Анна Блинова Кандидат исторических наук, научный сотрудник Омской лаборатории Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Долгое время посетителям музеев предлагалось главным образом смотреть на экспонаты, возможность любого другого взаимодействия с ними была ограничена. В последние три десятилетия ситуация меняется, музей превращается в интерактивное, экспериментальное и мультисенсорное пространство.
Современный музей имеет две важные функции: хранение культурного наследия и его презентация широкой аудитории. Довольно долго музеи ограничивались выполнением только первой из них, но начиная с 1970-х годов был поднят вопрос о значении музеев для общества, о максимальном расширении аудитории и привлечении ее к музейной деятельности. Это движение обновления музеев получило название «новая музеология», именно оно за прошедшие полвека оказало значительное влияние на представления о музеях и на практику музейной работы. Это понятие было разработано французскими теоретиками, а затем с 1984 года распространилась по всему миру. Новая музеология предполагает новый стиль музейной коммуникации, направленный на использование наследия для содействия развитию местного сообщества, появилось даже выражение «музей для людей». Конечно, никто не отменял других важнейших функций: хранения, приобретения, систематизации, исследования, однако выполнение их не может оправдывать отсутствие привлекательности для зрителей. Вследствие этих изменений возникает потребность в новых формах организации музейной деятельности и всего музейного пространства. На сегодняшний день в музее реализуется множество творческих решений, нестандартных подходов, новых форм общения с культурным наследием.
Совсем недавно основным средством для создания атмосферы и оживления пространства музея были визуальные и медиасредства, теперь они могут быть дополнены новыми элементами, например, запахами. Ученые отмечают потенциал обонятельного канала как средства обогащения сенсорного опыта человека, использование запахов может стимулировать персональные и коллективные ольфакторные воспоминания, что формирует совершенно иное восприятие музейной экспозиции. Атмосферу прошлого создают не только предметы старины и интерьеры, но также специфические, характерные для этого места запахи. Включение запаха в музейную среду дает наиболее полное восприятие и понимание прошлого во всех его проявлениях. Запахи могут усилить или нейтрализовать эмоциональные впечатления посетителя, создать необходимую атмосферу, ощущение сопричастности объекту или ситуации, эффект присутствия, изменить психологическое состояние, пробудить фантазию.
Запахи начинают завоевывать музейное пространство. Они могут размещаться в музеях как в качестве дополнительных элементов, так и в качестве самостоятельных экспонатов. Как физические явления запах используют в естественно-научных музеях или экспериментариумах для демонстрации возможностей человеческих ощущений. Существуют специализированные музеи. Например, Музей запахов Петербурга предлагает познакомиться с городом «в его невидимом воплощении», «ощутить красоту нашего города через запахи». В программу включено знакомство с коллекцией запахов Санкт-Петербурга, рассказ о местах, где были сняты запахи и методах записи и переноса ароматов. На практике запахи чаще всего используют музеи истории города, потому что именно в городах стало формироваться понятие санитарии, это была сложная комплексная среда обитания, и потому запахи приобрели особое значение.
В 2023 году в Омском государственном историко-краеведческом музее была разработана аромаэкскурсия «Прогулка по старому Омску», посвященная Омску XIX – начала XX века и его ароматам. Воздействие идет, в том числе, через эмоциональную сферу, не только через факты. В самом начале посетителям предлагают пофантазировать и предположить, чем мог пахнуть город и его объекты. Например, как пахло в здании Сибирского кадетского корпуса или какой запах ассоциируется с Сибирским казачьим войском? Посетителю не раз предлагают отгадать по запаху, о чем далее пойдет речь. Ароматы не называются сразу, посетители могут их угадать или подобрать свои ассоциации. История, а точнее ароматы Омска, помещены в общероссийский контекст, на экскурсии можно узнать и об императорских духах, о Петербурге в описании Достоевского и т. д. В качестве объектов экспонирования представлены флаконы с полосками фетра, пропитанные ароматами. Это практичный прием, так посетители могут их открыть и «послушать» запахи, но у них нет возможности «пролить» аромат на себя.
«На экскурсии представлено довольно много запахов, – рассказала нам один из авторов этого проекта Наталья Сорокина, – например, запах дёгтя. Им начищали сапоги, им пахла кожа, из которой делали чемоданы, книжные переплеты и пр. А парадные Петербурга, по описанию Достоевского, пахли маслом пачули. Кроме того, этот запах входил в состав многих духов, в том числе и легендарных «Красная Москва». Лаванда – запах чистоты в XIX веке. Запах ладана – это запах церкви, он сопровождает посетителя, когда в экскурсии речь идет об истории Омской епархии, а запах вишни–иллюстрация к повествованию о садоводе Павле Комиссарове. Рассказываем, из чего складывается запах эпохи, города, дворца».
Это не первый успешный эксперимент музея с запахами. В 2016 году в нем была представлена выставка «Дым Отечества». Ее автор – известный омский художник Дамир Муратов. Он попробовал ароматизировать свои картины и небольшие комплексы предметов, ассоциирующиеся с обозначенной темой. Профессии: маляр, парикмахер, медсестра были представлены в виде нескольких экспонатов, подкрепленных специфическим запахом, связанным с этими профессиями. В данном случае запах выступал как профессиональносоциальная характеристика. На выставке представлены не только профессии, но и знакомые всем явления с характерным запахом (Новый год, путешествие и другие), которые способны напомнить человеку о детстве, о прошлом.
Музейные специалисты сегодня пришли к пониманию того, что диалог с посетителями не должен ограничиваться только одним каналом чувственного восприятия – зрением. Другие чувства тоже могут успешно использоваться, чтобы обогатить гамму впечатлений посетителя и погрузить его в эпоху, культуру, воспоминания.
А как должно пахнуть в музее российских немцев? Может быть, деревом, сеном, мукой, пасленом, табаком, воском, шерстью? Или выпечкой, квашеной капустой, колбасой, кофе?
BiZ-Bote №1/2024