Найти в Дзене
Военная история в наградах

"На всё воля Божия!"

Маузер М1910 — немецкий карманный самозарядный пистолет.

В 1909 году компанией Mauser разработан новый, сравнительно простой полуавтоматический пистолет, под патрон 9х19 мм Парабеллум с уменьшенным пороховым зарядом. Это оружие, известное как Маузер 1910, не стало очень успешным, а его обновленный вариант, известный как Маузер 1910/12, был изготовлен в небольших количествах только в рамках контракта с ВМФ Бразилии.

В то же время, было решено, что новый дизайн больше подходит для менее мощного патрона, чем «военный» 9 х 19 мм Парабеллум, и в 1910 году конструкция была уменьшена в размерах для использования относительно нового патрона 6,35 х 15 мм Браунинг (.25 ACP).

Незадолго до начала Первой мировой войны фирма Mauser выпустила чуть большую по размеру версию пистолета, под патрон .32 ACP разработанный Джоном Браунингом. После Первой мировой войны в пистолет были внесены незначительные изменения. Всего было произведено около 381 000 шт.

Разработчики предприятия Маузер-Верке (Mauser Werke) в 1909 году начали разработку нового пистолета, под недавно принятый на вооружение патрон 9 × 19 мм (9 мм Люгер). Основой автоматики пистолета стала не совсем обычная в то время конструкция с полусвободным затвором. Для этого в передней нижней части пистолета установили тормозящий опорный щиток, который удерживал затвор, пока пуля не покинет ствол. Первые такие образцы появились в 1910 году, а его уже усовершенствованная модель с маркировкой Mauser 1912/14, была изготовлена небольшой партией — около 200 единиц. Однако когда выяснилось, что конструкция не очень удачная, производство было прекращено. На базе этой модели, разработчиком Йозефом Никлем был создан «гражданский» пистолет, который пользовался большим спросом. Так появился на свет пистолет M1910 . Модель M1910 была рассчитана на относительно слабый, но распространенный патрон 6.35 мм Браунинг. С 1910 по 1913 г.. Было произведено около 60 000 единиц этого оружия. После небольшой модификации в 1914 году появились новые модели этого пистолета. Модель 1910/14 под тот же патрон что и модель М1914 — 7,65 Браунинг. Эти пистолеты часто были табельным оружием во многих организациях и не только в Германии. 1914 года было изготовлено около 330 000 единиц под патрон 6,35 мм и у 500 000 под патрон 7,65 мм. В 1934—1936 годах снова провели небольшую модификацию пистолетов моделей 1914-х годов, при этом рукоять приобрела более округлую форму, также пята магазина избавилась от острых углов. Образцы получили обозначение М1910 / 34 под калибр 6,35 и М1914 / 34 под калибр 7,65. Этих моделей было изготовлено гораздо меньше — в калибре 6,35мм — около 30 000, в калибре 7,65мм — около 120 000.

А́льбрехт Дю́рер (21 мая 1471, Нюргберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, один из величайших художников Северного Возрождения. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Ксилогра́фия  — разновидность графического искусства, способ гравирования по дереву, а также оттиск на бумаге с деревянной печатной формы — эстамп. Гравюра на дереве, древнейшая из техник гравирования, относится к технике высокой печати, в которой углубления на доске, вырезанные штихелем, остаются на оттиске белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части формы, и при переводе на бумагу под давлением она даёт чёрный тон.

Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии в качестве раздела теории пропорционирования в искусстве. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном деле разработкой теории фортификации. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Гравюры Альбрехта Дюрера широко представлены в музейных и частных собраниях.

Предлагаю вниманию уважаемых читателей очередную публикацию приквела про дядю Прохора. По просьбе некоторых из уважаемых читателей привожу ссылку на предыдущую публикацию этого цикла:

Вернувшись на свой наблюдательный пункт поручик выслушал коротктй но содержательный доклад ефрейтора:

- Все спокийно, вашбродь! Вони працюють.

Тучи продолжали заволакиват небо, собираясь через несколько часов обеспечить "нужную погоду". Проня, очередной раз взглянув наверх, пробормотал:

- Хороший дождь нам бы сейчас действительно не помешал...

- На всё воля Божия! Вашбродь...

