Вроде бы тема достаточно отстраненная от дня сегодняшнего, но в одной из своих статей я предположил, что линейные корабли Черноморского флота типа "Слава Екатерины" построены по типу венецианских парусников. Предлагаю рассмотреть подробнее парусные корабли Венеции, так как все привыкли, что на севере Адриатического моря господствуют исключительно галеры, а товары перевозятся на объемных и неповоротливых грузовых судах.
Класс «Giove Fulminante»
Класс «Giove Fulminante» - первый класс линейных кораблей 1-го ранга, построенных Венецианским арсеналом с 1666 по 1691 год. Корабли этого класса были вооружены 62–68 орудиями. Пятый корабль серии был значительно перестроен во время строительства и стал головным в следующем классе - «San Lorenzo Zustinian». Последний корабль класса был списан в 1709 году.
Длина: 38,91 м; Ширина: 13,20 м; Осадка:** 5,99 м; Орудия на нижней палубе 28 орудий, верхняя палуба: 28 орудий, Квартердек:** 18 орудий. Всего: 62–68 орудий
Всего кораблей
1) Giove Fulminante. Венеция (1666–1667) | Головной корабль, участвовал в Морейской войне | Разобран в Арсенале с 4 октября 1693 года. |
2) Costanza Guerriera. Венеция (1666–1667) | — | Потерпел крушение у Рапалло (Палермо) 4 октября 1684 года.
3) Redentor del Mondo. Венеция (1681–1686) | Вооружение увеличено до 70 орудий (1697). | Разобран в Арсенале с 11 июня 1709 года. |
4) Leon Coronato. Венеция (1690–1691) | Вооружён 68 орудиями. | Сгорел в битве при Ойноусах 9 февраля 1694 года. |
Этот класс стал важным этапом в развитии венецианского флота, хотя его корабли прослужили относительно недолго.
Класс «San Lorenzo Zustinian»
«San Lorenzo Zustinian» — серия из как минимум 29 линейных кораблей 3-го ранга, вооружённых 70 орудиями, построенных Венецианским арсеналом с 1691 по 1746 год. Корабли этого класса стали самыми многочисленными в истории Венеции и последними, участвовавшими в войне против Османской империи в 1718 году. Большинство из них было спущено на воду до Пожаревацкого мира (1718), а последние четыре достраивались в 1720-х годах и вводились в строй вплоть до 1746 года.
Корабли класса имели длину от 39,95 до 42,38 метров, ширину — 13,2 метра и осадку — 5,75 метра. Их вооружение включало 70 орудий: 28 на нижней палубе, 28 на верхней, 12 на квартердеке и 2 на форкастеле. Именно эти корабли первыми вошли в строй по новым венецианским стандартам классификации, разработанным адмиралом Стефано Антипой в 1694 году. В 1696 году «Sol d'Oro», один из кораблей серии, стал первым, спущенным на воду с унифицированной цветовой схемой венецианского флота.
Корабли «San Lorenzo Zustinian» активно использовались в конце XVII — начале XVIII века, но после 1718 года их боевая служба практически прекратилась. Последние четыре корабля долгое время хранились в крытых доках Арсенала и были достроены только в 1739–1746 годах. Эта практика позднее применялась и для следующих классов, таких как «Leon Trionfante». Несмотря на устаревание, эти корабли оставались важной частью венецианского флота вплоть до середины XVIII века.
После потерь кораблей San Marco Grande, Sant'Iseppo и Monton d'Oro, ослабивших Armada Grossa (основной флот Венеции), Сенат принял решение спустить на воду ещё два линейных корабля 1-го ранга. Заказанные в 1690 году, эти суда изначально должны были принадлежать к классу Giove Fulminante и повторять обводы корпуса Costanza Guerriera, построенной ранее корабельным мастером Изеппо Депиери ди Пьеро. Однако только первый корабль — Leon Coronato, также построенный Депиери, соответствовал этим требованиям. Второй, San Lorenzo Zustinian, созданный Стефано де Дзуанне де Микелем, оказался значительно отличающимся по конструкции.
Хотя проект корабля основывался на предыдущем классе, San Lorenzo Zustinian был крупнее: ширина составляла 38 венецианских футов (13,2 м), длина киля — 115 футов (39,95 м), а осадка — 16,55 футов (5,75 м). Кроме того, он нёс 70 орудий вместо 68, включая 4 кулеврины и 24 двадцатифунтовых пушки на нижней палубе, 4 кулеврины и 24 четырнадцатифунтовых орудия на верхней палубе, 12 двенадцатифунтовых пушек на квартердеке и 2 четырнадцатифунтовых кулеврины на форкастеле. Благодаря увеличенным размерам и длине, San Lorenzo обладал лучшей остойчивостью и мог выходить из Маламокко с полным вооружением на борту.
