Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Та, что создала Францию (часть 74) Прагерия и Прагматическая санкция, или Неожиданные повороты благих намерений

Итак, Иоланда Арагонская, несмотря на преклонный по меркам своего времени возраст продолжала объединять Францию. И ее очередным шагом стало создание регулярной армии, что было настоящим переворотом. Разумеется, новая реформа вызвала огромное возмущение знати. Как же так, их лишили права набирать себе армию и самим, не дожидаясь королевской милости, огнем и мечом добывать себе земли, крепости, жен и т.д. Конечно, и Карл VII, и Иоланда Арагонская, и Артур де Ришмон были готовы к возмущению дворян. Но вот к тому, что во главе возмущенных и "несправедливо обделенных" встанет дофин Людовик - сын и внук короля Франции и королевы Сицилии, к этому все оказались не готовы. Юный наследник престола возглавил заговор, позже названный Прагерией, целью которого было не много ни мало - свергнуть законного монарха и заключить его в крепость под наблюдением сына. По ожидаемым результатам, каждый из участников должен был получить свои плюшки: дофин корону Франции, а феодалы - отобранное у них право раз

Итак, Иоланда Арагонская, несмотря на преклонный по меркам своего времени возраст продолжала объединять Францию. И ее очередным шагом стало создание регулярной армии, что было настоящим переворотом.

Разумеется, новая реформа вызвала огромное возмущение знати. Как же так, их лишили права набирать себе армию и самим, не дожидаясь королевской милости, огнем и мечом добывать себе земли, крепости, жен и т.д. Конечно, и Карл VII, и Иоланда Арагонская, и Артур де Ришмон были готовы к возмущению дворян. Но вот к тому, что во главе возмущенных и "несправедливо обделенных" встанет дофин Людовик - сын и внук короля Франции и королевы Сицилии, к этому все оказались не готовы.

Юный наследник престола возглавил заговор, позже названный Прагерией, целью которого было не много ни мало - свергнуть законного монарха и заключить его в крепость под наблюдением сына. По ожидаемым результатам, каждый из участников должен был получить свои плюшки: дофин корону Франции, а феодалы - отобранное у них право размахивать мечом перед воротами ближайшего соседа. Среди заговорщиков были Жан Бретонский (честно говоря, для меня это было удивительно - вроде ж очень осмотрительный был товарищ!), Карл Бурбонский, герцог Алансонский, де ля Тремойль (ну с этим все понятно - от кормушки оторвали, а красавица-жена денег требует!😉)

Но самым удивительным участником заговора был человек и воин кристальной честности, прекрасно знакомый постоянным читателям моего канала - Жан, Бастард Орлеанский, граф де Дюнуа. По счастью, в последний момент у Жана Орлеанского хватило здравого смысла, чтобы не выступать вместе с заговорщиками, несмотря на глубокую обиду на друга детства (это я про Карла VII, если что 😉)

Восстание вспыхнуло в 1440 году, однако регулярная армия - есть регулярная армия и она не чета разгульным бандам наемников, даже если во главе их стоят герцоги. Так что восстание было подавлено, мятежники примерно наказаны, однако казнили всего одного - им оказался Вандомский Бастард. То ли он кричал громче всех, то ли награбил всех больше, а может король так и не простил ему пленения Жанны. (Или хотел окончательно спрятать концы в воду - кто теперь знает?🤔)

Жанна Орлеанская. Иллюстрация любезно подобрана одним из постоянных читателей.
Жанна Орлеанская. Иллюстрация любезно подобрана одним из постоянных читателей.

Поразительно, что в этой части нашей истории мы с вами, дорогие читатели, встречаем почти всех героев наших прошлых историй. Вот мелькнул (и слава Богу пропал) проворовавшийся де ля Тремойль, вот слегка запутался в друзьях благородный де Дюнуа... А вот и еще один прекрасно знакомый всем нам персонаж: Жиль де Рэ выбрал именно этот момент, чтобы вновь появиться при дворе. Однако, его золотые дни, когда он спонсировал самого короля, прошли, и нашему Жилю ничего не оставалось, как вернуться обратно к себе, чтобы искать секрет философского камня, золота и ... словом зарабатывать себе тот титул, которым наградил его один из наших читателей. 😉😂

Ну а наша героиня все больше задумывалась о покое. И тем не менее, до того, как Иоланда решила совсем удалиться от политических дел, она смогла сделать своему зятю еще один, крайне важный подарок - Прагматическую санкцию, смысл которой состоял в том, что отныне все налоги с церковных владений шли не напрямую папе, а направлялись в королевскую казну. И вторым немаловажным нововведением стала выборность епископов и аббатов, причем король также имел право предлагать свою кандидатуру. (Это называется: хорошо, когда старые друзья есть повсюду, например в Ватикане.😉)

Кстати, эта самая санкция сыграла с Иоландой забавную шутку. Когда анжерский епископ монсеньер де Бюэй покинул этот мир, каноники Анжера выдвинули на этот пост секретаря королевы Сицилии Жана Мишеля. Не успела Иоланда обрадоваться столь удачному стечению обстоятельств, как она получила известие, что у Карла VII есть своя кандидатура на этот пост. Старая королева была в гневе и пообещала королевскому кандидату скорую встречу с плахой, если только он посмеет приехать в Анжер... Судя по тому, что кандидат так и не появился, народ был в курсе, что слова Иоланды редко расходятся с делом...

Анжу. Иллюстрация любезно подобрана постоянной читательницей канала
Анжу. Иллюстрация любезно подобрана постоянной читательницей канала

Ну а как события развивались дальше, мы, как обычно, узнаем в следующей части нашего "текстосериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гулять по свету и по истории вместе со мной. Те же, кто пропустил начало истории об Иоланде или хотел бы освежить в памяти истории о других героях XV века, могут найти их здесь: