Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Самая трогательная выставка весны 2025 в Москве

Где: Галерея Зотов Адрес: Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1 До: 25 мая 2025 История Михаила Матюшина и Елены Гуро – это история развития русского искусства начала XX века и история любви. Елены Гуро была поэтессой, писательницей, художницей. Творческие способности она унаследовала от матери, которая хорошо рисовала. Отец — Генрих Гельмут Гуро, генерал от инфантерии, выходец из старинного знатного французского рода, был награждён разными отечественными и иностранными наградами за успехи в Крымской войне и Польской кампании. Елена окончила Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, затем продолжила занятия живописью в мастерской Яна Ционглинского, где познакомилась со многими известными людьми, в том числе с музыкантом, художником и теоретиком искусства Михаилом Матюшиным. Ради Елены, которая была моложе на 16 лет, Матюшин оставил первую жену и четырех детей. Елена стала для него музой и единомышленницей. В своих воспоминаниях Матюшин писал: «С тех пор я постоянно

Любовь в авангарде

Где: Галерея Зотов

Адрес: Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1

До: 25 мая 2025

Елена Гуро Портрет М.В.Матюшина 1910-е бумага, акварель
Елена Гуро Портрет М.В.Матюшина 1910-е бумага, акварель

История Михаила Матюшина и Елены Гуро – это история развития русского искусства начала XX века и история любви.

Михаил Матюшин Портрет Елены Гуро 1901 холст, масло
Михаил Матюшин Портрет Елены Гуро 1901 холст, масло

Елены Гуро была поэтессой, писательницей, художницей. Творческие способности она унаследовала от матери, которая хорошо рисовала. Отец — Генрих Гельмут Гуро, генерал от инфантерии, выходец из старинного знатного французского рода, был награждён разными отечественными и иностранными наградами за успехи в Крымской войне и Польской кампании.

Елена Гуро Женщина в платке (скандинавская царевна) 1910 холст, масло
Елена Гуро Женщина в платке (скандинавская царевна) 1910 холст, масло

Елена окончила Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, затем продолжила занятия живописью в мастерской Яна Ционглинского, где познакомилась со многими известными людьми, в том числе с музыкантом, художником и теоретиком искусства Михаилом Матюшиным.

Михаил Матюшин Автопортрет 1900-е холст, масло
Михаил Матюшин Автопортрет 1900-е холст, масло

Ради Елены, которая была моложе на 16 лет, Матюшин оставил первую жену и четырех детей.

Михаил Матюшин Портрет Елены Гуро, жены художника 1910 холст на картоне, масло
Михаил Матюшин Портрет Елены Гуро, жены художника 1910 холст на картоне, масло

Елена стала для него музой и единомышленницей. В своих воспоминаниях Матюшин писал: «С тех пор я постоянно наблюдал за ней и всегда поражался напряжению ее ищущих глаз. Постепенно узнавая друг друга, мы сблизились и стали настоящими товарищами по работе и убеждениям».

Михаил Матюшин Портрет Елены Гуро 1903-1905 бумага, карандаш
Михаил Матюшин Портрет Елены Гуро 1903-1905 бумага, карандаш

Выставка начинается с аудиозаписи стихотворения в прозе Елены Гуро из сборника «Небесные верблюжата», который вышел уже после ее смерти. Послушайте его, это ключ к пониманию всей экспозиции.

Елена Гуро Без названия Иллюстрация к циклу "Небесные верблюжата" 1912-1913 бумага, тушь
Елена Гуро Без названия Иллюстрация к циклу "Небесные верблюжата" 1912-1913 бумага, тушь

Обещайте

Поклянитесь, далекие и близкие, пишущие на бумаге чернилами, взором на облаках, краской на холсте, поклянитесь никогда не изменять, не клеветать на раз созданное – прекрасное – лицо вашей мечты, будь то дружба, будь то вера в людей или в песни ваши.

Мечта! – вы ей дали жить, – мечта живет, – созданное уже не принадлежит нам, как мы сами уже не принадлежим себе!

Поклянитесь, особенно пишущие на облаках взором, – облака изменяют форму – так легко опорочить их вчерашний лик неверием.

Обещайте, пожалуйста! Обещайте это жизни, обещайте мне это!

Обещайте!

Елена Гуро Композиция с цветами 1911-1912 бумага, акварель
Елена Гуро Композиция с цветами 1911-1912 бумага, акварель

Михаил Матюшин был незаконнорожденным сыном Николая Сабурова, члена актерской династии Сабуровых, и Ирины Матюшиной, бывшей крепостной, незадолго до этого получившей свободу. Отец не признал сына, но артистический талант был у мальчика в крови и рано дал о себе знать. К семи годам Михаил освоил и чтение, и нотную грамоту, стал главным хористом в церковном хоре, помогая матери деньгами.

