Давно не писала про свою учебу в МГУ, пора продолжить! Предыдущая серия истории здесь . В ней было про мои стрёмные каникулы после первого курса. Ну ладно, главное – что я не осталось навсегда молодой первокурсницей, а отделалась ожогом и яркими впечатлениями. Теперь можно и второй курс начинать. Но сначала – в лес!
Из записных книжек папы (да-да, те самые «Спутники москвича», один из которых «донашивала» и я в последних классах школы):
31 августа
Днем все вместе ходили в лес. «Наше болото», где всегда собирали грибы, уже не наше, а застраивается частниками, которые захватили все ближайшие леса. Пришлось идти дальше, к Комягино. Хорошо прогулялись по прекрасной погоде и лесу.
1 сентября.
Маша в университет. Программа насыщенная, по четыре-пять пар каждый день. Зато ввели библиотечный день (вторник). Это дает возможность отдохнуть два раза в неделю.
Пятая пара заканчивалась в 17.55, плюс в библиотеке посидеть, плюс доехать домой в Московскую область.
Не электричка, правда, но атмосферу осенней дороги передаёт:
А еще знаете, что?
8 сентября.
Маша заключила договор в институте на месяц.
Да, я там понравилась, и мои мучения на первом курсе не прошли даром. «Лаборант» по договору я теперь. Самой было страшно ввязываться в эту авантюру, но я понимала: чем раньше зацепиться за академический институт, тем лучше. «Библиотечный день» вторник теперь стал рабочим "присутственным днем", ага!
А предметов новых прибавилось. И «Информатика», и «История русской критики», и «Историческая грамматика», и спецкурсы. Я тогда выбрала что-то по орфоэпии и речевой культуре из-за преподавателя – Юрия Владимировича Рождественского.
Отлично он преподавал! Потом он же вел у нас «Введение в культурологию» и еще что-то. Рассказывал о разном восприятии языкового этикета у разных народов, было интересно его слушать. Фатическое общение, невербальные сигналы, всё такое.
РКИ – русский как иностранный – оказался неожиданно интересным предметом. Уже не помню, кто у нас его вёл, но явно кто-то харизматичный, раз я на четвертом курсе решила пойти в их центр получить дополнительную корочку (спойлер: она не выстрелила! Я поняла, что не хочу этим заниматься).
А вот с «Историей русской критики» я мучилась все курсы. Ну, не нравилось мне всё это! Вот такое впечатление было от критиков и их критики:
„Всякие бывают люди и всякие страсти. У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается“ (Виссарион Григорьевич Белинский).
А еще впереди маячила первая курсовая работа! Но это будет нескоро, и можно ведь про нее пока не думать, правда?
Тем более что снова навалилось всё то же самое: я регулярно простужалась и болела, иногда ночевала у подруги мамы, чувствовала, что ничего не успеваю… Да, я могла бы гораздо больше взять от учебы, мне было интересно «зарываться» в дополнительную литературу, я с удовольствием мерзла в нашей библиотеке-«стекляшке» или в Ленинке, где нравилась атмосфера тихого чтения и наличия в одном здании огромной кучи книг, я прямо чувствовала их присутствие 😄
Эх, где бы на всё взять время и силы!
А что у нас снаружи? Снова заглядываю в записную книжку папы за 1994 год.
12 ноября:
Не устаем удивляться росту цен: за месяц они подскочили в два раза (в среднем) и опускаться не собираются, а зарплату не повышают и даже не обещают. Жена получила зарплату (ок. 50 тыс.), которую истратили за один день.
Да, я знала зарплатные перспективы в академическом институте! Тогда это былити такие копейки... Без подработок не обойтись просто! Почему же я упорно, несмотря на постоянные болезни и удаленность учебы от дома, туда стремилась и еще с первого курса старалась там зарекомендовать себя? Ну, во-первых, установка из семьи, да. Я ведь обязана сделать научную карьеру, став на плечи родителей, а как же иначе? Во-вторых, меня прельщал режим. В то время еще почти не было дистанционки, поэтому два присутственных дня в неделю – серьезный плюс. К тому же я на первом курсе обещала себе, что обязательно найду такую работу, где не надо каждый день вставать спозаранку и куда-то ехать. Вот, выполнила обещание! Третьей причиной было чувство, что я делаю всё, что могу, строю свою жизнь и всё такое. Ну, любят женщины нашего рода поиграть в героизм, этого у нас не отнять.
Продолжаю листать папину записную книжку:
24 ноября:
По тв сообщили, что в Москве обнаружили целую машину с минами и взрывчаткой. В каком-то городе в один день три взрыва. Это наводит на грустные размышления, если учесть, что Дудаев обещал превратить Москву в зону бедствия в связи с вмешательством России во внутренние дела Чечни. А Россия там активно присутствует, и режим Дудаева вот-вот рухнет под напором российских танков.
8 декабря
Чеченский кризис. Грачев с Ериным окружили Грозный танками и войсками, но Дудаев не собирается сдаваться. Назревает новая Кавказская война.
Тема терроризма начинала вставать во весь рост. В метро и электричках постоянно предупреждали, что нельзя трогать и брать на хранение чужие вещи, ходили специальные службы с собаками. Те были в намордниках, но деловыми и дружелюбными. После сериала про Мухтара из моего детства овчарки казались именно такими. Я с интересом за ними наблюдала.
Было еще продолжение про него, но уже попозже, в нулевых годах. Мы со старшими детьми даже одно время его смотрели.
А с моей вечной усталостью от холода и недолеченности удалось найти промежуточный выход. В следующий раз расскажу!
Всем отличного дня! ❤️ У нас тепло и солнышко. И форзиция: