Где: Еврейский музей и центр толерантности
Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а
До: 03.08.2025
Выставка "Танец XX века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие" проводит параллель между развитием изобразительного и хореографического искусства XX cтолетия.
Но какой же танец без музыки? Зрителю выдают наушники с музыкальным сопровождением и ему остается только получать удовольствие, все больше и больше погружаясь в мистерию, созданную на выставке, наслаждаясь синергией музыки, живописи, танца и декоративно-прикладного искусства.
Одна из главных героинь выставки – Айседора Дункан, поэтому я в своем обзоре больше расскажу о ней, а остальные главы выставки намечу пунктиром.
Анжела Айседора Дункан, совершившая революцию в хореографии и открывшая новый язык пластики, родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира, но отец вскоре ушел из семьи, и матери пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей.
Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года, а в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые сама же и выдумывала. В 12 лет Айседора начала подрабатывать, давала уроки танца, а спустя год бросила школу и посвятила всю себя искусству.
Айседору вдохновляла античность, в 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству. Дункан выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было и ново, и эксцентрично. При этом движения были не сложными, Айседора просто жила в танце, стремясь предать пластикой всё - музыку, природу, живопись, стихи.
«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация».
Максимилиан Волошин
Посетители выставки увидят кадры с танцем Айседоры Дункан, это единственная сохранившаяся видеозапись ее выступления.
Последовательность движений танцовщица брала из росписей древнегреческих ваз. В эту часть экспозиции великолепно вписались скульптура Сергея Коненкова, картина Валентина Серова "Ифигения в Тавриде", "Античная танцовщица" Льва Бакста.
Дункан купила виллу в Грюневальде (Германия) и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны.
«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».
Айседора Дункан
Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. Айседора находилась с дочерью и сыном в Париже и, намереваясь задержаться еще на несколько дней по делам, решила отправить детей вместе с гувернанткой домой в Версаль. По дороге у автомобиля заглох двигатель, водитель остановил машину на мосту, вышел, чтобы проверить мотор, и в этот момент автомобиль начал откатываться назад, накренился и рухнул в Сену. Дети и их няня погибли. Париж был потрясен и горем Айседоры, и ее благородством: на судебном процессе по делу, возбужденному против водителя, она просила оправдать его, ведь у него тоже были дети.
Айседора нашла утешение, удочерив впоследствии шестерых девочек, воспитанниц танцевальных школ. Одна из удочеренных Дункан, Ирма, стала продолжательницей ее дела. Вместе с приемной матерью она приехала в Москву, а после возвращения в 1924 году Айседоры в Европу стала руководить ее школой танца в России.
Основанные Дункан школы в Германии, Франции, США существовали недолго. Самой устойчивой оказалась студия танца, основанная в 1921 году в Москве, она просуществовала до 1949 года.
Два эпизода из жизни Айседоры Дункан в России привожу по книге Ильи Шнейдера, директора школы танцев Айседоры Дункан, “Встречи с Есениным”. “Наступили дикие холода, я штурмовал Луначарского, пытаясь отвоевать для Дункан комнаты балерины Балашовой в ее особняке на Пречистенке, которые были опечатаны ВЧК после бегства Балашовой за границу…
Войдя впервые в особняк, Дункан скривила губы при виде потолочных красавиц, облепленных золотом колонн и бронзовых барельефов. В своей комнате Айседора опустилась в кресло и залилась неудержимым смехом: – Кадриль! – кричала она, заразительно смеясь. – Chanqez vos places?! (Меняйтесь местами! (фр.). Возглас распорядителя танцев в одной из фигур кадрили).
Оказалось, что балерина Балашова, бежав из Советской России, приехала в Париж и в поисках особнячка попала на Rue de La Pampe, 103 – в дом, принадлежащий Дункан.”
Айседора Дункан поселилась в доме №20 на Пречистенке. Дункан приступила к обучению свободному танцу девочек, родители которых в условиях голода, охватившего в то время страну, были рады тому, что Айседора не только учила, но кормила своих воспитанниц. Дункан прожила на Пречистенке с 1921 по 1924 год. Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан осенью 1921 года в мастерской художника Георгия Якулова. Она была старше поэта на 18 лет. Айседора, облаченная в красный хитон, исполняла свой танец под «Интернационал». Наутро после знакомства поехали в пречистенский дом, и задремавший извозчик провез их несколько раз вокруг находившейся в Гагаринском переулке, церкви Власия (по другой версии – храма Христа Спасителя), словно обвенчав.
