Итак, благодаря своей мудрой матери и ее влиянию на французского короля, Рене Анжуйскому удалось сравнительно безболезненно выбраться из истории с заговором и неудавшимся (слава Богу!) похищением королевы Марии. Получив головомойку на семейном совете, Рене отбыл совершать подвиги в Неаполе, а Иоланда могла снова заняться Францией.
На дворе был уже 1438 год, и нашей героине на тот момент уже исполнилось 58 лет. И хотя Иоланда прекрасно выглядела и не менее прекрасно себя чувствовала, усталость потихоньку начинала брать свое. Все чаще мыслями она возвращалась к замкам Анжера и Сомюра, где в тиши небольших и уютных комнат можно было отдыхать, наслаждаясь пением птиц.
Казалось бы, старая королева Сицилии достигла всех своих целей: с Бургундией заключено перемирие, и изгнание англичан - дело времени. Да, в их руках еще Нормандия, Гиень и Кале, но постепенно французские войска прогонят захватчиков и оттуда. Короля окружает настоящая команда преданных Карлу людей, причем людей думающих, умных, настоящих знатоков своего дела. Помимо известных нам уже Карла Мэнского, Орлеанского Бастарда и коннетабля де Ришмон, рядом с королем преданный Жан де Бюэй, будущий адмирал де Коэтиви, Рауль де Гокур ... да разве всех перечислить!
А главное, сам Карл из робкого и неуверенного молодого человека, прячущегося за юбками "своей доброй матушки" превратился в уверенного в себе мужчину и настоящего короля. Годом раньше, в сентябре 1437 года во время осады Монтеро он, неожиданно для всех принял на себя командование армией. Причем, по совету Иоланды, Карл не просто командовал войсками, но и сам сражался в первых рядах и одним из первых поднялся на крепостную стену. Именно тогда (оказывается!) Карл VII и получил от солдат свое гордое прозвище "Победитель", которое так и осталось связанным с его именем.
Но, несмотря на кажущееся благополучие, у нашей героини была еще масса дел. Франция начинала возрождаться к мирной жизни - однако однако после долгих лет войны страна, фактически, лежала в руинах. Крестьяне разбежались по лесам, а их хозяйства и пашни уничтожены, а дома сожжены. И причиной всего, как ни странно, являлись войска - призванные защищать страну. Любой дворянин мог нанять себе войско, размеры которого ограничивались лишь толщиной его кошелька. А что будет делать войско в отсутствие боевых действий? Грабить и разорять все, что подвернется под руку. В своих историях о XV веке я не раз рассказывала о том, как благородные рыцари не гнушались решать спорные вопросы силой, ничем не отличаясь от самых настоящих разбойников. (Да что там - один их циклов был посвящен такому разбойнику Жилю де Рэ!) А самое печальное, что среди подобных рыцарей-разбойников были верные друзья Жанны Орлеанской - Ла Гир и де Сентрайль.
Словом, без решения проблемы бродячих наемничьих банд восстанавливать страну можно было еще долго и безуспешно. Раньше этот вопрос решали, отправляя наемников в другие страны - Средневековая Европа не испытывала недостатка в войнах и желающих помахать мечом. Однако, Иоланда, как и Артур де Ришмон считали, что настало время для более глобальных изменений - формирования регулярной армии. Эти войска, находящиеся на постоянном жаловании, которое должно было выплачиваться из прямого налога, должны были стать совершенно новым типом армии, состоящей из профессиональных солдат, и основанной на дисциплине, где мародерство было бы под категорическим запретом.
Я не знаю, как вы, дорогие читатели, а я просто в восхищении! Женщина (!) понимает необходимость реформирования феодальной армии и продвигает эту идею! Женщина (!) объединяет разрозненные феоды, аллоды и проч., и ведет монархию к абсолютизму! Воистину, Иоланда - одна из величайших женщин, и не только того времени!
Однако, на тот момент создание новой армии нужно было сначала утвердить. Поэтому в октябре 1439 года в Орлеане были созваны Генеральные Штаты Севера, на которых председательствовали двое: французский король Карл VII и королева Сицилии Иоланда Арагонская. Итогом стало появление нового закона, который был принят 2 ноября 1439 года. Согласно решению Генеральных Штатов, у дворян отнималось право содержать собственные армии и только король имел на это право, а для содержания войск был введен единый прямой налог.
Ну а как события развивались дальше и как дворяне отнеслись к этому нововведению, мы, как обычно, узнаем в следующей части нашего "текстосериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гулять по свету и по истории вместе со мной. Те же, кто пропустил начало истории об Иоланде или хотел бы освежить в памяти истории о других героях XV века, могут найти их здесь: