Найти в Дзене

Что такое перспектива и как она работает в живописи?

Друзья, здравствуйте! Сегодня поговорим о том, как художники «колдуют» с пространством на картине. Ведь картина — это просто плоский лист, а нам кажется, что там есть глубина. Этот фокус называется перспективой. Как же художники обманывают наш глаз? В «Клятве Горациев» Жака Луи Давида фигуры братьев Горациев нарисованы так, чтобы создать иллюзию удаляющегося пространства: размер фигур уменьшается, и они частично перекрывают друг друга. Посмотрите на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Видите, как горы на заднем плане выглядят размытыми и голубоватыми? Это как раз воздушная перспектива — она делает пейзаж более далеким. Вообще, есть разные способы показать глубину, но самые известные — это прямая и обратная перспективы. Прямая перспектива — это как фотография. Она старается показать мир таким, каким мы его видим. Художник создает иллюзию, что на плоской картине есть глубина, как в реальной жизни. Главное здесь — линия горизонта. Представьте, что вы стоите и смотрите вдаль. Линия горизонта —
Оглавление

Друзья, здравствуйте! Сегодня поговорим о том, как художники «колдуют» с пространством на картине. Ведь картина — это просто плоский лист, а нам кажется, что там есть глубина. Этот фокус называется перспективой. Как же художники обманывают наш глаз?

Они знают, как наш мозг воспринимает мир, и используют несколько простых хитростей:

  • То, что рядом, кажется больше, чем то, что далеко. Это самый простой способ показать, что что-то находится ближе к нам.
  • Если один предмет немного закрывает другой, мы понимаем, что второй предмет находится дальше. Это как слои, которые добавляют реалистичности картинке.
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784. 330 × 425 см. Лувр, Париж. wikipedia.org
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784. 330 × 425 см. Лувр, Париж. wikipedia.org

В «Клятве Горациев» Жака Луи Давида фигуры братьев Горациев нарисованы так, чтобы создать иллюзию удаляющегося пространства: размер фигур уменьшается, и они частично перекрывают друг друга.

  • Когда мы смотрим вдаль, предметы теряют четкость и кажутся окутанными туманом. Создать такой эффект художникам помогает воздушная перспектива.
Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503—1519. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж. wikipedia.org
Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503—1519. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж. wikipedia.org

Посмотрите на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Видите, как горы на заднем плане выглядят размытыми и голубоватыми? Это как раз воздушная перспектива — она делает пейзаж более далеким.

Вообще, есть разные способы показать глубину, но самые известные — это прямая и обратная перспективы.

Прямая перспектива: как мы видим мир

Прямая перспектива — это как фотография. Она старается показать мир таким, каким мы его видим. Художник создает иллюзию, что на плоской картине есть глубина, как в реальной жизни.

Главное здесь — линия горизонта. Представьте, что вы стоите и смотрите вдаль. Линия горизонта — это линия на уровне наших глаз. Все линии, которые в реальной жизни идут параллельно земле (например, края дороги), на картине будут сходиться на этой линии в одной точке. Эта точка называется точкой схода.

Представьте дорогу, уходящую вдаль. Она кажется все уже и уже, пока не исчезнет в одной точке на горизонте. Художник делает то же самое на картине, используя математические правила, чтобы создать ощущение, что предметы уменьшаются и сходятся вдали.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря». 1495—1498. 460 × 880 см. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан. wikipedia.org
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря». 1495—1498. 460 × 880 см. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан. wikipedia.org

Вспомните «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Она находится в монастыре, и художник нарисовал все так, чтобы казалось, будто трапезная продолжается прямо в картине. Все линии ведут к Иисусу Христу, который сидит в центре, создавая ощущение глубины.

Обратная перспектива: мир духовности

Обратная перспектива — это совсем другое дело. Здесь не нужно показывать мир реалистично. Главное — передать духовное значение, показать что-то важное.

В обратной перспективе линии сходятся не вдали, а наоборот — по направлению к нам. И предметы, которые должны быть меньше из-за расстояния, могут быть нарисованы больше.

Это создает ощущение, что мир на картине (часто на иконе) не удаляется, а приближается к нам, открывается нам навстречу. Это как будто Бог смотрит на нас, и мы становимся частью того, что происходит на иконе.

Андрей Рублёв. «Троица». 1411 год или 1425—1427. 141,5 × 114 см. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад, Московская область. wikipedia.org
Андрей Рублёв. «Троица». 1411 год или 1425—1427. 141,5 × 114 см. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад, Московская область. wikipedia.org

Хороший пример — икона «Троица» Андрея Рублева. В ней обратная перспектива помогает создать ощущение близости к Богу. Зритель чувствует, что он не просто смотрит на икону, а участвует в чем-то важном и духовном.

Итак, друзья, сегодня мы познакомились с основами перспективы. Надеемся, вам было интересно и не слишком сложно. Большое спасибо за внимание, и до новых встреч! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные темы.