Найти в Дзене
Обратная Эпоха

Его семью убили предатели, он решил мстить. История одного бойца НКВД | Нахман Душанский

В годы ВОВ на территории Литвы уничтожено 70 000 евреев и 20 000 советских военнослужащих. Только ли благодаря немцам сгинули почти 100 000 человек? Нет. Им помогали «самостийники». Против них вышел защитник еврейских кровей, он изменил все. Это офицер контрразведки наводил ужас и страх на «лесных братьев», действовавших на территории Литовской ССР. Нахман Ноахович Душанский родился 29 декабря 1919 года в литовском городе Шяуляй. Появился на свет в еврейской семье, унаследовавшей военные традиции. Он был одним из 5 детей: у него были братья Пейсах, Ицхак и Яков, а также сестра Рохл. Его дед, Яков Душанский-Коган, был кантонистом и участвовал в Крымской войне и защите Севастополя. По указу российского императора ему было разрешено жить вне черты оседлости (редкая честь) и получить земельный надел, после чего он поселился в Вильнюсе. Отец Ноха, Ноах Душанский, участвовал в Первой Мировой войне, где был отравлен газом, попал в немецкий плен и вернулся домой слепым. Так что у этой династи
Оглавление

В годы ВОВ на территории Литвы уничтожено 70 000 евреев и 20 000 советских военнослужащих. Только ли благодаря немцам сгинули почти 100 000 человек? Нет. Им помогали «самостийники».

Против них вышел защитник еврейских кровей, он изменил все. Это офицер контрразведки наводил ужас и страх на «лесных братьев», действовавших на территории Литовской ССР.

Биография Нахмана Душанского до вступления в ряды НКВД

Нахман Ноахович Душанский родился 29 декабря 1919 года в литовском городе Шяуляй. Появился на свет в еврейской семье, унаследовавшей военные традиции. Он был одним из 5 детей: у него были братья Пейсах, Ицхак и Яков, а также сестра Рохл. Его дед, Яков Душанский-Коган, был кантонистом и участвовал в Крымской войне и защите Севастополя. По указу российского императора ему было разрешено жить вне черты оседлости (редкая честь) и получить земельный надел, после чего он поселился в Вильнюсе.

-2

Отец Ноха, Ноах Душанский, участвовал в Первой Мировой войне, где был отравлен газом, попал в немецкий плен и вернулся домой слепым. Так что у этой династии были с немцами особые счеты. И у представителя нового поколения клана появится шанс отомстить им. В результате выселения евреев из прифронтовой зоны в 1915 году семья переехала в Шяуляй, где отец главного героя стал работать грузчиком на вокзале. Мать Нахмана, Фрейдл, также произошла из небогатой семьи. Поэтому Нахману привили с одной родительской линии (материнской) простоту, а с другой – даже патриотизм и воинский героизм.

Мальчик с детства ощущал на себе изыски шовинизма. Все стало легче, когда уже в школе он попал к своим: в среднем подростковом возрасте продолжил свое образование в школе, основанной еврейским филантропом Френкелем. Мужчина являлся владельцем кожевенного завода. После завершения шести классов, в 13 лет Нахман начал трудовую деятельность там же. Евреи, работавшие на еврея, чувствовали себя неплохо.

Но остальные предприятия были немецкими, а часть – русскими. Когда ему исполнилось 14, он познакомился с рабочим одной из таких мануфактур. Гринфельдом. Тот говорил, что немцы угнетают литовских рабочих и признался, что является… тайным большевиком. Позже этот персонаж погибнет на одном из фронтов ВОВ. Но в период, о котором мы ведем речь, он откроет перед Нахманом перспективы подпольного комсомола Литвы, вступление в который даст ему шанс еще в 1939 году (до присоединения Литвы к Советам) роль активного участника политической жизни внутри своей провинции. Нелегальная деятельность окупилась…

За то, что тот подвергал себя опасности, сохраняя и распространяя запрещенную литературу (тайник располагался в здании Еврейского Центрального банка Шяуляя) и провел за решеткой 5 лет 26-летний молодой человек был принят в 1940 году в Международную Организацию Помощи Борцам Революции и уехал в штаб ее литовского филиала, расположенный в Каунасе. И он уже имел членский билет РКП(б)…

Как так? В Компартию Литвы был принят заочно – в 1938 году. Когда продолжал сидеть в тюрьме (его в 1935 году приговорили к 6 годам лишения свободы – освободили его через 5 лет ).