Тихон опоздал на почти полчаса. Выразительно постучав по циферблату часов Проня услышал "виноват, вашбродь". Кивнув на подсохшую струйку крови, вытекавшую из угла рта унтер-офицера, поручик полюбопытствовал:

- Что случилось?

- Так это... Пока туда шли у меня зуб страшно разболелся, мочи терпеть не стало...

- Ну и рванули хранцуз с его женой энтот самый зуб в ихней землянке. Потом отваром меня каким-то напоили. Голова пока ещё дурная, но руки-ноги слушаются. Так что не сумлевайтесь, вашбродь!

- А что с их мальчонкой?

- Порошок дали, он заснул. А так он кашляет до рвоты...

- Ладно... Ты своё место и действия знаешь?

- Не забыл ишо, вашбродь! Отходишь тогда к землянке французов, только погоню туда не приведи. Обижайте, вашбродь!

- Тогда быстро разошлись! За мной, Захар! Мы уже в цейтноте!..

- В чем мы, вашбродь?..

Проня махнул рукой и перекрестился. Оба разведчика последовали его примеру. Тихон ещё достал ладанку, висевшую у него под рубашкой на груди , поцеловал её и прошептал:

- ...Спаси и сохрани!..

Траншею преодолели, как и прошлой ночью, спокойно. У правого крыла недостроенного каземата поручик с ефрейтором залегли, дожидаясь "сигнала" от Тихона. "Сигнал" последовал через четверть часа. Звук выстрела и разрыв винтовочной гранаты раздались с интервалом в несколько секунд. Унтер-офицеру понадобилось выстрелить ещё две гранаты, чтобы ёмкость с привезённым предыдущим днём топливом для бетоноделательного узла наконец сама сначала загорелась, а потом взорвалась, разметав свои горящие ошмётки по округе. К этому времени округа уже было полна криков и других сопровожащих шумов, производимых парой дюжин бегающих полуодетых германских солдат. Некоторые из них даже имели винтовки и стреляли в разные стороны. Дождь хлынул сразу и резко, внеся в суматоху вокруг каземата свои "лирические нотки". Поручик вытер лицо, поправил папаху и шепотом поинтересовался у Захара:

- Помнишь, что нужно делать только в крайнем случае?

- Так точно, вашбродь!..

- Жди тут.

Проня снял папаху, быстро выполз на открытое место, поднялся на ноги. достал "люгер" из кобуры и потрусил к каземату, на ходу выкрикивая по-немецки команды, уместные на данный момент. По дороге он подобрал чей-то валяющийся стальной шлем, надел его на голову и прибавил ходу к своей цели. Присев на лавку у входа в каземат поручик снял сапог и стал поправлять носок и перематывать портянку германского образца, квадратный кусок фланелевой ткани с длиной "ребра" примерно в аршин. При этом поручик поправил плащ-накидку и продолжал ругаться и требовать, чтобы солдаты "быстрее нашли французских свиней, устроивших этот фейерверк".

Оберст появился с портфелем в руке и с тубусом под мышкой, когда Проня заканчивал уже перематывать портянку на второй ноге. За несколько секунд до этого предпоследняя граната, выпущенная Тихоном, удачно взорвалась прямо перед группой германских солдат, которая наконец верно определила местоположение невидимого пока в темноте стрелка. Трое особо быстрых солдата сильно пострадали разрыва гранаты, а их товарищи предпочли теперь оказывать им первую медицинскую помощь, чем бежать дальше в темноту и неизвестность, продолжая периодически стрелять из винтовок для поднятия собственного боевого духа. Поручик отметил про себя. что Захар проявляет в этот раз завидную выдержку. Никого ещё из германских солдат не свалила пуля, выпущенная из "лебеля". Поручик встал с лавки, привлекая внимание оберста к себе:

- Я вас тут уже заждался, господин полковник!..

- Вас трудно узнать, господин поручик!

- Надеюсь, в тубусе у вас те самые карты?

- Не только. Мне же пришлось оставить здесь почти все свои вещи... А вы один пришли?

- Сюда да. Иначе это выглядело бы более, чем странно. Пойдёмте, у нас не так много времени. Нет, не туда, а вон туда! Где ваш офицер-помощник?

- Я его отослал проверить, насколько пострадал от взрыва бетоноделательный узел.

- Разумно. Поторопимся! Я на всякий случай понесу ваш пистолет... Это будет в ваших же интересах.

