Анна Павлова - неизменно входит в число самых известных русских людей в мире, наряду со Смирновым, Сталиным, Калашниковым и Чайковским. Ее называют «Русским лебедем», и она стала одной из причин огромной любви к русскому балету во всем мире. В ее честь даже назван знаменитый десерт, а еще в Нидерландах есть сорт белоснежных тюльпанов Анна Павлова (ей всегда вручали букет, когда она приезжала в Голландию) и даже самолет с таким именем. Несмотря на то, что она считается русской балериной, в России очень мало мест, с нею связанных. Сейчас официально можно посетить два места, где точно бывала великая балерина.
Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Петербурге. Ее отец был рядовым солдатом Преображенского полка, а мать - прачкой.
Еще в 6-летнем возрасте, посмотрев в Мариинском театре балет «Спящая красавица», девочка заявила, что хочет танцевать также красиво и будет только балериной. Но в балетную школу она поступила только со второго раза. Зато еще во время учебы в 1899 году ее зачислили в труппу Мариинского театра. На этой сцене она протанцевала 10 лет, пройдя путь от танцовщицы до прима-балерины Петербургских императорских театров. Но в один момент сорвалась и уехала. Ей явно был не чужд дух авантюризма (хотя некоторые говорят, что она очень хотела мировой славы и денег).
Балерина заплатила огромную неустойку за то, что разорвала контракт с Мариинским театром. Исследователи называют сумму в 21 000 рублей — для сравнения: учитель гимназии тогда получал 85 рублей в месяц. Считается, что балерина покинула театр ради гастролей в Америке. В этой стране ее ждал большой успех: знаменитый импресарио Сол Юрок говорил, что именно день первого выступления Павловой в Нью-Йорке следует считать датой зарождения американского балета. Так что она не прогадала, получила и славу, и деньги.
Павлова изменила представление современников о балете: те, кто пришли на сцену после нее, уже не могли танцевать Жизель, Никию, Одетту так же, как танцевали их в XIX веке. В исполнении Павловой было что-то неповторимое, она не просто танцевала, как ей велела душа, она изучала танцы разных народов и всю жизнь оттачивала технику. Она жила танцем и сама была Душою Танца.
В 1907 году Анна впервые исполнила поставленную для нее Михаилом Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь») на музыку Камиля Сен-Санса. Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он сказал ей: «Мадам, благодаря вам я понял, какую прекрасную музыку написал!»
В 1909 году Анна Павлова участвует в дягилевских сезонах в Париже, но без сомнений покидает его труппу, чтобы стать примой в лондонском театре «Палас», затем создает собственную антрепризу. Благодаря Павловой весь мир начинает сходить с ума по русскому балету, да и вообще по всему русскому.
В 1913 году Павлова в последний раз выступила в России и уехала в Англию, к своему возлюбленному барону Дандре, она кстати так никогда и не вышла замуж. А у нее было огромное количество поклонников, одним из них был Чарли Чаплин, она дружила с Александром Вертинским, встречалась со многими европейскими аристократами. Но любила она только Дандре (ради него она покинула труппу Фокина, ей срочно понадобились деньги, чтобы вызволить любимого из долговой тюрьмы). На Родину она больше не возвращалась
Анна Павлова стала первой балериной в мире, которая гастролировала с собственной труппой. Она неутомимо ездила по миру и танцевала, в этом была вся ее жизнь. За 22 года гастрольных турне «Терпсихора почтовых судов» (так называли Павлову журналисты) проделала более 500 000 миль по морю и по суше, посетила несколько тысяч городов в 44 странах мира! За это время она дала примерно 9 тысяч спектаклей - танцевала по 8-10 спектаклей в неделю. Невероятная работоспособность!
География гастролей великой балерины поражает воображение. В одном только 1925 году за 26 недель Павлова побывала в 77 городах, дала 238 представлений и сносила 2 тыс. пар балетных туфель.
Она танцевала не только на сценах больших городов, но и в селениях, на фруктовых полях, на фермах, в ангарах аэропортов и в товарных складах. В Китае она сделала 37 фуэте, стоя на спине, шагающего по полю слона. Ни проливные дожди в Мексике, ни эпидемия желтой лихорадки в Эквадоре не могли заставить ее отказаться от гастролей. Это немного смахивает на манию, или ей очень нужны были деньги.
Последние годы ее жизни прошли в огромном напряжении. Даже заболев на очередных гастролях воспалением легких, она в роковой день готовилась к очередному выходу на сцену. От операции, которая могла спасти ей жизнь, Анна отказалась — ведь после нее она не смогла бы танцевать. 23 января 1931 года, не дожив до 50 лет, великая балерина скончалась. По легенде, ее последние слова были обращены к ее камеристке: «Приготовьте мой костюм Лебедя!».
С таким режимом у Павловой, считай, не было собственного дома. В России, которую она покинула еще в 1913 году, есть несколько адресов, связанных с нею. Я бывала в двух.
Первое - это единственный музей балерины в России, "Зеркальная комната Анны Павловой" в Петербурге, по адресу дом №5 на Итальянской улице. Это был последний адрес Анны Павловой в Санкт-Петербурге. Здесь в 1910 году, балерина проживала в квартире своего возлюбленного и будущего директора ее антрепризы Виктора Эмильевича Дандре, заместителя обер-прокурора 1 Департамента Правительственного Сената. В этой квартире можно постоять перед зеркалом, видевшим Павлову, а также постоять на балконе, любуясь на прекрасный Петербург.
Музей небольшой, в экспозиции много фотографий, афиш, пуанты, пачки, это скорее оммаж балерине, чем документальный рассказ, но настроение есть, и дух танцовщицы как будто где-то витает. Мне очень понравилось стоять на балконе, наблюдая за вечерним театральным разъездом.
Музей Павловой, кстати, часть большой галереи (об одной выставке писала здесь), с приличной коллекцией разных предметов искусства и регулярно проводящей интересные выставки и разные мероприятия.
Второе место - это гостиница Националь в Москве. В нем Анна Павлова останавливалась во время московских гастролей и очень его любила. Здесь можно пройти по лестнице, где ступала нога балерины, и даже увидеть ее танцующий призрак. Не верите? А это правда. Хотя это всего лишь часть иммерсивного спектакля, который иногда дают в интерьерах гостиницы, но все равно это встреча с Павловой.
Еще о местах, связанных с великими балеринами, можно почитать здесь:
А о десерте Анна Павлова я писала здесь: