Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Новая грандиозная выставка в Москве. Ваша душа будет … танцевать!

Где: Еврейский музей и центр толерантности Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а До: 03.08.2025 Выставка "Танец XX века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие" проводит параллель между развитием изобразительного и хореографического искусства XX cтолетия. Но какой же танец без музыки? Зрителю выдают наушники с музыкальным сопровождением и ему остается только получать удовольствие, все больше и больше погружаясь в мистерию, созданную на выставке, наслаждаясь синергией музыки, живописи, танца и декоративно-прикладного искусства. Одна из главных героинь выставки – Айседора Дункан, поэтому я в своем обзоре больше расскажу о ней, а остальные главы выставки намечу пунктиром. Анжела Айседора Дункан, совершившая революцию в хореографии и открывшая новый язык пластики, родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира, но отец вскоре ушел из семьи, и матери пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года, а в шесть лет она

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а

До: 03.08.2025

Анри Матисс Балерина 1927 холст, масло
Анри Матисс Балерина 1927 холст, масло

Выставка "Танец XX века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие" проводит параллель между развитием изобразительного и хореографического искусства XX cтолетия.

Но какой же танец без музыки? Зрителю выдают наушники с музыкальным сопровождением и ему остается только получать удовольствие, все больше и больше погружаясь в мистерию, созданную на выставке, наслаждаясь синергией музыки, живописи, танца и декоративно-прикладного искусства.

Павел (Паоло) Трубецкой Танцовщица 1899 гипс, отливка
Павел (Паоло) Трубецкой Танцовщица 1899 гипс, отливка

Одна из главных героинь выставки – Айседора Дункан, поэтому я в своем обзоре больше расскажу о ней, а остальные главы выставки намечу пунктиром.

Лев Бакст Портрет балерины Айседоры Дункан 1908 бумага, верже итальянский карандаш 1908
Лев Бакст Портрет балерины Айседоры Дункан 1908 бумага, верже итальянский карандаш 1908

Анжела Айседора Дункан, совершившая революцию в хореографии и открывшая новый язык пластики, родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира, но отец вскоре ушел из семьи, и матери пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей.

Айседора Дункан 1904 фотооткрытка
Айседора Дункан 1904 фотооткрытка

Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года, а в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые сама же и выдумывала. В 12 лет Айседора начала подрабатывать, давала уроки танца, а спустя год бросила школу и посвятила всю себя искусству.

Афиши спектаклей Айседоры Дункан
Афиши спектаклей Айседоры Дункан

Айседору вдохновляла античность, в 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству. Дункан выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было и ново, и эксцентрично. При этом движения были не сложными, Айседора просто жила в танце, стремясь предать пластикой всё - музыку, природу, живопись, стихи.

Сергей Конёнков Айседора Дункан 1916 дерево
Сергей Конёнков Айседора Дункан 1916 дерево

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация».

Максимилиан Волошин

Максимилиан Волошин Горный пейзаж. Заход солнца 1927 бумага, графитный карандаш, акварель
Максимилиан Волошин Горный пейзаж. Заход солнца 1927 бумага, графитный карандаш, акварель

Посетители выставки увидят кадры с танцем Айседоры Дункан, это единственная сохранившаяся видеозапись ее выступления.

Николай Чернышев Песни революции. Школа Айседоры Дункан 1932 холст, масло
Николай Чернышев Песни революции. Школа Айседоры Дункан 1932 холст, масло

Последовательность движений танцовщица брала из росписей древнегреческих ваз. В эту часть экспозиции великолепно вписались скульптура Сергея Коненкова, картина Валентина Серова "Ифигения в Тавриде", "Античная танцовщица" Льва Бакста.

Дункан купила виллу в Грюневальде (Германия) и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны.

Быстрые ноги Последовательницы Айседоры Дункан 1925
Быстрые ноги Последовательницы Айседоры Дункан 1925

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

Девушка с тамбурином. Танагра. около 300 г до н.э. глина
Девушка с тамбурином. Танагра. около 300 г до н.э. глина

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. Айседора находилась с дочерью и сыном в Париже и, намереваясь задержаться еще на несколько дней по делам, решила отправить детей вместе с гувернанткой домой в Версаль. По дороге у автомобиля заглох двигатель, водитель остановил машину на мосту, вышел, чтобы проверить мотор, и в этот момент автомобиль начал откатываться назад, накренился и рухнул в Сену. Дети и их няня погибли. Париж был потрясен и горем Айседоры, и ее благородством: на судебном процессе по делу, возбужденному против водителя, она просила оправдать его, ведь у него тоже были дети.

