Найти в Дзене
КиноРаритет

Интерактивное кино: почему «Черное зеркало: Брандерснэтч» — крайне спорный эксперимент

Концепция интерактивного кино, где зритель сам выбирает развитие сюжета, провальная и даже глупая идея. Традиционно мы смотрим фильмы ради истории, которую рассказывают режиссёр и сценарист, ради их авторской точки зрения, умения вызвать эмоции и выстроить сюжет. Когда же эти функции перекладываются на зрителя, получается не законченный сценарий, а скорее незавершённый проект.

Кадр из фильма «Черное зеркало: Брандерснэтч»
Кадр из фильма «Черное зеркало: Брандерснэтч»

Сила кино в погружении — зритель проживает историю вместе с героем. Если же сюжет постоянно прерывается выбором, этот эффект разрушается, а темп и ритм фильма сбиваются. В итоге, интерактивность, которая могла бы добавить глубины, в кино часто становится помехой для восприятия.

Кроме того, все преимущества интерактивности — мультивариантность, влияние выбора — давно реализованы в видеоиграх. Игры самых разных жанров позволяют влиять на сюжет, реагировать на события и проявлять сообразительность. В них действительно всё зависит от игрока-зрителя, от его выбора, от его реакции и интеллекта. Каким бы интерактивным ни был игровой фильм, компьютерной игре он на этом поле заведомо проиграет.

Именно с этими мыслями я подошёл к просмотру «Черное зеркало: Брандерснэтч» — интерактивного фильма Netflix, вышедшего в 2018 году. И опыт оказался для меня мучительным: история, которую можно уложить в 30 минут, растянута на 5 часов (это если смотреть её целиком, со всеми возможными вариантами). В итоге фильм кажется затянутым, скучным и занудным. Я не выдержал и 20 минут просмотра. Возможно, если бы сюжет был более захватывающим, чем рассказ про разработку компьютерной игры в 80-х, было бы интересней. Но вряд ли — намного.

Любая компьютерная игра переплюнет в интерактивности любое кино
Любая компьютерная игра переплюнет в интерактивности любое кино

Тем не менее, у «Брандерснэча» есть и свои сторонники. Многие отмечают, что фильм — это уникальный симбиоз формы и повествования. Каждый выбор влияет не только на ход событий, но и на психологическое состояние главного героя Стефана, который начинает верить, что им кто-то управляет. Это даёт зрителю не просто пассивное наблюдение, а возможность примерить на себя роль сценариста и режиссёра, что для кинематографа — редкость и новаторство.

Фильм использует «ветвящийся» нарратив — нелинейное повествование, где решения зрителя меняют сюжет. Начальные выборы кажутся простыми и даже шутливыми, но постепенно история затрагивает сложные темы свободы воли и судьбы, что характерно для всего цикла «Черного зеркала».

Однако не только я обратил внимание на недостатки «Брандерснэча». Некоторые его критики разглядели и дополнительные минусы, отметив, например, что интерактивность его не всегда оправдана: частые повторы, необходимость возвращаться к уже пройденным сценам, разрывают сюжет и утомляют. Множество концовок и сюжетных линий не дают ощущения полноты и завершённости, а выборы зачастую не влияют на глобальный исход, что снижает мотивацию зрителя.