Михаил Матюшин Вьюга 1906 холст, масло
Михаил Матюшин Вьюга 1906 холст, масло

В возрасте девяти лет Матюшин сам смастерил скрипку и смог правильно ее настроить. Затем были Нижегородская и Московская консерватории, попадание в основной состав Придворного оркестра в Санкт-Петербурге, где более 30 лет - с 1882 по 1913 гг. он был Первой скрипкой.

Михаил Матюшин Без названия Конец 1910-х-начало 1920-х бумага, акварель
Михаил Матюшин Без названия Конец 1910-х-начало 1920-х бумага, акварель

Он мечтал не просто слышать музыку, но и видеть её, для чего стал заниматься в Рисовальном училище, а после его окончания брал уроки в художественных студиях - у Яна Ционглинского, а позже - у Елизаветы Званцевой.

Михаил Матюшин Без названия 1922 бумага, акварель
Михаил Матюшин Без названия 1922 бумага, акварель

У Михаила Матюшина сформировалось научно-философское видение изобразительного искусства, его он проповедовал среди своих учеников, объединив их в художественную группу «Зорвед» («взор» и «ведать»).

Михаил Матюшин Без названия 1914 бумага, карандаш Цифровая копия
Михаил Матюшин Без названия 1914 бумага, карандаш Цифровая копия

Считая, что все существует в природе исключительно во взаимосвязи и движении, художник стремился создать в живописи новое восприятие природы «как текущей массы сцепленных частиц, постоянно меняющей свой объем, цвет, рост, вес и форму». Он был убежден, что человеческий глаз может видеть изображение как целое, не дробя его на отдельные составные части.

Михаил Матюшин Без названия 1914-1917 бумага, тушь
Михаил Матюшин Без названия 1914-1917 бумага, тушь

Свою художественную задачу он видел в создании единого образа мира, гармония которого достигалась бы слиянием зрения и слуха, мысли и осязания.

Михаил Матюшин Кристалл 1914 бумага, карандаш, уголь
Михаил Матюшин Кристалл 1914 бумага, карандаш, уголь

Профессиональный успешный музыкант, чьи картины есть и в Третьяковской галерее, и в Русском музее. Уникальный случай!

Михаил Матюшин Движение в пространстве Не позднее 1921 холст, масло
Михаил Матюшин Движение в пространстве Не позднее 1921 холст, масло

Именно из Русского музея приехала на выставку в Москву одна из главных работ художника - «Движение в пространстве», где нашла отражение его теория. На картине изображены диагональные разноцветные полосы, проходящие от нижнего левого угла к верхнему правому. Яркость этих красок оттеняет нейтральный бледно-серый фон полотна. Тона полос подобраны так, что, взаимодействуя друг с другом, они наполняют картину пространственным ощущением и делают плоскостное изображение объемным, при этом яркие цветные полосы, объединенные общим вектором, движутся ведомой только им цели, и кажется, вот-вот вырвутся за пределы полотна.

Елена Гуро Кошка 1908 холст, масло
Елена Гуро Кошка 1908 холст, масло

В 1909 году Матюшин и Гуро вошли в группу Николая Кульбина «Импрессионисты». Встречи участников группы происходили, как правило, в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне это Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова), там же было издательство «Журавль», где в 1910 вышел первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпустил 20 футуристических книг.

Михаил Матюшин Осенний сон 1912 холст, темпера
Михаил Матюшин Осенний сон 1912 холст, темпера

Гуро с Матюшиным входили в круг русских футуристов-будетлян — поэтов, художников и музыкантов. Само слово «будетляне» (от слова «будет») придумал поэт Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть самобытность русского футуризма. К будетлянам причисляли себя Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк.

Елена Гуро Озеро 1910-е бумага, акварель
Елена Гуро Озеро 1910-е бумага, акварель

В 1913 году вышла в свет футуристическая опера Михаила Матюшина «Победа над солнцем», либретто для которой написал Алексей Крученых, пролог — Велимир Хлебников, декорации и костюмы создал Казимир Малевич.

Михаил Матюшин Портрет Елены Гуро, жены художника 1912 холст, темпера
Михаил Матюшин Портрет Елены Гуро, жены художника 1912 холст, темпера

В этом же году не стало Елены Гуро, судьба отпустила ей только 36 лет жизни, она умерла от лейкоза в местечке Уусикирко в Карелии.

