В послевоенной Москве родилась мрачная легенда о неуловимой банде «Чёрная кошка». Поговаривали, будто дерзкие налётчики оставляли на месте преступления загадочный знак – нарисованную чёрную кошку – и бесследно исчезали в ночи.
Горожане, измученные лишениями и тревогами поздних 40-х, с боязливым любопытством передавали друг другу истории о банде, державшей столицу в страхе.
Однако за городской молвой стояла суровая реальность: прототипом легендарной «Чёрной кошки» стала настоящая преступная группировка – банда Ивана Митина. Их история оказалась не менее страшной, чем вымысел, а кровавый след этой банды пролёг по московским улицам начала 1950-х годов.
От ударника труда до главаря банды
Главарём банды был Иван Митин, молодой мужчина, на первый взгляд ничем не примечательный – разве что высоким ростом и светлой шевелюрой, за которую оперативники прозвали его шайку «бандой высокого блондина».
Родился Митин в 1927 году в Красногорске, под Москвой. После войны он честно трудился: работал мастером смены на оборонном авиаремонтном заводе № 34, был толковым рабочим и даже стал передовиком производства.
Руководство ценило его настолько, что представило Ивана к высокой награде – ордену Трудового Красного Знамени. Казалось, этот энергичный парень с заводским станком на «ты» мог построить достойную карьеру и спокойную жизнь. Но душа Ивана жаждала острых ощущений и красивой жизни, на которую одной зарплаты не хватало.
Митин решил: если не добиться богатства честным путём, значит, нужно взять его силой. Так в конце 1940-х он начал криминальный путь, который вскоре превратил образцового труженика в жестокого главаря банды.
Скрывая тёмную сторону своей жизни, Иван продолжал днём выходить на завод, получать похвалы начальства и уважение коллег, а по ночам планировал налёты.
Формирование банды
Для осуществления своих дерзких замыслов Иван Митин понял, что ему нужны сообщники. Он стал присматриваться к знакомым – таким же молодым и смелым, готовым переступить черту. В итоге вокруг него собралась группа из двенадцати человек, почти все – друзья, коллеги или соседи, в прошлом законопослушные комсомольцы, ударники труда и студенты.
Восемь из двенадцати членов банды работали вместе с Митиным на заводе, а двое состояли курсантами военных училищ. Все они были молодыми – самому старшему, Петру, было за тридцать, а младшему, Вячеславу Лукину, едва исполнилось семнадцать.
Самый старший Пётр Болотов – стахановец с оборонного завода № 500 в Тушине. Он был значительно старше остальных и, казалось, достиг многого в жизни: состоял в партии, имел авторитет.
Но именно Болотов, охваченный жадностью и авантюризмом, помог молодым налётчикам обзавестись оружием – по его каналам достали два револьвера «наган» и несколько пистолетов. Болотов привёл и своего родственника Николая Семихатова, доверив ему хранение арсенала: оружие прятали на чердаке института, где Семихатов работал электриком. Так у банды появились и стволы, и тайник для добычи.
В компанию также вошли несколько рабочих КМЗ – Александр Самарин, Александр Аверченков, Николай Агафонов, Николай Григорьев, Борис Коровин, Иван Агеев. У каждого была своя причина поддаться соблазну.
Коровин был награждён медалью «За доблестный труд в ВОВ» и слыл примерным комсомольцем , но лёгкие деньги тоже затмили ему глаза.
Самым юным участником стал Вячеслав Лукин, семнадцатилетний спортсмен из местной хоккейной команды. В школе он уже оступался – однажды украл продукты в буфете и даже успел побывать в колонии для несовершеннолетних.
Однако к концу 40-х Лукин взялся за ум, готовился поступать в институт, радовал родителей успехами. Его отец был милиционером и верил, что сын встал на правильный путь . Мотивы, объединявшие эту разнородную компанию, были просты. Они хотели много денег и сразу .
Преступления банды
Первая кровь была пролита 1 февраля 1950 года – дата, с которой начинается отсчёт чёрной серии преступлений.
В тот зимний день Иван Митин с двумя сообщниками отправился на разведку в продуктовый магазин в подмосковном посёлке Ховрино. Продавщице, подозрительно косившейся на незнакомцев, Митин представился сотрудником милиции, но не смог предъявить документов – легенда трещала по швам.
