Найти в Дзене
Рюкзак с книгами

"А он, мятежный, просит бури.." - корабли и тайфуны Джозефа Конрада

Джозеф Конрад - признанный автор приключенческой "морской" литературы. Его повести и рассказы, тепло встреченные читателями, были написаны на английском языке, который не был для Конрада родным или даже первым иностранным языком в его жизни. Писатель родился в селе Терехово Бердичевского уезда. Когда Джозефу (тогда еще Иосифу Феодору Конраду Корженевскому) было четыре года, его отца, польского дворянина и поэта, сослали в Вологду. Затем наступила череда переездов из города в город, из страны в страну. А мальчик рос, читал о приключениях книжных героев и мечтал о морских путешествиях. Повзрослев, он ходил матросом на различных кораблях, был вторым и первым помощником, стал капитаном. И неудивительно, что одной из центральных тем своих произведений Джозеф выбрал происшествия на море. Для знакомства с творчеством писателя-моряка я хотела взять только "Сердце тьмы", но в сборнике были "Юность" и "Тайфун", так что начну с них. Пятеро мужчин сидят за столом. Все они "начали свою жизнь в тор
Оглавление

Джозеф Конрад - признанный автор приключенческой "морской" литературы. Его повести и рассказы, тепло встреченные читателями, были написаны на английском языке, который не был для Конрада родным или даже первым иностранным языком в его жизни.

Писатель родился в селе Терехово Бердичевского уезда. Когда Джозефу (тогда еще Иосифу Феодору Конраду Корженевскому) было четыре года, его отца, польского дворянина и поэта, сослали в Вологду.

Затем наступила череда переездов из города в город, из страны в страну. А мальчик рос, читал о приключениях книжных героев и мечтал о морских путешествиях.

Повзрослев, он ходил матросом на различных кораблях, был вторым и первым помощником, стал капитаном. И неудивительно, что одной из центральных тем своих произведений Джозеф выбрал происшествия на море.

Для знакомства с творчеством писателя-моряка я хотела взять только "Сердце тьмы", но в сборнике были "Юность" и "Тайфун", так что начну с них.

Юность

Пятеро мужчин сидят за столом. Все они "начали свою жизнь в торговом флоте" и вместе прошли такие испытания, которые связывают людей узами куда более прочными, чем способно породить общее увлечение яхт-спортом.

Один из мужчин, Марлоу, решил рассказать историю о своем первом серьезном морском путешествии.

В двадцать лет он получил место второго помощника капитана, впервые отправился на Восток, был готов встретить море лицом к лицу. Он, как и сам Конрад в этом возрасте (а "Юность" - одна из самых автобиографичных работ писателя), был вдохновлен, рад приключениям.

"От этого испытания я не отказался бы ни за какие блага в мире".

Юный Марлоу был счастлив, и даже старая посудина "Джуди" казалась не грузовым корытом, а символом борьбы, проверкой на прочность и чем-то очень родным и близким.

Тайфун

Крепкий пароход, не чета парусным судам, движется по своему курсу. Но приближается тайфун - мощный, неизбежный, неумолимый. Команда тревожится, каждый понимает, что на себе ощутит ярость стихии и задумается, так ли надежен корабль. Только не капитан Мак-Вир..

Сердце тьмы

Все та же компания, пятеро моряков, стояли на якоре пред устьем Темзы. Яхта "Нелли" и ее пассажиры коротали время до прилива. Марлоу, любивший рассказывать истории, вновь погрузился в воспоминания.

На этот раз память завела его в Центральную Африку. Экзотические водные пути, опасный промысел - добыча слоновой кости - и загадочный Курц, незаурядная личность, которую Марлоу должен встретить, несмотря на логистические трудности.

Герою предстоит не только совершить трудное и длительное путешествие, но и заглянуть в самое сердце тьмы.

Из всех историй "Тайфун" показался мне сильнее, динамичнее и в то же время интереснее за счет обстановки и персонажей. Эмоционально отстраненный, сдержанный, но предельно честный и прямолинейный капитан на контрасте с экспрессивным первым помощником и красноречивым в письмах к жене старшим механиком оживили эту повесть.

Только "Тайфун" в этом сборнике написан в третьем лице. "Юность" не зацепила как раз из-за стиля повествования. Считаю, что не выражается так высокопарно и художественно сорокадвухлетний моряк, пьющий с друзьями. Не верю, не убедил.

А "Сердце тьмы", самая известная повесть Джозефа Конрада, жемчужина приключенческой литературы начала двадцатого века, оставила после себя довольно мрачное послевкусие, так что мой голос все равно за "Тайфун".