Елена Гуро Без названия 1910-е бумага, акварель, карандаш
Елена Гуро Без названия 1910-е бумага, акварель, карандаш

На могиле супруги Матюшин сделал ящик с ее книгами, на котором написал: «Здесь лежит Елена Гуро, кто хочет познакомиться с ее книгами, берите и читайте, а только потом верните». По словам очевидцев — все книги возвращали…

Елена Гуро Пейзаж 1900-е холст, масло
Елена Гуро Пейзаж 1900-е холст, масло

«Точно маленькая желтая улыбка. Неожиданно утром на дорожке прилип желтый листик. Над дорожкой точно кто-то белокурый приподнял ресницы. Погоди, это приближенье. На коричневый мох рассыпались желтые треугольнички. Точно кто-то идет в конце дорожки — но его нет. Сверху льются лазоревые стеклышки и светло-зеленые. Встревожился воздух, стал холодноватый. Точно кто-то встревоженный и просветленный приподнял ресницы».

Елена Гуро “Неизреченное”

Елена Гуро Портрет главного героя пьесы "Осенний сон" 1911-1912  бумага, тушь
Елена Гуро Портрет главного героя пьесы "Осенний сон" 1911-1912 бумага, тушь

А еще был фонарь в переулке-
Нежданно-ясный,
Неуместно чистый как Рождественская
Звезда!
И никто, никто прохожий не заметил
нестерпимо наивную улыбку Фонаря.

Спит с хорошим, чистым лбом,
Немного смешной, теперь стройный —
И не надо жалеть о нем.

Елена Гуро

Михаил Матюшин Корневые скульптуры 1910-е
Михаил Матюшин Корневые скульптуры 1910-е

ЗВЕНЯТ КУЗНЕЧИКИ

В тонком завершении
и прозрачности полевых метелок — небо.

Звени, звени, моя осень,
Звени, мое солнце.
Знаю я, отчего сердце кончалося —
А кончина его не страшна —
Отчего печаль перегрустнулась и отошла
И печаль не печаль, — а синий цветок.
Все прощу я и так, не просите!
Приготовьте мне крест — я пойду.
Да нечего мне и прощать вам:
Все, что болит, мое родное,
Все, что болит, на земле, — мое благословенное,
Я приютил в моем сердце все земное,
И ответить хочу за все один.
Звени, звени, моя осень,
Звени, мое солнце.
И взяли журавлиного,
Длинноногого чудака
И, связав, повели, смеясь:
Ты сам теперь приюти себя!
Я ответить хочу один за все.
Звени, звени, моя осень,
Звени, звени, моя осень,
Звени, мое солнце.

В чем же феномен Михаила Матюшина и Елены Гуро? Я думаю, что вы согласитесь со мной, что работы Кандинского, Малевича и Филонова (вне зависимости от того, принимаете вы русский авангард или нет) сильнее работ Михаила Матюшина, что поэзия Цветаевой и Ахматовой выше, чем Елены Гуро, что скрипка Страдивари играет мелодичнее, чем экспериментальная скрипка Матюшина. И все-таки что-то очень цепляет на этой выставке и долго держит и разум, и сердце. Это удивительный эффект синергии и двух талантливых людей, которые находились в вечном духовном поиске, и их история любви, и мистерия слияния нескольких видов искусств воедино.

“Я немало повидал на свете,...но нигде и никогда не встречал так тесно сплетавшегося рисунка и стиха, как у Елены Гуро. Когда она работала над словом, она тут же рисовала. Когда она делала рисунок или акварель, она на краю записывала стихи или прозу. И так с раннего детства... Это было какое-то «солнечное сплетение»

Михаил Матюшин

-26

Экспозиция построена как лабиринт – Вы будете бродить и думать о лабиринтах нашей жизни, о лабиринтах души человеческой. Во внешнем контуре лабиринта – экспонаты выставки, а во внутреннем – уютные пространства, где можно послушать музыку Михаила Матюшина.

Михаил Матюшин Морской пейзаж 1921 бумага, акварель
Михаил Матюшин Морской пейзаж 1921 бумага, акварель

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Михаил Матюшин Скрипка экспериментальной конструкции Около 1917 дерево, кишечные струны
Михаил Матюшин Скрипка экспериментальной конструкции Около 1917 дерево, кишечные струны

-29

В моем Телеграмм-канале вы можете прочитать о скрипке Матюшина и провести небольшой цветовой эксперимент.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Галерея_Зотов #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Любовь_в_авангарде #Михаил_Матюшин #Елена_Гуро