Из-за превосходства в размерах, вооружении и мореходных качествах San Lorenzo Zustinian был признан первым кораблём нового класса, ставшего самым массовым в истории венецианского Арсенала. Его удачная конструкция заложила основу для последующего развития венецианского судостроения, а сам класс оставался в строю вплоть до середины XVIII века.
Корабли первой серии (1690–1694): San Lorenzo Zustinian, Stella Maris, Iride, San Sebastiàn.
Корабли второй серии (1695–1708): Aurora, Tigre, Sol d'Oro, Giove, Amazzone Guerriera, Rizzo d'Oro, Aquila Valiera, Croce Rossa, Colomba d'Oro, Grand'Alessandro, Costanza, Madonna della Salute, Terror, Regina del Mar, San Lorenzo Zustinian II, Trionfo.
Корабли третьей серии (1714–1717): Madonna dell'Arsenal, San Gaetano, San Pio V, Gloria Veneta, Fortuna Guerriera, Adria in Pace, Europa, Sant'Ignazio, Sant'Iseppo.
Следующим стал корабль «Corona»
«Corona» – единственный линейный корабль своего класса, построенный Венецианским арсеналом в 1712 году. При длине 43,46 метра и осадке 6,25 метра он стал одним из крупнейших и наиболее мощно вооружённых кораблей венецианского флота. Его главной особенностью было 76 орудий, включая уникальные для Венеции 32-фунтовые пушки на нижней палубе – ни один последующий корабль республики не нёс столь тяжёлых орудий. Все пушки были отлиты из бронзы, что подчёркивало статусность судна.
Вооружение «Corona» включало 28 тридцатидвухфунтовых пушек на гондеке, 28 четырнадцатифунтовых – на верхней палубе, а также 12 девятифунтовых орудий на квартердеке и две 32-фунтовые гаубицы. На форкастеле размещались ещё шесть 9-фунтовых пушек. Несмотря на впечатляющие характеристики, корабль остался единственным в своём классе – Венеция предпочла более экономичные проекты, такие как последующий класс «Leon Trionfante», вооружённый менее тяжёлыми 27-фунтовыми орудиями.
«Corona» находился в строю с 1712 по 1728 год, однако его конструкция не получила развития. Хотя корабль был хорошо сбалансирован и мощён, венецианский флот сделал ставку на более дешёвые и массовые модели. Тем не менее, «Corona» вошёл в историю как символ инженерного мастерства Венеции и её стремления к морскому доминированию в начале XVIII века. Его бронзовые пушки и мощь остались непревзойдёнными в рамках венецианского кораблестроения.
Класс «Leon Trionfante» – последние линейные корабли Венеции
«Leon Trionfante» – серия из как минимум 14 линейных кораблей 3-го ранга, строившихся Венецианским арсеналом с 1716 по 1785 год. Эти 70-пушечные корабли стали последними крупными боевыми единицами Венеции перед её падением в 1797 году. Интересно, что Наполеон, захвативший Венецию, приказал достроить один из недостроенных кораблей класса и включил его в свой флот для Египетской экспедиции. Остальные корабли были уничтожены французами, чтобы не достаться Австрийской империи.
При длине 43,11 метра и ширине 12,85 метра корабли класса превосходили по размерам многие аналоги, хотя и уступали в огневой мощи. Их вооружение включало 28 сорокафунтовых пушек на нижней палубе, 28 двадцатифунтовых – на верхней, а также 14-фунтовые орудия на квартердеке и форкастеле. Однако к концу XVIII века это вооружение уже считалось устаревшим: британские и французские корабли несли более тяжёлые 32- и 18-фунтовые пушки. Большинство кораблей класса достраивались по мере необходимости, хранясь в крытых доках Арсенала – решение, которое британский флот перенял лишь в 1810 году.
Из-за хронического недостатка финансирования Венеция не могла позволить себе массовое строительство современных кораблей, и класс «Leon Trionfante» стал своеобразным «компромиссом». Только головной корабль и «Diligenza» прослужили более 15 лет, остальные были списаны гораздо раньше. Несмотря на устаревание, эти корабли оставались важной частью венецианского флота вплоть до конца XVIII века, символизируя последние попытки Республики сохранить статус морской державы. Их судьба отражает общий упадок Венеции, не сумевшей адаптироваться к новой эпохе морских вооружений.
