Проснулся неожиданно рано. В 3 утра открыл глаза, в палатке светло, белые ночи как никак. Чувство, что выспался самым полноценным образом. Вылез из палатки в холодное утро, дошел до кустиков и быстро вернулся, уютно завернулся в тёплый спальник и крепко проспал до 7 утра.
В 6 утра начался мелкий дождик, который то усиливался, то совсем стихал. Такой моросящий дождь весьма неприятен, он создаёт повышенную влажность и ощущение холода. Так как я сегодня дежурный, то встал раньше всех. Почти. Саша вчера с нами договорился, что встанет в 5 утра, соберётся, сядет в лодку и поедет на другой берег, погулять по заброшенному посёлку под названием Ногинск. Мы, конечно же, тоже планировали там погулять, но всего полтора-два часа, а Саше, этому неуёмному «Плюшкину», мало. Он хотел побродить по Ногинску часов 5. Вот и отправился ни свет, ни заря в путь.
В 7 утра Саши уже не было. Новое костровище оборудовать я не стал и решил готовить завтрак на печке. Котельников, Рома и Оля ещё спали — ведь на улице дождь, зачем им вылазить из уютного, нагретого спальника, когда такая холодина? Я же под этим моросящим дождём растапливал буржуйку, стоящую прямо по середине поляны, и задавался вопросом о её предназначении, но ответа на него так и не придумал.
Дрова в печи разгорелись, я поставил котёл с кашей и стал ждать. Конечно же я не стоял со скучающим видом около печки, а наоборот постоянно бегал по поляне и собирал дрова. Как известно, дрова греют дважды, когда их собираешь и когда топишь печь. Большая концентрация оных была на крутом склоне берега, ведь именно туда паводком выкидывало десятки смытых, этим же самым паводком, деревьев. Дрова на берегу, как и всякий «плавник», были в идеально сухом состоянии, но вот размер у них был, зачастую, весьма крупный, а у нас пилы нет, только топор маленький. В тайге обычно ветки обломаешь, и этого достаточно для приготовления ужина, а тут «плавник» этот быстро прогорает, да и КПД у печки очень низкий, много тепла просто в трубу вылетает (в буквальном смысле слова).
Намучился я с этой печкой, но завтрак-таки сготовил. Раз Рома с печкой разобрался, то и я смогу — такая у меня была мотивация. Заодно и опыт новый. Котельников потом говорил, что лежал в палатке и слушал, как я дрова собирал да с печкой этой возился. Он всё думал, когда я, наконец, пойму, что КПД у печки низкий и выгоднее костровище нормальное сделать.
К 8:30 завтрак был готов. Пшеничка с халвой и сухофруктами (их я взял у Ромы, так как у него их был избыток, и нужно было съедать их). Халва оказалась отличным наполнителем для таких каш — и вкусно, и сытно.
Вышли на воду только в 11 часов. Долго собирались из-за дождя, который то начинался, то заканчивался. Каждый раз Котельников прекращал сборы и отправлялся в тёплую избушку, мол, нечего барина морозить, лучше подождать пока дождь закончится, и посуху собраться, чем паковаться под дождём. В чём-то, он, конечно, был прав.
После вчерашнего «большого» траверса реки, как с левого на правый берег ребята перегребали целый час и их снесло вниз на 5-7 км, мы переживали о том, успеем ли попасть в Ногинск, ведь он как раз расположен на левом берегу. Но траверс прошел без проблем, не было ни волн, ни ветра, только дождь снова начал капать, но когда уже сидишь в лодке в сухом мембранном костюме, а вещи уложены в гермомешки, то на дождь всё равно.
Ногинск виднелся издалека. Посёлок находился на склоне горы, покрытой тайгой. Было видно, как из этой тайги торчат серые крыши деревянных покосившихся домов. В нашу мрачную, дождливую погоду эти старые развалины домов на фоне всепоглощающей зелёной тайги смотрелись особенно красиво и завораживающе.
Подойдя ближе, мы увидели лодку Саши и самого Саню, который стоял на берегу в ярком цветном дождевике и ждал нас. Рядом с импровизированной пристанью тут же начиналась грунтовая дорога шириной в одну машину. Чуть выше по склону были установлены флагштоки и стела с надписью крупными буквами «НОГИНСК». На самом верху развевались два флага, издалека, почему-то, я принял их за флаги Киргизии и Аргентины. Пока шли на сближение с Ногинском я всё думал, что это за энтузиасты такие, которые вывесили тут флаги этих двух далёких государств, да и с какой целью это было сделано?
