы прокормить себя и свою семью.
Конечно, в современном мире с изменением направления развития человеческого общества в сторону научно-технического прогресса, появлением соответствующих государственных структур, изменением законодательства, появлением средств самозащиты, изменилось отношение и к тайцзицюань. На первый план вышли другие особенности этой техники, связанные со специфическим характером движений, которые свойственны базовым тао этой системы. Они просты, грациозны, мастер их выполняющий двигается медленно, тело его при этом расслаблено.
Напряжённые рабочие будни современного человека, часто связанные со стереотипным монотонным, многочасовым трудом, требовали каких-то вариантов эффективного отдыха и восстановления затраченных на работе сил.
Вот тогда коммунистическая партия Китая и обратила внимание на наследие своего великого прошлого и организовала ряд государственных институтов, в которые были привлечены как известные мастера ушу, так и представители академической медицины.
Вновь созданные структуры по заданию партии принялись в экстренном порядке изучать наиболее подходящие для массового внедрения направления популярных в то время боевых искусств. В конечном итоге их мнения сошлись на том, что наиболее подходящим вариантом, соответствующим поставленным задачам, является одно из направлений внутренних стилей боевых искусств — тайцзицюань.
Такому выбору способствовало то, что благодаря широко распространённым легендам о старых мастерах этого направления внутренних боевых искусств, оно по-прежнему сохраняло свою популярность в народе (хотя уже тогда истинная суть этого внутреннего боевого искусства была глубоко спрятана и на поверхности в основном остались схематичные внешние формы догматичного содержания). Поэтому найти соответствующий стиль и выбрать из него наиболее подходящие для адаптации под современные требования формы не составило большого труда, тем более китайское общество было к этому готово. Так появилась самая распространённая на сегодняшний день дорожка тайцзицюань направления Ян 24 формы.
Конечно, от того, что действительно представляло из себя направление тайцзицюань мастера Ян Лучаня в этом комплексе осталось очень мало, но для того, чтобы составить представление о тайцзицюань и понять нужно ли оно вам вообще, неглубокого знакомства с этой формой может быть вполне достаточно. Эта вновь созданная форма, оправдала ожидания своих создателей и оказалась весьма эффективным и в тоже время довольно простым в освоении методом поддержания здоровья для тех, кто других целей перед собой и не ставил.
Что касается современного тайцзицюань любого направления, будь то Ян, Чэнь, У, Сун, Ли, Чжао бао и т.д., то китайские мастера спрятали всё основное и по-настоящему эффективное так глубоко, что за сегодняшней псевдонаучной мишурой вокруг работы с "энергией" и "информацией" их просто не различить и не понять.
В настоящее время тайцзицюань пытаются вернуть статус прикладного боевого искусства и чтобы доказать его эффективность в этом качестве даже устраивают поединки между мастерами этого направления с представителями различных боевых искусств. В сети интернет можно найти массу видеоматериала посвящённому этим мероприятиям. Причём, насколько я мог судить, в качестве оппонентов бойцам таких стилей боевых искусств как ММА, каратэ и т.д. мне в основном встречались мастера тайцзицюань направления Ян. Печально, что для многих этих смельчаков, ответивших на вызов, такие состязания заканчивались весьма печально.
На самом деле причина этих недоразумений всего одна – современный тайцзицюань не является боевым искусством. Можно согласиться с тем, что популяризуемые сегодня формы ши Ян тайцзицюань такие как 24, 36, 48 (микс), 85,108 предельно адаптированные под простого, непритязательного обывателя, являются довольно эффективным подспорьем в поддержании здоровья на оптимальном уровне и при определённых условиях способствуют продлению жизни. Однако они мало имеют общего с тем стилем тайцзицюань Ян, который преподавал сам его создатель, а потом и его сыновья.
Ещё до того, как Ян Лучань и его сын Ян Баньхоу приехали в Пекин и начали преподавать тайцзицюань императорской семье, их боевое искусство представляло собой целостную, многоуровневую систему. Это был не один и не два набора определённых, взаимосвязанных движений, а более десятка комплексов разной степени сложности и предназначения.
Уже в Пекине в целях сохранения целостности, выстроенной ими системы и глубинных основ управления человеческой сутью, они разделили её на «внутренние покои» и «внешние покои».
«Внутренние покои» были в большей степени наполнены внутренним содержанием, сохраняли основу системы и преподавались императорской семье. «Внешние покои» в основном были направлены на формальные аспекты этой системы и преподавались простым мирянам. Комплексы (тао лу) составлявшие основу этой части системы семьи Ян и легли в дальнейшем в основу создания ещё более рафинированных и адаптированных под потребности народных масс линейных дорожек, которые сегодня и принято считать стилем Ян тайцзицюань.
