Найти в Дзене
"МАРКУШКА"

Растим не музыканта, а зрелого человека: мощные эффекты музыкального образования

«Я не знаю ни одного умного человека, который бы не занимался музыкой в детстве» (Стив Джобс) Когда музыканты делятся своими жизненными привычками, невольно складывается ощущение, что речь идет о спортсменах или монахах: регулярность, сосредоточенность, выносливость, эмоциональный контроль. Но на самом деле именно музыка развивает эти качества. Устойчивые полезные привычки, которые формируются у ребенка в музыкальной среде, останутся с ним на всю жизнь, даже если он не станет профессионалом. Исследования в области нейропсихологии и поведенческих наук подтверждают: дети, обучавшиеся музыке, чаще становятся успешными, дисциплинированными и эмоционально устойчивыми взрослыми. Но какие именно полезные привычки формируются у взрослых, прошедших музыкальное образование? Музыкант = системный человек Практически каждый взрослый музыкант — это человек с выработанной структурой дня. Репетиции, занятия, выступления, работа с инструментом — все требует планирования. Илон Маск — основатель SpaceX

«Я не знаю ни одного умного человека, который бы не занимался музыкой в детстве» (Стив Джобс)

Когда музыканты делятся своими жизненными привычками, невольно складывается ощущение, что речь идет о спортсменах или монахах: регулярность, сосредоточенность, выносливость, эмоциональный контроль. Но на самом деле именно музыка развивает эти качества. Устойчивые полезные привычки, которые формируются у ребенка в музыкальной среде, останутся с ним на всю жизнь, даже если он не станет профессионалом.

Исследования в области нейропсихологии и поведенческих наук подтверждают: дети, обучавшиеся музыке, чаще становятся успешными, дисциплинированными и эмоционально устойчивыми взрослыми. Но какие именно полезные привычки формируются у взрослых, прошедших музыкальное образование?

Музыкант = системный человек

Практически каждый взрослый музыкант — это человек с выработанной структурой дня. Репетиции, занятия, выступления, работа с инструментом — все требует планирования.

Илон Маск — основатель SpaceX и Tesla — в детстве учился играть на пианино и говорил, что именно музыка научила его «работать регулярно и усердно, даже когда нет настроения». Музыкальные занятия сформировали у него привычку к системной практике и самоорганизации, что позже он перенес привычку на инженерные задачи и бизнес-проекты.

Музыка тренирует мозг

Многие слышали, что музыка — как математика, и это правда. Музыка состоит из математики. В нотной грамоте все математически закономерно. Без закономерности был бы хаос несозвучия, и музыка не звучала бы красиво. Пока ребенок развивается в этой математической стороне музыки, то у него одновременно улучшается аналитическое мышление, зрительная память и способность к быстрому счету.

Брайан Мэй, гитарист легендарной группы Queen, имеет ученую степень по астрофизике и с юных лет совмещал увлечение музыкой с изучением точных наук. Он подчеркивал, что игра на гитаре и разбор музыкальных структур с юности развили его математическое мышление и способность концентрироваться на сложных задачах.

Музыка и стрессоустойчивость

Музыка — это не только про вдохновение. Это и про преодоление. Каждый музыкант сталкивается с ошибками, неудобствами, страхом сцены. Но в этом и кроется польза: ребенок учится не сдаваться при неудаче. Он формирует толерантность к ошибке и стрессу.

Шерил Кроу, обладательница девяти премий «Грэмми», рассказывала, что в подростковом возрасте страдала от тревожности и сильного стресса из-за давления в школе. По ее словам, именно уроки фортепиано и сольфеджио помогли ей справиться с эмоциями, научиться слушать себя и не «взорваться» в трудную минуту. Она признается: «Музыка была моей терапией задолго до того, как я поняла, что такое психотерапия». Теперь она сама активно поддерживает музыкальное образование детей, называя его «вакциной от внутренних срывов».

Музыка и сообщество

Ансамбли, оркестры, хоры — все это учит работать в команде. Музыканты умеют слышать друг друга — не только в музыке, но и в жизни. У детей, занимающихся музыкой, выше уровень эмпатии, а также лучше развиты навыки коммуникации.

Джимми Фэллон, известный телеведущий и комик, в юности играл на гитаре и даже мечтал стать музыкантом. В интервью он рассказывал, что именно выступления в школьной группе и джемы с друзьями научили его импровизировать в команде, улавливать настроение других и «держать ритм» вместе. Он подчеркивает: «Музыка научила меня слышать людей, а не просто говорить». Именно этот навык — слышать, чувствовать, подстраиваться — сделал его звездой живого общения на телевидении.

Музыкальное образование — это не про амбиции родителей или карьеру на сцене. Это инвестиция во внутренний мир ребенка, его характер, гибкость мышления и устойчивость к жизни. Виолончелист Мстислав Ростропович в одном интервью отметил: «Музыка — как математика души. Она учит ребенка логике и чувствам одновременно. Поэтому я всегда говорю родителям: дайте ребенку шанс услышать себя через музыку».

Даже если спустя годы ваш ребенок не будет брать в руки инструмент — музыка останется с ним в виде привычек, которые помогут преуспеть в любой сфере.

-2

На наших каналах:

Как распознать музыкальный талант у ребенка

Развитие абсолютного слуха у детей: миф или реальность?

Почему стоит отдать ребенка на редкий инструмент

Польза пения для здоровья