Подойдя к берегу, изумился собственной недогадливости! Флаги были вовсе не Аргентины и Киргизии, а Эвенкии и СССР. Флаг Эвенкии очень похож на Аргентинский (бело-голубые оттенки в три горизонтальные полосы), ну а флаг СССР (красное полотнище с золотыми серпом и молотом в левом верхнем углу) действительно, издалека можно принять за флаг Киргизии (такое же красное полотнище с золотым узором в центре флага).
Тут же, прямо на дороге, лежала большая, ярко-белая, наледь. Мы привязали лодки, и стали расспрашивать Сашу, как у него дела. Он нас, конечно же, заждался, но зато, с другой стороны, нагулялся в волю, как никогда не гулял в этом походе. Вообще наш поход, наш график движения, еда, костёр были для Саши, как он сам признался, большой экзотикой.
Саша привык ходить практически без еды, без костров. Поэтому наше трёхразовое питание он и назвал большой экзотикой и невиданным комфортом.
Пока парковали наши пакрафты, Саша вводил нас в курс дела. По его словам, он обошел практически все окрестности и облазил все дома в посёлке, и поэтому теперь знает все самые интересные места и готов их показать. Мы решили полностью довериться Саше и пошли с ним на «экскурсию». Далеко, правда, не ушли, так как тут же забрались на наледь и начали на ней фотографироваться, потом то же самое проделали со стелой «НОГИНСК», ну а что? Знаковое место.
Ногинск был основан ещё в 1859 году и до 1931 года именовался Ольго-Васильевский прииск. Посёлок просуществовал до 2006 года. Вся его жизнь вертелась вокруг добычи графита. До революции 1917 года (то есть во времена Империи) графит добывали открытым способом. Запасы графита в Ногинске были третьими по величине в Советском Союзе. В 1931 году посёлок переименовали в честь революционера В.П. Ногина.
После распада СССР добывать графит стало невыгодно, основной сложностью была транспортировка добытого минерала. Вывоз сырья был доступен в короткие периоды половодья весной и осенью.
Хоть Ногинск и был закрыт только в 2006 году, но почему-то был полон старых советских вещей: пишущие машинки, кассы, наградные и почётные грамоты, телеграммы, книги учёта, ящики, доски почёта и большой плакат у сельсовета с надписью «XXVII съезду КПСС – достойную встречу!». Всё это создавало ощущение, что посёлок закрыли в 1986, а не в 2006.
Интересно, что там, где раньше были улицы, вечная мерзлота оттаяла, и почва превратилась в болото. Застройка посёлка состояла из частных одноэтажных и двухэтажных многоквартирных домов. Частные дома сохранились хуже, у некоторых обвалились крыши, а вот двухэтажки ещё в хорошем состоянии. Все двери естественно открыты, и везде можно пройти посмотреть на то, как жили люди. На некоторых домах висят ещё советские таблички «Дом образцового содержания», во многих домах даже окна целые, хотя внутри всё равно бардак. Повсюду валяются книги, куски обоев, старые банки стеклянные, строительный мусор, гвозди и т.д.
Местные жители нас предупреждали, что в Ногинске часто можно встретить медведей, мол, место такое магическое. Саша раскрыл причину этой магии — он обнаружил разросшиеся, в большом количестве, кусты малины. Этот малинник и притягивал медведей, а не какие-то таинственные силы.
Ближе к берегу Саша нашел узкоколейную железную дорогу, точнее её остатки. Видимо вагонетки поднимали и опускали по этим рельсам с помощью специального привода, он тоже сохранился.
Такие, оставленные людьми места, всегда производят интересное впечатление. Весь наш Север усеян ими: Кадыкчан, Ногинск, Бабкино, Иультин, Угольные Копи, Комсомольский, Майский, Игарка, Воркута и т.д. Но есть такие заброшенные города и на юге, например, Акармара в Абхазии. До Абхазии проще добраться, чем до Эвенкии, поэтому, если вы фанат заброшек, то рекомендую съездить в Абхазию или в Воркуту, а уже потом на Колыму, Чукотку и в Эвенкию.
Из Ногинска вышли в 14:00, пообедали после экскурсии и вышли на воду. За день, в итоге, прошли всего 45 км, зато в Ногинске погуляли. На воде встретили давешних метеорологов, они возвращались домой. Кроме запчастей из Тутончан, они ещё везли старый стол. Его они нашли в Ногинске, куда заехали в обед, сразу после нас. Снова позвали в гости, угостили вяленой рыбой, подсказали две избы для ночёвок: на 245 и 190 км.
Изба на 245 км стоит на правом берегу, в устье реки Нидым (не путайте с Надымом и Нимдэ). Вечером ещё произошел забавный случай — после первой встречи метеорологи заехали в устье притока Тунгуски и встали на пару часов порыбачить, а мы за это время ушли так далеко, что они потом ехали и удивлялись нашей скорости. В итоге мы встретились снова только на 245 км. Тут они подсказали нам место для рыбалки, в устье реки Нидым, а также показали, где точно находится изба. Я думаю, без них мы бы не нашли, ведь с реки её не видно.