Ситуацию обострил приход двух настоящих правоохранителей: участкового Филина и оперуполномоченного Александра Кочкина, обходивших свою территорию. Увидев у крыльца магазина троих чужаков, милиционеры потребовали предъявить документы.
Завязалась короткая перепалка – и неожиданно вместо документов преступники достали пистолеты. Прогремели выстрелы: 21-летний Александр Самарин хладнокровно застрелил оперативника Кочкина. Пуля предназначалась и второму милиционеру – Самарин выстрелил в Филина, – но промахнулся.
Так первая жертва пала от рук банды Митина. Ограбить магазин до конца не удалось: убив милиционера, бандиты бросились бежать, растворившись в пригородных дворах.
Через несколько недель, 26 марта 1950 года, налётчики решились на более дерзкое нападение, выбрав целью промтоварный магазин в Москве, в Тимирязевском районе. На этот раз они действовали хитрее, выдав себя за сотрудников МГБ – в послевоенные годы люди безропотно подчинялись людям с удостоверениями такой службы.
Грозя оружием, преступники быстро обчистили кассу – добычей стали 68 тысяч рублей наличными. К счастью, на этот раз обошлось без убийств: налётчики унесли деньги и скрылись, никого не тронув.
Полученной «выручки» бандитам хватило надолго: Митин рассудительно распорядился затаиться на полгода, запретив подельникам сорить новыми богатствами, чтобы не привлечь внимания милиции .
Лишь осенью, истратив большую часть награбленного, шайка вновь вышла на дело.
16 ноября 1950 года Митин и компания ограбили магазин № 1 пароходства Канала имени Москвы – кассу предприятия, где хранилось 24,5 тысячи рублей. Здесь отличился хитроумный Пётр Болотов: прихватив учебную гранату и противогазную маску, он появился перед кассиршей в устрашающем виде. Воспользовавшись шоком жертвы, бандиты забрали деньги и скрылись.
Спустя несколько недель, 10 декабря 1950 года, преступники совершили ещё один налёт – ограбили магазин № 69 на улице Кутузовская Слобода, пополнив свой «общак» ещё на 62 тысячи рублей.
Деньги, награбленные за ноябрь-декабрь, снова позволили Митину устроить паузу: три месяца банда залегла на дно, ведя внешне обычную жизнь.
Однако безнаказанность лишь раззадоривала преступников.
Весной 1951 года они решились на наиболее кровопролитное преступление.
11 марта 1951 года банда во главе с Митиным нагрянула в окраинный ресторан-пивную «Голубой Дунай», известную дешёвым пивом и шумной публикой. Преступники смешались с посетителями, но долго сидеть за кружками не стали – внезапно вскочили, выхватили оружие и двинулись к кассе.
В этот момент нашёлся герой: милиционер Михаил Бирюков, младший лейтенант, который как раз отдыхал там с женой, бросился наперерез грабителям. Завязалась перестрелка. Злодеи без колебаний открыли огонь: пули сразили Бирюкова и одного случайного посетителя – рабочего столичного завода, тихо ужинавшего за столиком.
Началась паника, люди падали на пол. Митин понял, что дело плохо: милиционер успел поднять тревогу, да и касса была в глубине помещения. Тогда главарь скомандовал отступать. Грабители скрылись ни с чем, оставив после себя настоящую бойню. После этого случая банда затаилась ненадолго – в том налёте они лишь рассекретили себя, но не добыли денег.
Однако жажда наживы взяла верх над осторожностью. Уже через несколько недель Митин вновь повёл людей на дело. На этот раз целью стал магазин в подмосковном Кунцево.
Схема была обкатана: один из участников – 18-летний Агеев – остался снаружи, объясняя приходящим покупателям, что магазин закрыт на переучёт. Внутри же Митин и Александр Аверченков заперли дверь и потребовали у кассирши выдать всю дневную выручку.
В этот момент вмешался директор магазина Карп Антонов – пожилой, но отчаянно смелый человек. Он бросился на Митина, пытаясь выбить у него пистолет, завязалась борьба . Не успел директор свалить бандита с ног, как прогремел выстрел: Антонов рухнул, сражённый пулей.
Так продолжалась кровавая эпопея банды Ивана Митина. За три года – с начала 1950 по начало 1953 – эта группировка совершила 28 разбойных нападений, убила 11 человек и ранила 18.