Однако не всё так печально, не смотря на пережитые китайским обществом серьёзные потрясения, которые принесла с собой культурная революция, всё же некоторые наиболее верные делу семьи Ян ученики сумели сохранять немалую часть их выдающегося наследия. Так, например, живущие сегодня потомки прямых учеников семьи Ян Сяо Тесэн и Ли Чжен, преподают в своих школах многие тао лу и методы внутренней работы с энергией составляющие основу системы семьи Ян.
Сегодня в сети можно найти практически все комплексы оригинальной системы семьи Ян в их исполнении, начиная с изначальных комплексов, этого направления, например такого как «Чжичуй» (Кулак Мудрости или Мудрые удары кулаком).
Несмотря на то, что в семье Ян он считался «Входными Воротами» и только лишь давал общие представления об основах тайцзицюань, как внутренней технике работы с энергией мне он показался весьма интересным.
Кстати, для тех, кто не ставит перед собой цель погружения в серьёзную внутреннюю работу с энергией и информацией, а ищет варианты оздоровления, то овладение этим тао может быть вполне достаточно.
В основе этого комплекса лежат пять ударов кулаком, которые в зависимости от задач, стоящих перед бойцом, связываются в различные комбинации.
При этом учитываются как физические, так и психические особенности ученика, который приступает к его изучению. В традиционных представлениях учитель отталкивался от того, какие качества в большей степени были характерны для его ученика иньские (полный, грузный, спокойный, неторопливый) или янские (худой, энергичный, раздражительный, взрывной).
Конечно, в современных школах обучающих тайцзицюань на такие нюансы большинство учителей уже не обращают внимания и как правило, все ученики топчут одни и те же тао лу без учёта своей индивидуальности. Поэтому современный тайцзицюань и принято считать предельно догматичным, шаблонным и малоэффективным как вариант самообороны.
Уже после смерти Ян Лучаня, его ученики на основе «Чжичуй» создали новый комплекс, включающий в себя помимо пяти ударов кулаком, тринадцать форм тайцзицюань и методы рук из багуачжан и синъицюань. Комплекс получил название "Тайцзи усин чуй" (Пятизвездный удар тайцзи).
Следующей ступенью освоения системы семьи Ян является Дацзя «Большой каркас» в современной подаче его можно сопоставить (весьма условно) с современной дорожкой «Стиль Ян 108 форм». Этот комплекс взаимосвязанных форм является основой дальнейшего освоения этой системы. В нём заложены базовые принципы тайцзицюань семьи Ян, которые на сегодняшний день являются своеобразным канонам этого направления и сводятся они к десяти правилам. Ознакомиться с ними можно в книге Фу Чжунвень «Тайцзи-цюань стиля Ян», согласно автору, принадлежат они Ян Чэнфу сыну Цзяньхоу, младшему из сыновей Ян Лучаня.
Для примера, приведу два первых из них:
1. Неосязаемая живая энергия поднимает макушку головы
Это означает держать голову прямо, чтобы дух-шэнь пронизывал макушку. При этом не следует использовать силу: это закрепостит шею и будет задерживать поток ци и крови. Нужно сознательно представлять себе все это, иначе жизненная энергия (цзиншэнь) не сможет подниматься.
2. Сдерживать грудь и поднимать спину
«Сдерживать грудь» означает слегка втягивать ее внутрь, чтобы ци могла опускаться в даньтянь. Не допускайте скованности в груди; выпячивание груди создаст преграду и ци будет задерживаться в этой области. Это приведет к тяжести вверху и легкости внизу; пятки будут «всплывать». «Поднимать спину» означает, что ци прилипает к спине. Если вы сможете сдерживать грудь, то легко получится и поднимать спину. Если сможете поднимать спину, то получится и выпускать силу из самого позвоночника. Тогда вы будете непобедимы.
Неконкретность выше представленных правил, (остальные наполнены таким же аллегорическим туманом и намёками на скрытые техники работы с внутренним энергетическим телом) объясняется тем, что, будучи известным и опытным мастером, Ян Чэн Фу, согласно отзывам его современников, «обучал многих, но все тонкости объяснял редко, считая тайцзицюань искусством избранных». В одной из следующих статей попробуем разобраться подробнее со спецификой этих правил и рекомендаций исходя из структуры и взаимодействия физического и энергетических тел.
Продолжение этой темы в следующей статье.