Найти в Дзене
Ягушенька

Смертный грех. Не рассказ

Картина Васи Ложкина
Картина Васи Ложкина

В моих рассказах скупые родители - как правило выходцы из деревни.

Это не значит, что в деревнях и в маленьких городках все поголовно скупердяи.

Но мне кажется, что в процентном соотношении всё-таки эта черта присуща больше жителям деревень.

Почему?

Если выживаемость семьи зависит от того, сколько запасов сделано, то ты и твои потомки обречены быть скопидомами, просто потому, что уже на подкорке вбито "Не сделал запасов - есть нехилый шанс, что до весны ты и твои дети не доживут".

А зимы в России очень злые и долгие. И как-то не располагают к излишней расточительности. Труд на земле тяжёлый и длится несколько месяцев. За это время надо взять у природы как можно больше. И конечный продукт надо распределить так, чтобы хватило надолго. Излишки? Не беда, пусть лучше останется. Ибо если закончится еда - взять будет уже неоткуда.

В городе иная ситуация. Там есть работа круглый год. Запасы, безусловно, необходимы, болезни и прочий форс мажор никто не отменял, но ты уже не так зависишь от сил природы и погоды. Да и соблазнов потратить деньги в городе больше.

Поэтому откладывали, конечно, но накопительство не принимало уродливые формы. Купцы - те вообще любили размах.

Тем не менее.

Везде, во всех сословиях были те, кто накопительство делал смыслом жизни. И тут уже без разницы, из деревни скопидом или из города. Дворянин или крестьянин.

Разумеется, речи идёт о давно ушедших (и слава Богу) временах. Сейчас надо очень постараться, чтобы умереть от голода, и неважно в городе или деревне.

А привычка делать запасы и каждую копейку откладывать - осталась.

Это уже сродни болезни, как я считаю. Мало того, как и всякая запущенная болезнь, уродует психику и характер. Скопидомство - не зря считают смертным грехом.

После смерти души алчных людей находятся на четвёртом круге ада по представлениям Данте Алигьери. Души тех, кто при жизни не знал меры в накоплении богатств, будут вечно катить огромные камни, символизирующие их жадность.

То есть этот грех считается хуже, чем прелюбодеи (второй круг) и обжоры (третий). (Интересно, если прелюбодей при жизни любил не только женщин, но и поесть, на какой круг он попадёт)?

Я слышала много историй о родителях, которые всю жизнь делали запасы. Все они жили в маленьких городках или деревнях. Да и комментаторы это подтверждают.

Оттуда же привычка самое лучшее давать не детям, а соседям и родне. Случись чего (неурожай, голод, мор, пожар) - они помогут. Не по доброте душевной, а потому что и ты поможешь в случае чего. Шансы на выживание увеличивались, если ты в хороших отношениях с роднёй и соседями. А дети...А дети ресурс.

Да, сейчас уже ты не умрёшь, если не сделаешь запас продовольствия. Но.. Генетическую память так просто не вытравишь.

Именно в деревнях и небольших городках есть такая фишка у пожилых людей. "После моей смерти всё достанется тебе".

И тем самым перечёркивают всё хорошее, что когда либо сделали для своего ребёнка.

Казалось бы. Родные люди дали тебе всё. Воспитали, порой отказывая себе во многом. Отправили учиться в большой город. И благодаря этому ты можешь жить лучше, чем они. Какое твоё дело до их накоплений? Со своими детьми как хочешь, так и поступай, а своих родителей оставь в покое. Всё что они могли, они тебе дали, а своё имущество имеют вправе завещать хоть приюту животных. Накопленные деньги они отдают тебе.

После своей смерти.

Какие могут быть претензии и обиды?

А ты не хочешь при жизни посмотреть, как твой взрослый уже ребёнок радуется деньгам? Зачем надо ждать смерти?

Я этого не понимаю.