Представителями серии являлись четырнадцать кораблей: Leon Trionfante, San Giacomo, Buon Consiglio, Fedeltà, Forza, Corriera Veneta, Diligenza, Fenice, Galatea, Vittoria, La Guerriera, Medea, Eolo, San Giorgio.
Класс «San Carlo Borromeo»
San Carlo Borromeo и Vulcano стали двумя единственными 66-пушечными линейными кораблями этого класса, построенными Венецианским арсеналом в конце XVIII века. Хотя по венецианской классификации они считались первоклассными (Vascelli di Primo Rango), по британским стандартам их относили лишь к третьему рангу. Головной корабль, San Carlo Borromeo, изначально нёс 28 сорокафунтовых пушек на нижней палубе, 26 двадцатифунтовых на верхней и 12 четырнадцатифунтовых на квартердеке, что давало залп весом 272 кг.
Корабли имели длину палубы 45 метров и ширину 13,2 метра, но страдали от серьёзных конструктивных недостатков. San Carlo Borromeo печально прославился склонностью терять руль в шторм, что в итоге привело к его крушению. Второй корабль класса, Vulcano (спущен в 1793 году), получил усиленное вооружение (26 сорокафунтовых, 28 тридцатифунтовых и 12 четырнадцатифунтовых пушек) и модернизированную систему управления, что улучшило его ходовые качества. Однако, как и корабли класса Leon Trionfante, они уступали современным британским и французским аналогам.
Эти корабли не успели проявить себя в значимых сражениях. Известно лишь, что Vulcano в 1793 году находился под командованием Зуанне Балиелло. Их судьба отражает общий упадок венецианского флота: нехватка финансирования, устаревшие технологии и отсутствие масштабных морских конфликтов привели к тому, что последние линейные корабли Венеции так и остались «тихими» проектами, не оставившими яркого следа в истории.
Корабли типа "Fama" ("Слава")
Эти корабли стали последним значимым вкладом Венецианской республики в развитие своего флота перед её падением. Головной корабль серии, «Fama» (1784), прославился как флагман адмирала Анджело Эмо – последнего великого флотоводца Венеции. Он участвовал в операциях против берберийских пиратов, включая осаду Туниса в 1785 году, и заслужил репутацию исключительно быстрого и маневренного судна. «Gloria Veneta» (1794) также верно служил республике, однако остальные корабли серии – «Le Stengel», «Le Beyrand», «Diamante» и один недостроенный – оказались втянуты в хаос наполеоновских войн и переходили между французским и австрийским флотами.
Корабли этого типа отличались отличной мореходностью и балансом между огневой мощью и скоростью. «Fama», например, мог эффективно действовать как против пиратских судов, так и в составе эскадры. Однако более поздние корабли, построенные в период упадка Венеции, страдали от недостатков конструкции и плохого качества сборки. «Diamante» после повреждений так и не восстановил прежних характеристик – его пришлось переоборудовать в плавучую батарею с облегчёнными 24-фунтовыми орудиями, а затем использовать как транспорт.
Судьба этих кораблей символизирует закат Венецианской морской мощи. Если «Fama» и «Gloria Veneta» ещё успели послужить республике, то остальные стали жертвами политических перемен: их захватывали, перестраивали и даже разбирали на дрова. Недостроенный корабль серии и вовсе был разобран для запчастей. Тем не менее, эти корабли остаются важным напоминанием о последней попытке Венеции сохранить статус великой морской державы в конце XVIII века.
Так что мое предположение, что корабли Черноморского флота скопированы с Венецианских имеющих богатую историю и опыт плавания именно по Средиземному морю, не лишены оснований, чем просто мастер взял чертеж Архангельского линкора и просто построил подобный в Херсоне. Никто бы так делать не стал! Еще больше информации про сражения парусных линейных кораблей в моей книге "Русский Трафальгар", где обыгрываются три эпизода из истории века паруса в сражениях со шведами, англичанами и французами, да еще и торги есть трофейными кораблями. Во второй книге "Корабли Петра I. Женщины, сражения, указы" я по-годам разложил что построил Петр I, на каких верфях, силами каких мастеров, где корабли ходили и где были потеряны. На мой взгляд интересная информация, позволяющая взглянуть на известные факты по новому. Подписывайтесь на меня, как на автора, Всем добра и новых знаний!