На третий день наших весенних каникул (про второй читайте здесь, первый здесь) мы решили отправиться на море. Рядом с Ростовом-на-Дону же есть море - Азовское. Такая уж у нас привычка - весной на море ездить (в прошлом году вот на Балтийском были, писала здесь).
Выбрали город Таганрог, до него ехать полтора часа на электричке от Ростова-на-Дону. Утречком встали пораньше, дошли пешком до вокзала (я уже говорила, что от нашего «Дома у Дона» можно за 10 минут дойти).
Только это не главный вокзал, а пригородный, другое здание. И пригородный неплохой, кстати, двухэтажный, на втором этаже зал ожидания.
Тут и туалет есть, и автоматы с едой. Купили билеты на электричку, и вскоре уже отправились на платформу.
Утренняя электричка в Таганрог идет битком набитая пассажирами, места свободного нет.
Но по дороге потихоньку начинают выходить на промежуточных остановках и до Таганрога доезжает едва ли половина этих пассажиров.
Доехали до Таганрога, вышли на вокзале - красное кирпичное здание, рядом на привокзальной площади паровоз Юп 4504.
Как и во многих других городах, конечно, без памятника паровозу сложно себе представить вокзал (вот только писала про вокзал Волгограда, там как раз он и был).
С вокзала решили пойти в сторону Лавки Чеховых, тем более, что идти недалеко и было.
В Таганроге Антон Павлович родился, жил и учился, так что тут ему много чего посвящено, и находится аж три его музея. Мы успели посмотреть два. Вот один из них как раз и был Лавка Чеховых. Здание, в котором семья писателя жила и вела свою коммерческую деятельность.
Раньше же как предприниматели жили и работали, совсем не как сейчас, когда магазин у него, к примеру, в оживленной части города, а сам он живет в элитном ЖК с закрытым двором или коттеджном поселке, чтобы, как человек, а не при вот этих всех постоянных делах - мешках, кульках и тюках в коридоре, приказчиках, посетителях и кредиторах (не дай Бог). Это пусть все работники разгребают, администраторы, кассиры и менеджеры. А он будет приезжать раз в день, снимать кассу и ехать дальше, жить полной жизнью.
Раньше коммерческая деятельность велась семьей в том же доме, к котором она и жила. Тут же и склад, и касса, и архив, и торговый зал, и кафетерий или трактир, даже, возможно, комнаты сдавали постояльцам, прямо рядом со своими. В общем, лавочник полностью жил при своих делах, и клиенты точно знали, где его искать.
Входит это заведение нынче в Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник. В двухэтажном особняке постройки 40-х годов XIX века. Семья Чеховых проживала в этом доме пять лет. Отец будущего писателя, купец второй гильдии Павел Егорович Чехов арендовал дом у купца Моисеева. Торговал купец бакалеей, помогали ему в этом три его сына, в их числе был и Антон.
Во многих своих произведениях Антон Павлович упоминал о своих впечатлениях об этом домике. В гостиной, детской, двух спальнях и прихожей воссоздана обстановка, в которой будущий писатель жил с 9 до 14 лет. При этом, в экспозиции музея – более 40 предметов Чеховского фонда: фотографии, документы, подлинные картины брата-художника Николая Чехова.
Остальные экспонаты принадлежат соответствующей эпохе, и отражают ее стиль и дух, если можно так выразиться.
Музейные работники встретили нас очень радушно, объяснили и показали все, что было нужно для самостоятельного осмотра, ознакомили с сувенирной продукцией. Мы уже перестали покупать магниты и прочую фигню, которая и у нас в доме не умещается, и родственникам надоела, но тут не удержались, купили магнит.
В жилых комнатах, понятное дело -интерьеры дореволюционные. Детям-то нашим они не знакомы, а мы еще помним бабушкины вышитые кружевные накидки на подушки, чайные сервизы в горошек, самовары, сундуки с вязаными половиками, печка даже, лампы керосиновые - все эти вещи, которые для наших детей чем-то сродни средневековым доспехам или того хуже - первобытным палкам-копалкам.
В детском уголке - игрушки писателя и его братишек и сестренок: кукла, лошадка, рисовальные принадлежности.
В гостиной пианино, стол с полукреслами, люстры и портьеры.
Здесь уже видно достаток, люди могли себе позволить предметы роскоши.
А в лавке потемки, уже нет этого уюта. Сразу видно, что здесь именно трудятся, занимаются нужным делом, а не отдыхают. Все для работы, никаких излишеств.
Помещение не для того, чтобы кого-то уговаривать, пускать пыль в глаза ненужной роскошью. Сделал свое дело - и уходи.
Практичность, универсальность и лаконичность.
Зато и издержек меньше, не нужно тратиться на интерьеры или имидж.
У входа в лавку - скульптурная композиция «Толстый и тонкий». Все тоже напоминает чеховские произведения.
Решили не останавливаться, и, пока не прошел настрой, быстренько дошли до музея Чехова, расположенного в бывшей гимназии, в которой когда-то Антон Павлович и сам был гимназистом.
Надо заметить, что тут тоже есть напоминание о чеховских произведениях - скульптура, изображающая Человека в футляре здесь же, при входе.
Помимо того, что это - здание гимназии (с оставшимися помещениями, обстановкой, инфраструктурой), но и музей.
От гимназии, помимо самого здания (к старой гимназии пристроили новые помещения) остались на первом этаже под лестницей карцер для учеников,
парадный зал, где происходили публичные мероприятия, коридор и классные комнаты, одна полностью с интерьером и даже с местом Антона Чехова у окошка.
Можно постоять рядом и представить будущего писателя, принимавшего знания от отца будущего Железного Феликса (Дзержинского, разумеется, вот кто Чехова учить изволили - ни больше, ни меньше).
Помимо этого, много залов посвящены и истории становления писателя, и истории самого Таганрога.
Даже некоторые экспонаты исторические сохранились, как, например, красивый переплет от Торы - в городе была сильная еврейская община.
Кстати, помимо этого экспоната, множество других мемориальных вещей времен проживания в городе Антона Чехова представлены здесь, в том числе и театральные афиши.
Но, поскольку музей все-таки Чехова, о нем тут в основном и информация представлена, даже и не относящаяся к Таганрогу.
Крымский период, Московский.
Отдельно представлены экземпляры чеховских книг, переведенные на разные языки.
Один из самых переводимых русский писателей он был.
Несмотря на то, что билеты нами были куплены для самостоятельной экскурсии (и довольно дешевые, для школьников вообще меньше 100 руб.), к нам на втором этаже пристроилась экскурсовод и порассказывала и про экспонаты, и ро историю - такие глубокие познания у человека, сразу видно, что она не только свою работу выполняла, а искренне хотела поделиться с нами информацией, дать возможность понять и прочувствовать увиденное. Была удивлена, когда я добавила при разговоре о Салтыкове-Щедрине и Абрикосове, что и в нашей Пензе они жили. Так приятно бывает добавлять к знаниям человека еще капельку новых.
Вышли мы со стороны 1го гимназического сквера (со стороны второго заходили, и там были ремонтные работы, а первый нормальный, пригоден для прогулочных мероприятий).
Сквозь него мы отправились в сторону парка им. Горького, но в парк не пошли, хотелось побыстрее дойти до моря, и поесть.
От входа в парк свернули направо на Петровскую улицу.
Там мы проходили мимо сетевой столовой БорЩи иЩи и зашли пообедать.
И борщи тут, и щи имелись в избытке.
Так что мы отдохнули, подкрепились и отправились к морю.
Продолжение во второй части.