Сергей Коненков Голова спящей 1907 мрамор
Сергей Коненков Голова спящей 1907 мрамор

Айседора нашла утешение, удочерив впоследствии шестерых девочек, воспитанниц танцевальных школ. Одна из удочеренных Дункан, Ирма, стала продолжательницей ее дела. Вместе с приемной матерью она приехала в Москву, а после возвращения в 1924 году Айседоры в Европу стала руководить ее школой танца в России.

-14

Основанные Дункан школы в Германии, Франции, США существовали недолго. Самой устойчивой оказалась студия танца, основанная в 1921 году в Москве, она просуществовала до 1949 года.

Танец под музыку времени 1787 Никола Пуссен (живописный оригинал) Стефано Тофанелли (рисунок) Морген Рафаэль (гравюра) бумага, резец
Танец под музыку времени 1787 Никола Пуссен (живописный оригинал) Стефано Тофанелли (рисунок) Морген Рафаэль (гравюра) бумага, резец

Два эпизода из жизни Айседоры Дункан в России привожу по книге Ильи Шнейдера, директора школы танцев Айседоры Дункан, “Встречи с Есениным”. “Наступили дикие холода, я штурмовал Луначарского, пытаясь отвоевать для Дункан комнаты балерины Балашовой в ее особняке на Пречистенке, которые были опечатаны ВЧК после бегства Балашовой за границу…
Войдя впервые в особняк, Дункан скривила губы при виде потолочных красавиц, облепленных золотом колонн и бронзовых барельефов. В своей комнате Айседора опустилась в кресло и залилась неудержимым смехом: – Кадриль! – кричала она, заразительно смеясь. – Chanqez vos places?! (Меняйтесь местами! (фр.). Возглас распорядителя танцев в одной из фигур кадрили).
Оказалось, что балерина Балашова, бежав из Советской России, приехала в Париж и в поисках особнячка попала на Rue de La Pampe, 103 – в дом, принадлежащий Дункан.

Айседора Дункан поселилась в доме №20 на Пречистенке. Дункан приступила к обучению свободному танцу девочек, родители которых в условиях голода, охватившего в то время страну, были рады тому, что Айседора не только учила, но кормила своих воспитанниц. Дункан прожила на Пречистенке с 1921 по 1924 год. Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан осенью 1921 года в мастерской художника Георгия Якулова. Она была старше поэта на 18 лет. Айседора, облаченная в красный хитон, исполняла свой танец под «Интернационал». Наутро после знакомства поехали в пречистенский дом, и задремавший извозчик провез их несколько раз вокруг находившейся в Гагаринском переулке, церкви Власия (по другой версии – храма Христа Спасителя), словно обвенчав.

Ханс Арп Крылатое создание 1961 бронза, литье
Ханс Арп Крылатое создание 1961 бронза, литье

“У Дункан не было с собой даже ее американского паспорта — она и в Советскую Россию отправилась, имея на руках какую-то французскую «филькину грамоту»…

Накануне Айседора смущенно подошла ко мне, держа в руках свой французский «паспорт».

— Не можете ли вы немножко тут исправить? — еще более смущаясь, попросила она.

Я не понял. Тогда она коснулась пальцем цифры с годом своего рождения. Я рассмеялся — передо мной стояла Айседора, такая красивая, стройная, похудевшая и помолодевшая, намного лучше той Айседоры Дункан, которую я впервые, около года назад, увидел в квартире Гельцер.

Но она стояла передо мной, смущенно улыбаясь и закрывая пальцем цифру с годом своего рождения, выписанную черной тушью…

— Ну, тушь у меня есть… — сказал я, делая вид, что не замечаю ее смущения. — Но, по-моему, это вам и не нужно.

— Это для Езенин, — ответила она. — Мы с ним не чувствуем этих пятнадцати лет разницы, но она тут написана… и мы завтра дадим наши паспорта в чужие руки… Ему, может быть, будет неприятно… Паспорт же мне вскоре не будет нужен. Я получу другой.