Сотрудник НКВД и НКГБ Литовской ССР

В Каунасе центральное действующее лицо этого сюжета работало совсем недолго. Молодому Советскому Союзу враги грозили с трех сторон – из Финляндии, из некоммунистической еще Польши и с оккупированной Японией части Дальнего Востока.

Именно поэтому в августе того же года Нахман был призван в Красную Армию. Будучи бывшим подпольщиком и коммунистом, он получил рекомендацию лично от Мацевичюса (начальника НКВД в Шяуляе). Подпольщик Душанский годился в чекисты! Он рассматривал перспективу службы в войсках НКВД, еще находясь в камере, и, слушая о начале Второй Мировой по приемнику. Знал, что судьба литовского социализма (который настанет через год) нуждается в особой защите.

Тем не менее, когда предложение ему было сделано, он отказался. Почему? НКВД тогда занималось вовсе не тем, чем он хотел заниматься (в лицо он это никому не говорил). По итогу решения был назначен в пограничные войска — в оперативное подразделение городка Тельшяй. Стал помощником оперуполномоченного.

Душанский принимал активное участие в предотвращении попыток пересечения границы немецкими шпионами и литовскими националистами из Литовского Фронта – предтечи Лесных Братьев. В частности весной 1941 года участвовал в задержании более 40 вооруженных агентов Третьего Рейха, которые часто оказывали вооруженное сопротивление. Это были посредники «немцев снаружи» с «немцами внутри». Именно этих коммуникаторов опытный большевик признал самой серьезной угрозой Литовской ССР.

-3

Начальник разведывательного отдела досоветской Литвы Якис бежал в Третий Рейх после вхождения Литвы в состав СССР. Но его супруга осталась и ее удалось склонить к сотрудничеству. Она предоставляла сведения о лазутчиках и диверсантах Рейха, которым удалось просочиться на территорию СССР – их арестовывали в разных литовских городах. Нахман получил много опыта…

В итоге Душанский стал одним из тех немногих, кому удалось узнать дату начала немецкого вторжения в СССР. Дело в том, что в конце апреля 1941 года он арестовал шпиона с Литовского фронта, у которого была с собой пачка пропагандистских листовок с указанной датой наступления. Листовки содержали множество антисоветских и антиссемитских лозунгов. Подписаны они были генералом Стасисом Раштикисом, которого нацисты собирались назначить премьер-министром своего марионеточного государства на территории Литовской ССР. Планы были сорваны. «Баронская крыса» Раштикис под домашним арестом. В ходе июньской депортации 1941 г. были осуществлены массовые аресты и высылки всех «врагов большевизма». В Литву въехали другие.

С другой стороны, теперь и враги едва родившейся Литовской ССР знали пограничника Душанского в лицо. Они готовили расправу над ним и над остальными коммунистами и евреями.

Расправа Лесных Братьев

18 июня 1941 года Душанский, находясь в отпуске в Крыму, получил указание вернуться к службе. 21 июня он прибыл в Минск поездом и в полночь отправился в Ригу. В этом пути и встретил ВОВ.

-4

По пути через Шяуляй стал очевидцем того, как немецкие самолеты атаковали аэродром Зокняй, где располагались истребители. Пограничник попал под бомбежку. Его отцу было указано немедленно отправить Нахмана к воинским частям. И тот, сев на поезд, направился к городу Тельшая. Попытки эвакуировать семью оказались безуспешными: сообщения о вторжении были восприняты как ложная тревога, что привело к отмене эвакуации активистов и гражданских. А начальника НКВД в городе Мацевичюса сняли с должности. В итоге немцы-гитлеровцы и их местные приспешники (Лесные Братья и немцы с Эстонии и Латвии) вошли в Шауляй и начали расправы. В результате геноцида погибла вся семья нашего героя. И все городские друзья… Отца убьют чуть позже – уже в Тельшая, после долгого содержания за решеткой и… страшной пытки.

