Найти в Дзене
ombres

Что скрывают Евангелия: как выбирали “правильные” истории о Христе и что было вычеркнуто навсегда

Для большинства людей слово «Евангелие» звучит священно и недосягаемо. Кто-то слышал про Матфея, Луку и Иоанна. Кто-то вспоминает «от Марка» в контексте похорон или венчания. Кто-то считает, что это и есть вся Библия. Но стоит углубиться — и оказывается, что Евангелий было десятки, что одни тексты были признаны «истинными», а другие — отвергнуты, сожжены, забыты. И что выбор этих текстов был вовсе не таким однозначным, как может показаться. Так что же такое Евангелие? Кто его писал? Почему только четыре? И куда делись все остальные? Слово Евангелие (греч. εὐαγγέλιον) буквально означает «благая весть» или «радостное известие». Это — весть о том, что пришёл Спаситель, что Бог стал человеком, и через него открылась возможность спасения. Но в то же время слово "евангелие" стало обозначать жанр текста — особый тип повествования, в котором излагается жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Именно так: не история, не биография, а — благая весть, изложенная через нарратив. В современном Нов
Оглавление

Для большинства людей слово «Евангелие» звучит священно и недосягаемо. Кто-то слышал про Матфея, Луку и Иоанна. Кто-то вспоминает «от Марка» в контексте похорон или венчания. Кто-то считает, что это и есть вся Библия. Но стоит углубиться — и оказывается, что Евангелий было десятки, что одни тексты были признаны «истинными», а другие — отвергнуты, сожжены, забыты. И что выбор этих текстов был вовсе не таким однозначным, как может показаться.

Так что же такое Евангелие? Кто его писал? Почему только четыре? И куда делись все остальные?

«Святой Иоанн Евангелист на Патмосе», Ханс Бальдунг Грин (1511)
«Святой Иоанн Евангелист на Патмосе», Ханс Бальдунг Грин (1511)

Что значит само слово?

Слово Евангелие (греч. εὐαγγέλιον) буквально означает «благая весть» или «радостное известие». Это — весть о том, что пришёл Спаситель, что Бог стал человеком, и через него открылась возможность спасения.

Но в то же время слово "евангелие" стало обозначать жанр текста — особый тип повествования, в котором излагается жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Именно так: не история, не биография, а — благая весть, изложенная через нарратив.

📚 Сколько евангелий существует?

В современном Новом Завете — четыре канонических Евангелия:

  1. От Матфея — написано для иудеев, подчёркивает исполнение пророчеств
  2. От Марка — самое короткое и, вероятно, самое раннее
  3. От Луки — ориентировано на язычников, содержит много деталей
  4. От Иоанна — философское, мистическое, сильно отличается по стилю и структуре

Но исторически существовали и другие: от Фомы, от Петра, от Марии Магдалины, от Филиппа, от Иуды… Эти тексты сегодня называют апокрифическими Евангелиями — не потому, что они «ложные», а потому что не были включены в официальный канон.

Почему не все Евангелия “вошли”?

Канон Нового Завета складывался не мгновенно. Вплоть до IV века разные христианские общины пользовались разными текстами. Где-то читали Марка, где-то — Фому, где-то — книгу Откровения, а где-то — даже не принимали Павла.

Только в 367 году, в письме Афанасия Александрийского появляется первый список из 27 книг, который потом станет Новым Заветом. Чуть позже, на соборе в Карфагене (397), он был признан официально. Всё остальное — «неканонично».

Но как решали, что «истинно»?

  • Критерии были не только духовные, но и политические: нужно было объединить разрозненные группы, устранить ереси, выработать общий фундамент.
  • Тексты должны были быть приписаны апостолам или их ученикам.
  • Они должны были совпадать с догматическим учением (о воплощении, крестной смерти и воскресении).

Если Евангелие, например, говорило, что Иисус смеялся на кресте, или что Мария Магдалина знала больше других учеников, — это было проблемой.

Что такое апокрифы?

Слово апокриф означает «тайный, скрытый». Это тексты, не включённые в канон, но часто имевшие широкое хождение в ранней христианской среде.

Некоторые из них:

  • Евангелие от Фомы — сборник изречений Иисуса, без сюжета, без чудес. Похоже на дзен-буддийский коан. Начинается фразой: «Тот, кто найдёт истолкование этих слов, не познает смерти».
  • Евангелие от Марии Магдалины — загадочный, обрывочный текст, в котором Мария рассуждает о душе, и вызывает ревность у Петра.
  • Евангелие от Иуды — переворачивает всё: Иуда не предатель, а единственный, кто понял Христа и помог ему освободиться от тела.

Есть и детские версии: Протоевангелие Иакова рассказывает о рождении Марии, детстве Иисуса, чудесах в песочнице. А есть и такие, где младенец Христос превращает глиняных воробьёв в живых птиц.

Почему эти тексты важны сегодня?

Во-первых, потому что они позволяют понять: раннее христианство было не единым, а множественным. Были группы, которые верили в телесное воскресение, и те, кто считал его аллегорией. Были мистики, рационалисты, гностики, эсхатологи. У всех — свой Христос.

Во-вторых, потому что они расширяют наше воображение. Мы начинаем видеть, что официальная история — это выбор, и что многое было возможно. Мария могла быть не «женщиной, омывшей ноги», а учительницей. Христос мог быть не Богом в теле, а носителем света вне мира.

Кто писал Евангелия?

Важно понимать: ни одно из Евангелий не написано самим Матфеем, Марком, Лукой или Иоанном. Это — традиционные атрибуции. В реальности авторы — анонимны. Они писали от имени общин, иногда — спустя десятилетия после событий.

И всё это — не «подделка», а форма письма того времени: авторство было общинным, текст создавался для верующих, в конкретной среде. Поэтому Евангелия — это не хроники, не биографии, а богословские портреты, каждый — со своей интонацией и целью.

Итак: что такое Евангелие?

Это не просто «жизнь Иисуса». Это — акт веры, поэтическая теология, настройка взгляда на мир. Это письмо от общины к общине. Это история, в которой всё устроено так, чтобы читатель увидел в ней своё спасение.