Найти в Дзене

Рубрика «Заметки о китайском театре», выпуск 4

Дорогие друзья! Эта и несколько последующих заметок о китайском театре будут посвящены подробному разбору основных составляющих жанра Пекинской оперы. Сегодня мы погрузимся в мир ярких и интересных 京剧角色 jīngjùdejuésè (или 京剧行当 jīngjùhángdang) – сценических амплуа (амплуа – это специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу)! Итак, жанр Пекинской оперы совмещает в себе танец, элементы кунфу, пение, речитатив, акробатику. Движения актёров, мимика и жесты несут точный смысл, передавая эмоции и порывы героев (гнев, смех, плач, испуг, удивление и проч.). И типажи героев китайского традиционного театрального жанра тоже строго очерчены и стандартизованы. Изначально и на протяжении почти всей истории театрального искусства в Китае все роли исполняли только мужчины актёры, в том числе и женские амплуа. Сейчас героинь играют женщины. Давайте познакомимся с основными амплуа в виде краткого перечня подвидов каждого из них с переводом названий на китайский язык. Всего выделяют пя

Дорогие друзья!

Эта и несколько последующих заметок о китайском театре будут посвящены подробному разбору основных составляющих жанра Пекинской оперы. Сегодня мы погрузимся в мир ярких и интересных 京剧角色 jīngjùdejuésè (или 京剧行当 jīngjùhángdang) – сценических амплуа (амплуа – это специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу)!

Итак, жанр Пекинской оперы совмещает в себе танец, элементы кунфу, пение, речитатив, акробатику. Движения актёров, мимика и жесты несут точный смысл, передавая эмоции и порывы героев (гнев, смех, плач, испуг, удивление и проч.). И типажи героев китайского традиционного театрального жанра тоже строго очерчены и стандартизованы. Изначально и на протяжении почти всей истории театрального искусства в Китае все роли исполняли только мужчины актёры, в том числе и женские амплуа. Сейчас героинь играют женщины.

Давайте познакомимся с основными амплуа в виде краткого перечня подвидов каждого из них с переводом названий на китайский язык.

Всего выделяют пять основных видов амплуа:

shēng (мужские)

-2

  • 须生 xūshēng (или 老生) бородатый шэн (амплуа положительного исторического героя: министра, чиновника, учёного)
  • 红生 hóngshēng амплуа положительного героя 生 с красным гримом (главным образом исторического персонажа Гуань Юя)
  • 小生 xiǎoshēng малый шэн, помощник шэна, второстепенный персонаж
  • 武生 wǔshēng субамплуа военного персонажа амплуа 生 (молодой герой)
  • 娃娃生 wáwashēng амплуа мальчика

dàn (женские)

  • 青衣 qīngyī женское амплуа со скромной чёрной одеждой, служанка
  • 花旦 huādàn хуадань амплуа молодой кокетки (наложницы, гетеры)
  • 武旦 wǔdàn  женщина-воительница, амазонка; военная героиня у-дань

-3

  • (амплуа; также актёры, играющие роль женщин, участвующих в военных действиях)
  • 刀马旦 dāomǎdàn амплуа женщины-воина
  • 老旦 lǎodàn актёр, исполняющий роли старух; амплуа старухи (пожилой героини)
  • 贴旦 tiēdàn амплуа молодой женщины живого характера
  • 闺旦 guīdàn девушка, незамужняя женщина; дочь

jìng (мужские: раскованный, смелый) = мужские персонажи с гримом лица ― пудра и тушь (это амплуа ещё называют 花脸 – «пёстрый грим»)

-4

  • 正净 zhèng jìng главный положительный герой
  • 铜锤花脸 tóngchuí huāliǎn тип активной мужской отваги, обычно ― отрицательный: придворный негодяй, вероломный министр и т. п. (в исполнении роли основное ― пение и фехтование медным боевым молотом)
  • 黑头花脸 hēitóu huāliǎn амплуа положительного справедливого героя с чёрным гримом на лице; изначально термин обозначал только роль судьи Бао Гуна 包公, но позже стал использоваться для всех крупных персонажей с таким гримом
  • 副净 fùjìng фуцзин, второй характерный герой
  • 架子花脸 jiàzihuāliǎn второй характерный герой  (大将 dàjiàng военный генерал, 和尚 héshang монах)
  • 武净 wǔjìng второстепенный мужской военный персонаж с раскрашенным лицом:

武工花脸 wǔgōng huāliǎn герой-военный

武二花脸 wǔèr huāliǎn субамплуа военного персонажа

  • 红净 hóngjìng красный грим (амплуа честных и храбрых персонажей)

末 mò (мужские)

-5

Мо к моменту зарождения пекинской оперы уже характерно для мужских ролей второго плана, по возрасту старше, чем лаошэн (老生, амплуа шэн); при этом социальное положение мо обычно низкое. Роли мо комичны; старики, которых изображают актёры в ролях мо, к старости поглупели. Это амплуа может быть не представлено отдельно и входить в подвиды амплуа шэн.

chǒu (мужские: комический, ловкий, коварный)

-6

  • 三花脸 sānhuāliǎn,小花脸 xiǎohuāliǎn амплуа комика
  • 文丑 wénchǒu амплуа комика ― гражданского (штатского) персонажа
  • 武丑 wǔchǒu субамплуа военного персонажа амплуа 丑

Актёры Пекинской оперы с самого начала своего творческого пути выбирают конкретное амплуа и посвящают свою жизнь освоению техники, пластики, голоса именно этого амплуа, которое становится их предназначением. Переходы из одного амплуа в другое крайне редки и являются вынужденной мерой в исключительных случаях.

Как правило, актёры традиционного китайского драматического жанра с самого раннего детства, воспитываясь в актёрских династиях, приобщаются к театральному искусству и перенимают весь необходимый арсенал техник и навыков выбранного амплуа от своих родителей и наставников.

Надеемся, что теперь вы с лёгкостью сможете определять типажи и характеры героев, вооружившись знаниями о видах основных актёрских амплуа в Пекинской опере, а в следующий раз мы поговорим о костюмах и их символике.

Не пропустите!

Автор рубрики,

Окладникова Дарья