“У Дункан не было с собой даже ее американского паспорта — она и в Советскую Россию отправилась, имея на руках какую-то французскую «филькину грамоту»…
Накануне Айседора смущенно подошла ко мне, держа в руках свой французский «паспорт».
— Не можете ли вы немножко тут исправить? — еще более смущаясь, попросила она.
Я не понял. Тогда она коснулась пальцем цифры с годом своего рождения. Я рассмеялся — передо мной стояла Айседора, такая красивая, стройная, похудевшая и помолодевшая, намного лучше той Айседоры Дункан, которую я впервые, около года назад, увидел в квартире Гельцер.
Но она стояла передо мной, смущенно улыбаясь и закрывая пальцем цифру с годом своего рождения, выписанную черной тушью…
— Ну, тушь у меня есть… — сказал я, делая вид, что не замечаю ее смущения. — Но, по-моему, это вам и не нужно.
— Это для Езенин, — ответила она. — Мы с ним не чувствуем этих пятнадцати лет разницы, но она тут написана… и мы завтра дадим наши паспорта в чужие руки… Ему, может быть, будет неприятно… Паспорт же мне вскоре не будет нужен. Я получу другой.
Я исправил цифру.”
Танцовщица породила целое движение так называемых дунканисток, хореографические студии которых существовали вплоть до 1930-х годов в том числе в СССР. Уникальную видеозапись «Дунканистки, танцующие в Итальянском дворике Пушкинского музея в Москве. 1930 г.» на выставку передала английская последовательница Айседоры в третьем поколении Барбара Кейн.
Природа была одним из главных вдохновителей Айседоры. Это совпадает с органическим направлением в изобразительном искусстве начала XX века. В экспозиции это явление представлено корневой скульптурой Михаила Матюшина и работами его супруги, Елены Гуро. (О выставке, посвященной этой удивительной паре, я писала ранее).
На выставке много интерактивных зон — балетный станок, рядом с которым на полу нарисованы ступни в шести классических позициях. Посетители могут попробовать встать в них, чтобы понять, насколько это титанический труд. Ощущение, что вы находитесь внутри процесса рождения танца. Музыка, танец, живопись и интерактив полностью отключают от реалий жизни за пределами экспозиции, а ведь порой это совершенно необходимо.
О чем еще Вы узнаете на выставке:
- О Нине Коган, одной из учениц Казимира Малевича, которая поставила «Супрематический балет», визуализацию теории движения супрематических форм в пространстве. Он был показан публике 6 февраля 1920 года, его примерную реконструкцию можно увидеть на выставке. Малевич, считал, что его универсальная система применима ко всем формам искусства, в том числе - к танцу.
- О балетной постановке Василия Кандинского «Желтый звук». Идя по стопам Александра Скрябина, Кандинский пытался синтезировать все виды искусства: живопись, музыку и танец. Осуществлять эксперименты в Мюнхене художнику помогал танцовщик, русский эмигрант Александр Сахаров, который буквально «танцевал живопись».
- Михаил Ларионов, звезда русского авангарда, работая с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами», выступил не только в амплуа художника, но еще и как хореограф. Приступая к постановке балеты «Шут» Сергея Прокофьева в 1921 году, Дягилев поссорился с балетмейстером Леонидом Мясиным. Так и возникла идея привлечь Ларионова к постановке танцев, за что художник взялся с большим энтузиазмом.
Что еще Вы увидите на выставке:
- Видео японского танца буто, который родился в 1959 году. Он выражает переживание боли. Ломаные движения танцора рифмуются с произведениями немецких художников-экспрессионистов.
- Упражнения по биомеханике Всеволода Мейерхольда.
- Экспонаты, посвященные ритму: видеозапись "Танца ведьмы" Мэри Вигман и искусство примитивных племенных культур, ставшее основой для возникновения кубизма. Африканские маски и скульптуры перемешаны с работами русских кубофутуристов — Малевича, Богомазова, Шапошникова.
- Крошечные пуанты 33-го размера. В них танцевала Галина Уланова, а ведь у нее был 35-й размер ноги. Еще один экспонат — ее платье с осиной талией к партии Жизели.
- Костюмы, выполненные по эскизам Льва Бакста и Александра Бенуа.
- Эскизы костюмов Александра Бенуа, Николая Рериха, Наталии Гончаровой, Александры Экстер, и, конечно, непревзойденного Льва Бакста.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша прима-балерина, Елена Сегал
#Еврейский_музей #выставка_танец #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #Айседора_Дункан