Любовь в авангарде
Где: Галерея Зотов
Адрес: Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1
До: 25 мая 2025
История Михаила Матюшина и Елены Гуро – это история развития русского искусства начала XX века и история любви.
Елены Гуро была поэтессой, писательницей, художницей. Творческие способности она унаследовала от матери, которая хорошо рисовала. Отец — Генрих Гельмут Гуро, генерал от инфантерии, выходец из старинного знатного французского рода, был награждён разными отечественными и иностранными наградами за успехи в Крымской войне и Польской кампании.
Елена окончила Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, затем продолжила занятия живописью в мастерской Яна Ционглинского, где познакомилась со многими известными людьми, в том числе с музыкантом, художником и теоретиком искусства Михаилом Матюшиным.
Ради Елены, которая была моложе на 16 лет, Матюшин оставил первую жену и четырех детей.
Елена стала для него музой и единомышленницей. В своих воспоминаниях Матюшин писал: «С тех пор я постоянно наблюдал за ней и всегда поражался напряжению ее ищущих глаз. Постепенно узнавая друг друга, мы сблизились и стали настоящими товарищами по работе и убеждениям».
Выставка начинается с аудиозаписи стихотворения в прозе Елены Гуро из сборника «Небесные верблюжата», который вышел уже после ее смерти. Послушайте его, это ключ к пониманию всей экспозиции.
Обещайте
Поклянитесь, далекие и близкие, пишущие на бумаге чернилами, взором на облаках, краской на холсте, поклянитесь никогда не изменять, не клеветать на раз созданное – прекрасное – лицо вашей мечты, будь то дружба, будь то вера в людей или в песни ваши.
Мечта! – вы ей дали жить, – мечта живет, – созданное уже не принадлежит нам, как мы сами уже не принадлежим себе!
Поклянитесь, особенно пишущие на облаках взором, – облака изменяют форму – так легко опорочить их вчерашний лик неверием.
Обещайте, пожалуйста! Обещайте это жизни, обещайте мне это!
Обещайте!
Михаил Матюшин был незаконнорожденным сыном Николая Сабурова, члена актерской династии Сабуровых, и Ирины Матюшиной, бывшей крепостной, незадолго до этого получившей свободу. Отец не признал сына, но артистический талант был у мальчика в крови и рано дал о себе знать. К семи годам Михаил освоил и чтение, и нотную грамоту, стал главным хористом в церковном хоре, помогая матери деньгами.
В возрасте девяти лет Матюшин сам смастерил скрипку и смог правильно ее настроить. Затем были Нижегородская и Московская консерватории, попадание в основной состав Придворного оркестра в Санкт-Петербурге, где более 30 лет - с 1882 по 1913 гг. он был Первой скрипкой.
Он мечтал не просто слышать музыку, но и видеть её, для чего стал заниматься в Рисовальном училище, а после его окончания брал уроки в художественных студиях - у Яна Ционглинского, а позже - у Елизаветы Званцевой.
У Михаила Матюшина сформировалось научно-философское видение изобразительного искусства, его он проповедовал среди своих учеников, объединив их в художественную группу «Зорвед» («взор» и «ведать»).
Считая, что все существует в природе исключительно во взаимосвязи и движении, художник стремился создать в живописи новое восприятие природы «как текущей массы сцепленных частиц, постоянно меняющей свой объем, цвет, рост, вес и форму». Он был убежден, что человеческий глаз может видеть изображение как целое, не дробя его на отдельные составные части.
Свою художественную задачу он видел в создании единого образа мира, гармония которого достигалась бы слиянием зрения и слуха, мысли и осязания.
Профессиональный успешный музыкант, чьи картины есть и в Третьяковской галерее, и в Русском музее. Уникальный случай!
Именно из Русского музея приехала на выставку в Москву одна из главных работ художника - «Движение в пространстве», где нашла отражение его теория. На картине изображены диагональные разноцветные полосы, проходящие от нижнего левого угла к верхнему правому. Яркость этих красок оттеняет нейтральный бледно-серый фон полотна. Тона полос подобраны так, что, взаимодействуя друг с другом, они наполняют картину пространственным ощущением и делают плоскостное изображение объемным, при этом яркие цветные полосы, объединенные общим вектором, движутся ведомой только им цели, и кажется, вот-вот вырвутся за пределы полотна.