Рано или поздно дети будут желать смерти людям, которых по идее должны любить и уважать. Расходы есть у всех. Да хотя бы чтобы помочь своим уже детям здесь и сейчас.

Расставаться с деньгами не любит никто. Они всем достаются не просто так.

Но. Говорить своим детям "После моей смерти всё достанется вам" - это крайняя степень ненависти к своим детям. И никто меня не убедит, что родители, те кто так поступают, любят своих детей.

Даже если в остальном к родителям нет никаких претензий. Либо поделись при жизни, либо заткнись и копи молча. Но не напоминай постоянно, что у тебя есть деньги, которые потом тебе достанутся. Потому что дети начнут думать. Сначала изредка, а потом всё чаще "Да когда ж ты уже копыта отбросишь". Если конечно, сумма достаточно велика.

Казалось бы. Твой какое дело до завещания. А вот поди ж ты.

Нормальный родитель поможет своему ребёнку при жизни.

Хотя бы чтобы порадоваться вместе с ним.

Возможно, всё дело в эмпатии или её отсутствии.

У деревенских людей она есть.

У городских она несколько другая.

Городской человек никогда не поймёт некоторых вещей.

Дать имя милому поросёнку, чесать его за ушком, целовать в пятачок, каждый день смотреть, как он растёт...А потом хренак, и ты уже ешь из него шашлык и со смехом вспоминаешь, какой Борька был проказник.

Посадить собаку в будку на цепь. (В вольер - это ещё ладно, и нет, зоошизу я не выношу). Относиться к домашним животным не как к членам семьи. В городе принято ходить с заболевшими котами и собаками в ветеринарную клинику. Цены - конские. Но - ходят. В кредиты закабаляются, даже если шансов мало.

В деревнях, мне кажется, подход более практичный.

Я не хочу сказать, что люди, выросшие в деревнях и маленьких городках, более жестоки.

Это не так.

В городах отморозков хватает.

Я хочу сказать, что скопидомство им присуще в бОльшей мере, чем жителям больших городов именно в силу причин, которые назвала.

Почему люди копят сейчас, когда дикая инфляция, а деньги можно потратить, чтобы сделать свою жизнь максимально комфортной?

Есть накопительство как привычка. Есть - как страх. А есть — как извращённая форма власти. Потому что когда ты что-то хранишь, ты можешь не дать это другому. А можешь и дать. И вот это уже не про деревенский менталитет, а про психологию.

Это про контроль. И про месть: "Я не был счастлив, и ты тоже не будешь.

Такие люди - по определению не могут быть порядочными.

«Гнусное и бессмысленное занятие — без конца заниматься своими деньгами, находя удовольствие в их перебирании, взвешивании и пересчитывании! Вот, поистине, путь, которым в нас тихой сапой вползает жадность». Мишель Монтень.

У деревенских эмпатия тоже есть. Только странная.

Городским жителям не понять.

Как можно дать имя поросёнку, чесать его за ушком, подружиться — и потом есть шашлык из Борьки, со смехом вспоминая, каким он был проказником.

Это не жестокость. Это привычка жить на стыке любви и расчёта. На грани между сентиментальностью и выживанием.

И дело не в том, что деревенские хуже. Или беднее душой.

Дело в образе жизни. Бытии, которое диктует, каким будет твоё сознание.
И вывод.

Скопидомство - не всегда про еду. Иногда это про отношения.
Иногда - про власть.

А иногда - про то, что тебе самому когда-то не дали. И теперь ты повторяешь путь своих родителей, и тоже не собираешься облегчать жизнь своим детям. Ишь, чего захотели! Я страдал и вы тоже будете. Что значит "Иди на (некультурное слово), хрен старый!" Какие же дети нонче неблагодарные!

Если ты не хочешь, чтобы твои дети ждали твоей смерти - научись делиться с ними при жизни. Сейчас. А не "потом".

Потом уже может не быть.

Потом они если и придут на твою могилу, то разве что плюнуть.