Душанский отступал с пограничниками по маршруту Тришкяй, Валга, Псков, Дно, Ленинград. Когда их поезд был разбомблен у Тришкяя, Душанский открыл секретный пакет, содержащий инструкции на случай войны. Вечером 22 июня оставшиеся в живых сотрудники НКВД и пограничники направились в сторону Латвийской ССР (откуда немцы и хлынули), ведя бои…

За первые 10 дней группа уничтожила несколько десантных отрядов врага. 2 июля, усиленная другими бойцами, группа достигла Пскова, сохранив все документы. Хотя Нахман был ранен, но отказался от справки о статусе больного. Душанский покинул Псков в день его захвата 9 июля 1941 года. На поезде добрался до Ленинграда. Группа собрала много трофейного немецкого оружия и оставила тяжелораненых в госпитале, а остальных направила в город Молотов. 210 бывших сотрудников НКВД из прибалтийских республик были разделены на три группы. В одной из них нашлось место и пограничнику Душанскому, который дал себе клятву убивать коллаборантов!

-5

Он мстил не только за семью. Он мстил за всех прочих людей (разной религии, национальностей и политических убеждений), коих убили Лесные Братья. А какие успехи ждали его на том поприще?

Месть Нахмана Душанского

Командиром группы Душанского стал Пятрас Расланас. Их служба продолжалась до 8 ноября 1941 года, когда бойцы были направлены в Центральную школу НКВД с объявлением о трудовых работах. Зимой 1941 года, по словам Душанского, его группа занималась заготовкой дров для отопления ведомственных и правительственных зданий. Весной 1942 года они вернулись в школу НКВД для специальных занятий, где преподавали такие личности, как Вильгельм Пик и Андрей Свердлов. Часть курсантов была направлена в Центральный штаб партизанского движения, а Душанский остался при разведуправлении. Позднее курсантов отправили в немецкий тыл для организации партизанской деятельности. Но Душанский в эту группу не вошел. Осенью 1942 года все оперативные группы были временно подчинены республиканским партизанским штабам.

В НКВД готовились специальные команды для работы на освобожденных территориях, которые должны были выявлять коллаборационистов и противостоять немецким диверсантам. Сотрудники изучали структуры Гестапо и Вермахта. Также методы ведения боя и маскировки. С осени 1943 года прибалтийские спецгруппы НКГБ использовались в качестве войсковых разведчиков. В январе 1943 года Душанскому присвоили звание младшего лейтенанта госбезопасности, а в 1945 году он стал капитаном.

Весной 1944 несколько сотрудников НКГБ проверяли санитарные эшелоны для выявления коллаборационистов среди призывников. 1 из офицеров литовской группы отправил под трибунал выявленных полицейских из Украинской Вспомогательной Полиции.

После освобождения Минска 3 спецгруппы НКГБ встретились для окончательной раздачи задач. Литовская увеличилась до 120 агентов и получила задание от Первого Секретаря ЦК КП ЛССР. Надо было занять Вильнюс, чтобы предотвратить провокации от Армии Крайовой и польского правительства в эмиграции. Штурмовая группа под командованием П. Расланаса, вооруженная пулеметами, направилась в Вильнюс, изменив маршрут из-за действий подчиненных Павла Судоплатова – спешила через Гродненский тракт, к городку Бутриманасу. И…

…Все получилось!

Группа захватила стратегические позиции перед Вильнюсом, ведя борьбу против небольших немецких отрядов и польских партизан из Армии Крайовой. Душанский и его подчиненные подали сигнал советским войскам о необходимости вступления в город. Еврейский партизанский отряд пришел на помощь Душанскому, содействуя захвату Президиума Верховного Совета Литвы и горы Гедиминаса. В ходе сражений за гору НКВД было вынуждено прогнать поляков из АК. Душанский утверждал, что пленных поляков раздели до нижнего белья и насильно отправили обратно. Вильнюсские цыгане с радостью встретили советских солдат, выживших после немецкой оккупации. Также группа НКГБ участвовала во вступлении в Каунас. Немцы покинули город без боя, и первым туда вошел спецотряд литовского НКГБ под руководством полковника Воронцова.

-6

Хотя НКГБ стремился захватить генералов Егера и Высоцкого, мерзавцы скрылись за 3 часа до появления чекистов. Было захвачено здание Гестапо и немецкой разведшколы, обнаружены важные документы, благодаря которым Душанский узнал, что иноземным завоевателям оказывали содействие 9 000 человек – поляков-антикоммунистов, прибалтийских немцев и литовцев (последних было 3 000 человек, Душанский решил поймать всех и наказать)!

Он встретился с выжившими из каунасского гетто, передав им продовольствие и одежду. А потом нашел массовые захоронения в Девятом Форте. Он прилюдно заявил о начале своей беспощадной борьбы с карателями. На это раз исключительно с карателями литовского разлива.