Ограбления происходили не только в Москве: налётчики колесили по всему Подмосковью – Химки, Истра, Мытищи, Сокольники, деревни и посёлки. Не брезговали ничем: нападали на продуктовые склады, сельпо, сберкассы, лавки тканей. Добыча захватывалась разная – от мешков муки и тушёнок до солидных сумм денег.
Банда сумела награбить свыше 300 тысяч рублей, колоссальное состояние по меркам тех лет. Но и человеческих жертв не считала: бандиты хладнокровно стреляли в каждого, кто пытался им помешать, будь то милиционер или сторож.
Расследование и поимка
Столичная милиция и МУР с тревогой следили за чередой дерзких налётов. Поначалу следствие заходило в тупик. Преступники не оставляли явных улик, действовали стремительно и продуманно. Их искали среди уголовников, в криминальных притонах, а тем временем настоящий враг днём ходил в заводской спецовке и студенческой форме.
От свидетелей нападений тоже было мало толку: приметы налётчиков казались слишком обыденными. Очевидцы чаще всего вспоминали высокого парня в коричневом кожаном пальто, командовавшего нападением, и коротышку с дерматиновым чемоданчиком, который складывал деньги .
Милиция никак не могла подобраться к разгадке. Главной проблемой было то, что банда не имела криминальных корней.
Как признались потом следователи, они «не могли даже предположить, что налёты – дело рук молодых, ни разу не судимых парней, спортсменов, комсомольцев и передовиков производства» .
Стражи порядка искали «волков», а охотиться нужно было на «овец в волчьей шкуре».
И всё же закономерности начинали проступать. Некоторые из милиционеров обратили внимание: преступники словно избегают Красногорска, совершая налёты в Москве и иных округах, но обходя стороной сам город, где базировались крупные заводы.
Возможно, они опасались привлекать внимание у себя дома. Эта мысль заставила присмотреться к рабочей молодёжи Красногорска. Но прямых улик всё ещё не было, пока судьба не преподнесла бандитам роковой сюрприз.
В январе 1953 года шайка Митина предприняла ограбление сберкассы в городе Мытищи. Налётчики были уверены в своей неуязвимости: ради отвлечения сил милиции они даже устроили хитрую уловку, отправив Вячеслава Лукина в тот день на городской стадион, чтобы он там «засветился» на глазах у патрулей.
Пока силы правопорядка наблюдали за скоплением молодёжи на спортивной арене, банда ворвалась в зал сберкассы и уложила посетителей на пол лицом вниз. Но, к несчастью для преступников, кассирша успела нажать тревожную кнопку.
В дежурную часть поступил сигнал тревоги – и дежурный офицер, вместо того чтобы без лишних слов выслать группу захвата по адресу, решил уточнить подробности. Он перезвонил в сберкассу, и этот звонок судьбоносно взяли не напуганные работники, а сами налётчики.
Поняв, что их разоблачили, один из бандитов быстро сориентировался и соврал в трубку: мол, никакого ограбления нет, «нападение произошло на стадионе». Дежурный, поверив, отправил группу милиции по ложному адресу – на стадион, давая преступникам драгоценные минуты на бегство. В итоге шайка скрылась, прихватив ещё 30 тысяч рублей кассовых денег.
Казалось бы, бандитам снова повезло. Но ирония судьбы в том, что эта ложная фраза про стадион и стала ключом к их поимке.
Когда следователи проанализировали сорвавшееся задержание, их осенило: налётчики слишком уж ловко использовали тему стадиона. Не случайно же они назвали именно его! Видимо, преступники были связаны со спортом или с конкретным стадионом.
Эту догадку высказал один из сотрудников МУРа – легендарный оперативник Владимир Арапов . Молодой, но уже прославившийся сыщик обладал острым умом и интуицией.
Арапов вспомнил, что несколькими месяцами ранее в Красногорске произошёл странный случай: компания парней увезла из пивного ларька целую бочку пива, а когда торговка пригрозила милицией, молодчики… спокойно заплатили ей за весь объём и, раскупорив бочку, начали угощать пивом прохожих.