В 1909 году Матюшин и Гуро вошли в группу Николая Кульбина «Импрессионисты». Встречи участников группы происходили, как правило, в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне это Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова), там же было издательство «Журавль», где в 1910 вышел первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпустил 20 футуристических книг.
Гуро с Матюшиным входили в круг русских футуристов-будетлян — поэтов, художников и музыкантов. Само слово «будетляне» (от слова «будет») придумал поэт Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть самобытность русского футуризма. К будетлянам причисляли себя Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк.
В 1913 году вышла в свет футуристическая опера Михаила Матюшина «Победа над солнцем», либретто для которой написал Алексей Крученых, пролог — Велимир Хлебников, декорации и костюмы создал Казимир Малевич.
В этом же году не стало Елены Гуро, судьба отпустила ей только 36 лет жизни, она умерла от лейкоза в местечке Уусикирко в Карелии.
На могиле супруги Матюшин сделал ящик с ее книгами, на котором написал: «Здесь лежит Елена Гуро, кто хочет познакомиться с ее книгами, берите и читайте, а только потом верните». По словам очевидцев — все книги возвращали…
«Точно маленькая желтая улыбка. Неожиданно утром на дорожке прилип желтый листик. Над дорожкой точно кто-то белокурый приподнял ресницы. Погоди, это приближенье. На коричневый мох рассыпались желтые треугольнички. Точно кто-то идет в конце дорожки — но его нет. Сверху льются лазоревые стеклышки и светло-зеленые. Встревожился воздух, стал холодноватый. Точно кто-то встревоженный и просветленный приподнял ресницы».
Елена Гуро “Неизреченное”
А еще был фонарь в переулке-
Нежданно-ясный,
Неуместно чистый как Рождественская
Звезда!
И никто, никто прохожий не заметил
нестерпимо наивную улыбку Фонаря.
Спит с хорошим, чистым лбом,
Немного смешной, теперь стройный —
И не надо жалеть о нем.
Елена Гуро
ЗВЕНЯТ КУЗНЕЧИКИ
В тонком завершении
и прозрачности полевых метелок — небо.
Звени, звени, моя осень,
Звени, мое солнце.
Знаю я, отчего сердце кончалося —
А кончина его не страшна —
Отчего печаль перегрустнулась и отошла
И печаль не печаль, — а синий цветок.
Все прощу я и так, не просите!
Приготовьте мне крест — я пойду.
Да нечего мне и прощать вам:
Все, что болит, мое родное,
Все, что болит, на земле, — мое благословенное,
Я приютил в моем сердце все земное,
И ответить хочу за все один.
Звени, звени, моя осень,
Звени, мое солнце.
И взяли журавлиного,
Длинноногого чудака
И, связав, повели, смеясь:
Ты сам теперь приюти себя!
Я ответить хочу один за все.
Звени, звени, моя осень,
Звени, звени, моя осень,
Звени, мое солнце.
В чем же феномен Михаила Матюшина и Елены Гуро? Я думаю, что вы согласитесь со мной, что работы Кандинского, Малевича и Филонова (вне зависимости от того, принимаете вы русский авангард или нет) сильнее работ Михаила Матюшина, что поэзия Цветаевой и Ахматовой выше, чем Елены Гуро, что скрипка Страдивари играет мелодичнее, чем экспериментальная скрипка Матюшина. И все-таки что-то очень цепляет на этой выставке и долго держит и разум, и сердце. Это удивительный эффект синергии и двух талантливых людей, которые находились в вечном духовном поиске, и их история любви, и мистерия слияния нескольких видов искусств воедино.
“Я немало повидал на свете,...но нигде и никогда не встречал так тесно сплетавшегося рисунка и стиха, как у Елены Гуро. Когда она работала над словом, она тут же рисовала. Когда она делала рисунок или акварель, она на краю записывала стихи или прозу. И так с раннего детства... Это было какое-то «солнечное сплетение»
Михаил Матюшин
Экспозиция построена как лабиринт – Вы будете бродить и думать о лабиринтах нашей жизни, о лабиринтах души человеческой. Во внешнем контуре лабиринта – экспонаты выставки, а во внутреннем – уютные пространства, где можно послушать музыку Михаила Матюшина.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
В моем Телеграмм-канале вы можете прочитать о скрипке Матюшина и провести небольшой цветовой эксперимент.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Галерея_Зотов #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Любовь_в_авангарде #Михаил_Матюшин #Елена_Гуро