В результате множества сложных тщательно спланированных операций (рассказывать о которых будет слишком долго и нудно) группа Душанского поняла, что две главные «баронские крысы» – Йонас Жямайтис (агентский псевдоним «Витаутас») и Адольфас Раманаускас (он же «Ванагас»). На них сходились каналы разных видов взаимодействия временно снюхавшихся врагов социализма.

А вот «каналом» этих двух лидеров с миром обезбашенных литовских антисемитов из народа был Юозас Лукша (он же «Даумантас»). Люди дали показания, что еще за месяц до прихода гитлеровцев, будучи студентом, Юозас возглавил банду «самостийников» Каунаса. «Штурмовики» загнали кучу евреев в гараж компании «Lietuvos ūkis». Резали их ножами и забивали до смерти ломами. Потом (1 из очевидцев не даст соврать) 1-й Лесной Брат города Каунаса сел на кучу трупов, взял свой баян и сыграл литовский национальный гимн. Символично?

Душанский через процесс основательного расследования смог убедить Верховный суд СССР в том, что три эти человека так или иначе были вовлечены в истребление свыше 70 тысяч евреев и более 20 тысяч советских военнопленных на территории республики. Он задействовал и свои собственные архивные материалы (полученные по личным каналам, для выявления и задержания помощников нацистов) и те, за которыми ему пришлось в 1949 году отправиться в Берлин…

Министерство госбезопасности использовало практику внедрения своих агентов в различные общества. МГБ выяснило, что то, о чем заявлял Душанский («Юозас Лукша это один из наиболее активных лидеров антисоветского подполья») оказалось правдой. Увы, Лукша был застрелен при попытке задержания: т.е. спасся от возможного его растерзания толпой выживших евреев…

Как руководитель Каунасского управления МГБ Литовской СССР, Нахман Душанский занимался делом подпольной группы в гимназии «Аушра», где учились будущий председатель Сейма Литовской Республики Витаутас Ландсбергис-младший и его друг детства Алоизас Сакалас. Последний изготовлял и распространял антисоветские листовки, вовлекая в это дело своих одноклассников, за что был задержан в 1949 году и приговорен к тюремному заключению. Конечно, после 1991-го Ландсбергис и Сакалас поливали Душанского грязью. Выяснилось, что Ландсбергис был двойным агентом (что является естественным для любого литовца на ментальном уровне). С 1953 года Душанский трудился в Вильнюсе в отделе по розыску военных преступников республиканской госбезопасности. А в 1956 году он получил звание подполковника.

Но и это не все. Арестованы были десятки других «замаскированных» Лесных Братьев (отношения которых с прибалтийскими немцами, немцами-гитлеровцами, русскими антисоветчиками и поляками Армии Крайовы носили не всегда дружеский характер, но всегда были направлены против СССР). Обнаружена активность ячейки BDPS, которая представляла собой «чисто литовскую» группу, планировавшую осуществить теракты на территории СССР в 40-х годах…

Благодаря оперативным действиям названных органов безопасности удалось предотвратить все эти угрозы. Потенциальных террористов тоже запихали на Лубянку – под нажимом те и раскрыли нашим «гэбистам» самую поразительную тайну «странного» литовского народа, о которой выше.

Что было после увольнения в 1956

До конца все обещания (данные себе и «советской половине» граждан Литовской ССР) еврей-чекист выполнил лишь в середине 50-х. А в 1956 году решил уволиться из указанных выше органов.

Он стал помогать советским евреям перебираться в созданное для них государство, а, затем, почувствовав за спиной преследование (он был в этом специалист) вовремя уехал туда и сам.

После распада СССР Нахман Ноахович Душанский эмигрировал в Израиль.

В середине 1990-х прокуратура Литвы возбудила против Нахмана Душанского уголовное дело, в котором, обвинила бывшего офицера в расстреле заключённых в Райняйском лесу 24-25 июня 1941 года.

Однако Израиль не принял обвинения литовской стороны и отказался выдать Нахмана, тем более, что Душанского в момент расстрела националистов в том районе не было.

До самой смерти Нахман Ноахович не стеснялся давать интервью журналистам. В одном из них он таким вот образом описал всю свою биографию «Я офицер и честно служил Советской власти, служил делу, в которое верил, воевал с бандгруппами убийц и карателей, воевал с нацистскими пособниками – холуями».

Он ушел из жизни по причине исключительно старости. В 2008 году.