Тогда это выглядело как пьяная шутка, и инцидент замяли. Но теперь опытный сыщик сопоставил факты. Почему простые работяги вдруг легко выложили крупную сумму за бочку пива? Откуда у них деньги на такие щедрости? И почему снова фигурирует стадион – ведь пивную бочку распивали как раз около Красногорского стадиона? Эти мелкие детали сложились у Арапова в логическую цепочку.
Милиция усилила негласное наблюдение за этой точкой. Вскоре выяснилось, что на трибунах регулярно собирается одна и та же компания рабочих и студентов, причём некоторые из них – те самые «большие души», угощавшие прохожих пивом.
Их личности установили, проверили биографии – на первый взгляд ничего предосудительного. Но оперативники начали следить за их образом жизни. И довольно быстро заметили странности: у молодых людей при скромных зарплатах водились немалые деньги.
В феврале 1953 года началась операция по задержанию банды Митина. К этому моменту милиция уже догадывалась, кого ищет, и действовала наверняка. В один из дней по нескольким адресам одновременно нагрянули оперативники Красногорского УГРО и столичного МУРа.
Застигнутые врасплох, вчерашние «герои труда» и студенты не оказали серьёзного сопротивления. Иван Митин был арестован вместе с ключевыми сообщниками – всего правоохранители взяли двенадцать человек, тех самых, что несколько лет держали в страхе Москву и область. При обысках у задержанных нашли и крупные суммы денег, и оружие.
На следствии почти все арестованные открыто признались в содеянном . Некоторым уже не имело смысла таиться – против них были доказательства и показания подельников. Так закончилась эпопея самой жестокой послевоенной банды столицы.
Суд и приговоры
Судебный зал был переполнен - люди стояли в проходах, переглядывались, перешептывались. На скамье подсудимых - двенадцать человек. Не уголовники с наколками, а вчерашние студенты, комсомольцы, работяги. Кто-то узнаёт в них соседа по дому, кто-то - бывшего одноклассника.
- Не может быть… Он же с отличием школу закончил, - шепчет женщина в платке.
Но всё было правдой. Эти «нормальные» ребята оказались жестокой бандой, державшей в страхе весь район. Убийства, грабежи, налёты - за всё это им и предстояло ответить.
Главаря, Ивана Митина, и его правую руку Александра Самарина суд приговорил к расстрелу. Ни раскаяния, ни смягчающих обстоятельств - слишком тяжёлые преступления. Остальные получили огромные сроки - от десяти до двадцати пяти лет. Самый молодой, 22-летний Вячеслав Лукин, услышал: «25 лет строгого режима».
Но история банды Митина не закончилась в тот день.
Прошли годы, и в 1975 году она вдохновила братьев Вайнеров на роман «Эра милосердия». Только теперь действие перенесли в послевоенную Москву, а банду назвали «Чёрная кошка». Спустя четыре года появился многосерийный фильм - «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий и Конкин сыграли сыщиков, а зрители затаив дыхание следили, как МУР идёт по следу банды.
Но почему всё это случилось? Почему молодые, умные, перспективные парни пошли по кривой дорожке?
Послевоенные годы были трудными. Война оставила слишком много оружия и слишком мало надежды. Карточки, разруха, вечная нехватка - на фоне этих реалий кто-то стремился выжить честно, а кто-то - забрать своё любой ценой. Жестокость тех лет просочилась в сознание. Многие просто не вернулись к мирной жизни - и не только физически, но и душой.
Банда Митина - это не только хроника преступлений. Это зеркало времени.
Банда Митина родилась из этих противоречий эпохи.
Последствия деятельности банды были серьёзными для общества. На несколько лет жители Москвы и Подмосковья утратили чувство безопасности: рассказы о налётах и убийствах взбудораживали всех, от детей до стариков.
Имена участников банды надолго стали символом предательства доверия общества.
Ведь они были своими – жили среди обычных людей – и вдруг превратились в врагов. История «банды высокого блондина» не просто часть криминальной хроники прошлого, но и урок для будущего.
Она учит тому, что благополучие и безопасность общества зависят от бдительности – и граждан, и правоохранителей. Стоит расслабиться, позволить жестокости и алчности пустить корни – и где-нибудь в тени может вновь возникнуть своя «чёрная кошка».
Только зная и помня прошлое, можно не допустить повторения подобных трагедий в будущем.
Дорогие читатели. Благодарю Вас за внимание. Желаю мирного неба над головой. Всем, всем здорового долголетия. С уважением к Вам.