Найти в Дзене
История без фальши!

Корабли "Слава Екатерины" скопированы с венецианских?

Всем известно, что когда потребовалось усиление Черноморского флота Российской империи, то в Херсоне были заложены пять линейных кораблей типа "Слава Екатерины". В официальной информации про них сказано, что размеры кораблей этого типа были такими же, как и у судов, строившихся в Архангельске: 48,8×13,5×5,8 метра. На них устанавливалось от 66 до 72 орудий различных калибров, включая 30-, 12-, 8- и 6-фунтовые пушки, а также четыре «единорога». В мирное время экипаж судна составлял 476 человек, а в военное мог увеличиваться до 688 человек. Согласно принятой в XVIII веке классификации, такие корабли относились к линейным кораблям II ранга. В серию входили следующие линейные корабли: "Слава Екатерины" - Закладка судна состоялась 7 июля 1780 года, а спуск на воду — 16 сентября 1783 года. Строительство осуществлял С. И. Афанасьев по чертежам А. С. Катасанова. Первоначально, целых восемь лет, корабль ходил под названием «Слава Екатерины», но 3 марта 1788 года ордером князя Г. А. Потёмкина бы

Всем известно, что когда потребовалось усиление Черноморского флота Российской империи, то в Херсоне были заложены пять линейных кораблей типа "Слава Екатерины". В официальной информации про них сказано, что размеры кораблей этого типа были такими же, как и у судов, строившихся в Архангельске: 48,8×13,5×5,8 метра. На них устанавливалось от 66 до 72 орудий различных калибров, включая 30-, 12-, 8- и 6-фунтовые пушки, а также четыре «единорога».

Рисунок корабля "Святой Павел"
Рисунок корабля "Святой Павел"

В мирное время экипаж судна составлял 476 человек, а в военное мог увеличиваться до 688 человек. Согласно принятой в XVIII веке классификации, такие корабли относились к линейным кораблям II ранга.

В серию входили следующие линейные корабли:

"Слава Екатерины" - Закладка судна состоялась 7 июля 1780 года, а спуск на воду — 16 сентября 1783 года. Строительство осуществлял С. И. Афанасьев по чертежам А. С. Катасанова. Первоначально, целых восемь лет, корабль ходил под названием «Слава Екатерины», но 3 марта 1788 года ордером князя Г. А. Потёмкина был переименован, формально — поскольку имя корабля не соответствовало его рангу, фактически же — по личной просьбе Екатерины II.

Отпиши ко мне, правда ли, что турки и прочие недоброжелательные разславляют, будто корабль «Сл[ава] Екатерины» у них в руках, и они будто его взяли у дунайского устья, и будто Войнович на шлюпке с оного съехал? Пожалуй, переименуй сей корабль, буде он у нас. Не равен случай, не хочу, чтоб злодеи хвастались, что «Сл[ава] Екатерины» в их руках. (Из письма Екатерины II Потёмкину от 23.11.1787)

Корабль служил отлично. В 1785, 1786 и 1787 годах выходил в практические плавания. Принимал участие в русско-турецкой войне 1787—1791 годов, в том числе в трех сражениях: у Фидониси, Керченского пролива и мыса Тендра.

"Святой Павел" спущен в 1784 году. В 1786 и 1787 годах выходил в практические плавания. Принимал участие в русско-турецкой войне 1787—1791 годов, в том числе в сражениях у Фидониси, Керченского пролива и мыса Тендра. Служил 10 лет. По окончании службы был разобран.

Затем пошла череда невезения:

"Мария Магдалина" спущена в 1785 году. В 1786 и 1787 годах выходила в практические плавания. Принимал участие в русско-турецкой войне 1787—1791 годов, в 1787 году попал в шторм, потерял управление и был захвачен турками.

"Александр" спцущен на воду в 1786 году. Разбился в районе мыса Тарханкут при переходе из Херсона в Севастополь.

Но уже корабль "Святой Владимир" 1787 года постройки оказался вполне себе удачным и принимал участие в русско-турецкой войне 1787—1791 годов, в том числе в боях с турецкими флотилиями: у Очакова, сражениях у Керченского пролива и мыса Калиакра. В 1794 и 1795 годах выходил в практические плавания. Разобран в Севастополе.