- Это "маузер" подарил мне мой погибший сын, он мне дорог...

- Я вам его верну потом...

Поручик на всякий случай похлопал оберста ладонями по карманам и, держа под локоть, быстро увел его за угол каземата со словами:

- Теперь надо будет немного проползти.

- Но...

- Давайте я вам помогу с тубусом.

- Оторожней. в нём ещё гравюра Дюрера!..

- В отсутствии вкуса вам не откажешь!..

- Я руководствовался в данном случае не вкусом, а лишь практическими соображениями... Долго ещё нужно ползти? У меня уже все бриджи и локти мокрые!..

- Потерпите, господин полковник! Осталось немного. Думайте о том, как вас заждалась ваша супруга.

- Я терплю, как видите... И думаю о Марте.

Несколько минут прошли в относительной тишине.

- Всё, теперь можно вставать, господин полковник, и двигаться быстрым шагом. но внимательно смотреть под ноги!

- Ох, где мои двадцать лет?! Не так быстро, прошу вас!..

То, чего больше всего опасался Проня, случилось через полсотни саженей движения "быстрым шагом". До позиции Захара оставалось не более двух минут хода. За спиной скрывшихся в темноте беглецов суматоха потихоньку ослабевала. Звуки, производимые всё-таки ещё раз организованной погоней за Тихоном, удалились через траншею. В этот момент оберст ойкнул, присел, выпустил портфель и схватился обеими руками за правый сапог. Поручик наклонился:

- Растяжение, вывих?..

- Не знаю... Нога соскользнула с камня! Наступать теперь больно!

- Сидите здесь тихо! Я быстро!..

На бегу поручик мысленно поблагодарил Всевышнего, что оберст потерял способность временно передвигаться сейчас, а не раньше. В ответ на его тихий окрик Захар дернул винтовкой, резко повернул голову и пробормотал:

- Ух и натерпелся я страху, вашбродь!..

- Молодец, что вытерпел. Урок на дороге пошёл тебе впрок. Теперь тихо и быстро дуй за мной!

Русский ефрейтор и германский оберст с интересом стали осматривать друг друга. Поручик превал эту игру в гляделки:

- Дай мне винтовку! Бери их германское высокоблагородие на закорки и пошли до траншеи тем путем, что я тебе вчера показывал. Я вас прикрою.

До траншеи добрались с одним "передыхом". Портфель оберста постукивал Захара по груди, но тут мужественно терпел, только иногда утирал пот, вытекающий из-под папахи, и капли дождя, падающие на лицо. Переправа через глубокое препятствие снова прошла гладко, а вот на противоположной стороне траншеи группу заметил кто-то из зорких германских солдат, продолжающих кружить вокруг каземата. Проня скорее спиной, чем ушами определил, что крики позади приобрели целенаправленный характер. И перекрикивания германских солдат за спиной относятся их "тройке". Через полминуты раздались два винтовочных выстрела, пуля свистнула над головой поручика. До леса оставалось ещё с полверсты. Но уже настало время сменить "режим движения".

- Стой, Захар! Скидывай свою ношу и бери винтовку.

- Jetzt trage ich Sie, Herr Oberst!.. Захар, за нами бегут не более дюжины германцев. Сваливаешь троих или четверых и отходишь. Отдышись только сначала, стреляй наверняка. Усёк?

- Усёк, я вашбродь... Ви дочекаєтесь мене?

- Обязательно. В нашей берлоге или даже раньше. Начинай считать до двухсот. Ты нас наверняка догонишь ещё по дороге туда.

- Один, два, три, чотири...

Проня крякнул, перевалив оберста через плечо и про себя тоже начал считать до двухсот. Через несколько секунд позади выстрелил "лебель". Потом характерный звук винтовочного выстрела повторился ещё дважды. На числе "сто пятьдесят шесть" взмокший поручик, у которого уже стали подрагивать и подкашиваться ноги, услышал, что сзади кто-то приближается. Он опустил оберста на земль, приложил указательный палец к губам, а сам примостился рядом за корягой, приготовив к стрельбе "люгер". Скосив взгляд на "объект" , Проня заметил, что тот осенил себя крестным знамением и безмолвно шевелит губами.

Берегите себя, уважаемые читатели!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала.

По мотивам ваших комментариев или вопросов я подготовлю несколько новых публикаций.