Я исправил цифру.”

Танцовщица породила целое движение так называемых дунканисток, хореографические студии которых существовали вплоть до 1930-х годов в том числе в СССР. Уникальную видеозапись «Дунканистки, танцующие в Итальянском дворике Пушкинского музея в Москве. 1930 г.» на выставку передала английская последовательница Айседоры в третьем поколении Барбара Кейн.

Природа была одним из главных вдохновителей Айседоры. Это совпадает с органическим направлением в изобразительном искусстве начала XX века. В экспозиции это явление представлено корневой скульптурой Михаила Матюшина и работами его супруги, Елены Гуро. (О выставке, посвященной этой удивительной паре, я писала ранее).

Георгий Зимин Иллюстрация для альбома "Скрябин в танце Лукина" 1920 бумага, графитный карандаш
Георгий Зимин Иллюстрация для альбома "Скрябин в танце Лукина" 1920 бумага, графитный карандаш

На выставке много интерактивных зон — балетный станок, рядом с которым на полу нарисованы ступни в шести классических позициях. Посетители могут попробовать встать в них, чтобы понять, насколько это титанический труд. Ощущение, что вы находитесь внутри процесса рождения танца. Музыка, танец, живопись и интерактив полностью отключают от реалий жизни за пределами экспозиции, а ведь порой это совершенно необходимо.

Казимир Малевич Жизнь в большой гостинице 1913-1914 холст, масло
Казимир Малевич Жизнь в большой гостинице 1913-1914 холст, масло

О чем еще Вы узнаете на выставке:

- О Нине Коган, одной из учениц Казимира Малевича, которая поставила «Супрематический балет», визуализацию теории движения супрематических форм в пространстве. Он был показан публике 6 февраля 1920 года, его примерную реконструкцию можно увидеть на выставке. Малевич, считал, что его универсальная система применима ко всем формам искусства, в том числе - к танцу.

- О балетной постановке Василия Кандинского «Желтый звук». Идя по стопам Александра Скрябина, Кандинский пытался синтезировать все виды искусства: живопись, музыку и танец. Осуществлять эксперименты в Мюнхене художнику помогал танцовщик, русский эмигрант Александр Сахаров, который буквально «танцевал живопись».

- Михаил Ларионов, звезда русского авангарда, работая с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами», выступил не только в амплуа художника, но еще и как хореограф. Приступая к постановке балеты «Шут» Сергея Прокофьева в 1921 году, Дягилев поссорился с балетмейстером Леонидом Мясиным. Так и возникла идея привлечь Ларионова к постановке танцев, за что художник взялся с большим энтузиазмом.

Что еще Вы увидите на выставке:

- Видео японского танца буто, который родился в 1959 году. Он выражает переживание боли. Ломаные движения танцора рифмуются с произведениями немецких художников-экспрессионистов.

Кацуо Оно Мертвая вода Около 1980
Кацуо Оно Мертвая вода Около 1980

- Упражнения по биомеханике Всеволода Мейерхольда.

Упражения по биомеханике Всеволода Мейерхольда
Упражения по биомеханике Всеволода Мейерхольда

- Экспонаты, посвященные ритму: видеозапись "Танца ведьмы" Мэри Вигман и искусство примитивных племенных культур, ставшее основой для возникновения кубизма. Африканские маски и скульптуры перемешаны с работами русских кубофутуристов — Малевича, Богомазова, Шапошникова.

Александр Шапошников Кубистическая композиция 1921 доска, масло
Александр Шапошников Кубистическая композиция 1921 доска, масло

- Крошечные пуанты 33-го размера. В них танцевала Галина Уланова, а ведь у нее был 35-й размер ноги. Еще один экспонат — ее платье с осиной талией к партии Жизели.

- Костюмы, выполненные по эскизам Льва Бакста и Александра Бенуа.

- Эскизы костюмов Александра Бенуа, Николая Рериха, Наталии Гончаровой, Александры Экстер, и, конечно, непревзойденного Льва Бакста.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша прима-балерина, Елена Сегал

Алексей Трегубов Примерка 2025
Алексей Трегубов Примерка 2025

#Еврейский_музей #выставка_танец #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #Айседора_Дункан