Все вроде бы просто и понятно и причем здесь венецианцы? Но все дело в том, что деревянный корабль, который подходит к северным морям абсолютно не подходит к морям южным. К концу XVIII века 66-пушечные линейные корабли, построенные в Архангельске и Венеции, имели существенные различия, обусловленные климатом, традициями судостроения и доступными материалами. Архангельские корабли, создававшиеся для службы в холодных и штормовых водах Балтики и Северного моря, отличались усиленной конструкцией. Их корпуса собирались из прочной, но тяжелой сосны и лиственницы, а обшивка часто выполнялась в клинкерной (внакрой) или смешанной технике, что повышало прочность, но увеличивало массу. Форма корпуса была более округлой и широкой, что улучшало остойчивость в условиях северных штормов, но снижало ходовые качества.

Венецианские 66-пушечники, напротив, строились по средиземноморской карвельной технологии (вгладь), с тщательно подогнанной обшивкой из отборного дуба или даже импортного тика, что обеспечивало гладкость корпуса и лучшую гидродинамику. Корабли получались более изящными, с острыми обводами, что повышало скорость и маневренность — ключевые качества для действий в условиях слабых ветров и многочисленных островов Средиземного моря. В отличие от архангельских кораблей, венецианские чаще имели более развитое парусное вооружение, включая латинские паруса на бизани, что позволяло эффективнее лавировать в сложных условиях.

Еще одно важное различие заключалось в адаптации к боевым задачам. Архангельские линкоры проектировались с расчетом на мощную артиллерийскую дуэль в северных водах, поэтому имели усиленные переборки и более прочный набор корпуса. Венецианские же корабли, хотя и не уступали в огневой мощи, делали ставку на скорость и универсальность, так как Венеция часто использовала их не только в линейных сражениях, но и для защиты торговых путей от пиратов. Кроме того, из-за меньшей солености Адриатики венецианские суда чаще страдали от древоточцев, что требовало дополнительной защиты обшивки, тогда как в Архангельске эту проблему решали за счет смоления и использования стойких хвойных пород.

Линейный корабль «Fama». Sandro Sergilio
Линейный корабль «Fama». Sandro Sergilio

Более того, на флоте Венецианской республики был корабль типа "Слава" ("Fama") спущен на воду в 1784 году, за один год до "Fama Ekaterina" и имел абсолютно те-же размеры:

Общая длина: 48,00 м

Длина по килю: 42,42 м

Ширина: 12,86 м

Осадка: 5,08 м

Экипаж: 450-500 человек

Вооружение: 66 основных и 4 погонных орудия. 26 x 26 фунт., 26 x 20 фунт., 14 x 9 фунт., и 4 х 9 фунт.)

Чертеж линейного корабля «Fama»
Чертеж линейного корабля «Fama»

Современники единодушно отмечали выдающиеся мореходные качества «Fama» – этот 66-пушечный линейный корабль демонстрировал превосходную скорость и маневренность даже в сложных погодных условиях. В отличие от тяжелых северных линкоров, «Fama» был построен по традиционным венецианским технологиям: легкий обтекаемый корпус с острыми обводами и тщательно подогнанной обшивкой позволял ему быстро набирать ход и сохранять устойчивость на волнении. Именно эти характеристики делали его идеальным кораблем для борьбы с берберийскими корсарами – он мог догонять даже самые быстрые пиратские суда и эффективно действовать в прибрежных водах Северной Африки.
Под командованием адмирала Анджело Эмо
«Fama» стал настоящей грозой Средиземноморья. Его скорость и маневренность позволяли эскадре оперативно перехватывать пиратские корабли, а мощное вооружение – эффективно подавлять сопротивление. Во время осады Туниса в 1785 году «Fama» не только руководил блокадой, но и лично участвовал в артиллерийских дуэлях с береговыми батареями, демонстрируя не только боевую мощь, но и исключительную живучесть. Современники особо отмечали, что даже в шторм корабль сохранял устойчивость и управляемость, что было критически важно для длительных антипиратских кампаний. Именно благодаря таким кораблям, как «Fama», Венецианская республика смогла до последних дней сохранять контроль над ключевыми торговыми путями Средиземноморья.

Так что вполне ожидаемо, что русские корабелы взяли все лучшее не из Архангельска, а расположенной рядом Венеции (но это только мое предположение подкрепленное логикой и рациональностью, а также сходством в названии) в то же время за Екатерину II воевал на Средиземном море грек Кацонис, который остался недоволен примирением России и Османской империи и продолжил борьбу в одиночку, про это рассказано в моей книге "Греческая революция и 300 спартанцев", так как эпизод, когда небольшой отряд из 300 воинов останавливал 10000 врагов происходил в реальности раз десять.

Читайте мои книги и подписывайтесь на меня на литрес. Будет много интересного. Всем добра и пишите комментарии. Как Вам подобное предположение?