Впервые за весь поход наша группа разделилась на воде (не считая Сашиного визита в Ногинск). Я пошел вниз по течению Тунгуски с метеорологами, смотреть, где находится изба, а остальные четверо пошли вверх по течению (оно было слабым и на вёслах можно было подняться довольно-таки высоко) реки Нидым к месту рыбалки. У Котельникова был с собой спиннинг, но раньше мы его не доставали, так как еды было вдоволь, а куда нам ещё и рыбу?
Наша разлука длилась 3 часа. За это время я подумал, что ребята будут ночевать там, а я тут у избы. В саму избу заезжать не стал, просто поставил рядом палатку. На газу сварил себе ужин и стал готовиться ко сну. Общий ужин я не готовил, так как котлы были у Котельникова. Ребята появились в 22:00. Я к этому времени уже почистил зубы и почти лёг спать. Как они меня нашли? Запросто — я специально оставил лодку на берегу, так, чтобы её было видно с воды, мимо они не проплыли бы в любом случае.
Естественно Котельников, вечно молодой и вечно голодный, изволил хотеть, чтобы я приготовил ужин (я же дежурный). Но они сами шарахались, бог знает где, до позднего часу, и я предложил поменяться с ним местами, мол, вы сейчас сами ужин готовьте, а я вам завтра приготовлю. Котельников поворчал, но согласился.
Ребята, пока были без меня, успели сделать следующее. Котельников поймал одну рыбину (длина 20 см), а ещё две у него сорвались. Рома и Оля гуляли вдоль берега, а Саша залез на высокие скалы, которые нависали прямо над рекой Нимдэ. С этих скал, эдаких «Нимдэских столбов», открывался чудеснейший вид на окрестности. Кроме того, ребята попали под сильный дождь (я этот дождь пересидел в избе), и Саша вымок насквозь.
Когда они меня догнали, начали располагаться. Котельников и Оля стали готовить ужин, а Саша просто ходил весь задубевший и мёрз. Я, заранее зная, что ребята приедут уставшие и замёрзшие, заложил дрова в печку и приготовил к розжигу. Поэтому, когда появился задубевший Саша, я тут же, с одной спички, растопил печку, и он отогрелся.
.......................................
Тут я публикую отрывки из своих книг, заказать бумажный вариант вы можете у меня в ВК: vk.com/k.kaskaev или по почте kas.for.work@gmail.com
Список моих книг:
1) «Путеводитель по Горному Алтаю», вышло уже три тиража данной очень полезной книги! Самый толковый и практический путеводитель по Алтаю на данный момент.
2) «Страна двух океанов», 2021. Тираж 1000 экземпляров. Книга о семимесячном путешествии 2016–17 годов по Южной Америке от Колумбии до Ушуайи, а также о трёхмесячном путешествии 2018 года на Чукотку через БАМ, Якутию, Магадан, по реке Колыма.
3) «Азиатский калейдоскоп», 2022, книга о нелегальной работе в Азии в 2018 году (тираж 500 экз.) — личный опыт автора по зарабатыванию денег в Южной Корее и Таиланде. В Корее К. Каськаев работал на заводах и фермах, а также возил «контрабанду», в Таиланде трудился гидом на Пхукете. Очень познавательная и интересная книга.
4) «Эвенкия. 1000 км по Нижней Тунгуске», 2024. Тираж 105 экз. Книга рассказывает о походе по реке Нижняя Тунгуска в Эвенкии в июне 2023 года. Группа состояла из 5 человек: Р. Юрочкин, А. Котельников, А. Чканников, О. Долматова, К. Каськаев. Сплавлялись на ультралегких лодках (пакрафтах), поход длился шестнадцать дней. Эвенкия — это настоящая сибирская глушь, место падения Тунгусского метеорита и географический центр России.
5) «Афганистан, новогоднее путешествие», 2024. Тираж 150 экз (+доп. тираж 150 штук). Книга о новогоднем путешествии 2023-2024 в самую гостеприимную и интересную страну в мире. Как живёт Афганистан под властью террористов-та*и*ов? Что можно посмотреть в стране? Где самый вкусный плов? Как проехать в Индию по земле или объехать Афганистан по кругу автостопом. Ответы на все эти вопросы внутри этой книги.
6) «Плато Путорана», 2025. Каськаев и итальянец Даниэле пересекли плато с запада на восток за 23 дня и ни разу не встретили людей. Большой поход через красивейшие и труднодоступнейшие места России и всей планеты.