Найти в Дзене
Литература для ЕГЭ

А.С. Пушкин «Медный всадник» разбор

Оглавление

Автор — Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

Дата создания — 1833 год (написана во время второй Болдинской осени)

История публикации 

Перед публикацией Николай I внёс в поэму цензурные правки, с которыми Пушкин не согласился. В результате в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения» было напечатано только вступление. Полный текст поэмы впервые увидел свет лишь в 1938 году в академическом издании, выпущенном к столетию со дня смерти поэта. 

Литературное направление — реализм с элементами романтизма

Род — лироэпос

Жанр — поэма

Тема — противостояние человека и стихии, человека и власти

Проблематика — какова роль личности в истории? 

Композиция — линейная

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб

Рифмовка — смешанная. 

Критика и значение 

Из-за цензурных искажений поэма первоначально была встречена сдержанно. Тем не менее, «Петербургская повесть» (таков её подзаголовок) сыграла важную роль в формировании «петербургского мифа», повлиявшего на творчество многих писателей. Строки «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид…» стали культурным символом. 

Исторический и литературный контекст 

Самый разрушительный потоп в истории Петербурга произошёл 7 ноября 1824 года, когда Пушкин находился в Михайловском. Хотя он не был очевидцем событий, поэт глубоко переживал трагедию, называя её «общественным бедствием», особенно затронувшим беднейших жителей. 

Последствия наводнения: 

- Погибло от 200 до 600 человек, многие пропали без вести (как героиня поэмы Параша). 

- Разрушено 462 дома, повреждено 3681. 

- Вода поднялась более чем на 4 метра, затопив большую часть города. 

А. С. Грибоедов, ставший свидетелем катастрофы, писал: 

«В окна вид ужасный: где за час пролегала оживлённая улица, катились ярые волны с рёвом и с пеною, вихри не умолкали <…> хаос, океан, смутное смешение хлябей»

В предисловии к поэме Пушкин ссылается на книгу В. Н. Берха «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге». 

Медный всадник 

Памятник Петру I, созданный Э. Фальконе, установлен на Сенатской площади. Название «Медный всадник» закрепилось за ним благодаря пушкинской поэме. Скульптура стоит на скале, напоминающей волну, что символизирует победу государства над природной стихией. 

-2

Литературный анализ 

1. Жанровое своеобразие 

Пушкин определяет жанр как «петербургская повесть», но по форме это поэма, сочетающая лирические (стихотворная форма, отступления) и эпические (сюжет) элементы. Вступление, воспевающее Петербург, можно рассматривать как оду. 

2. Герои и образы 

Евгений — «маленький человек», бедный чиновник, мечтающий о простом семейном счастье. Его бунт против Медного всадника приводит к безумию и гибели. 

Пётр I — показан двойственно: как великий преобразователь и как «горделивый истукан», равнодушный к судьбам людей. 

Петербург — город контрастов: величественные дворцы и убогие окраины. Он становится активным участником событий, формируя «петербургский миф», повлиявший на Гоголя, Достоевского, Мандельштама и других. 

-3

3. Конфликт 

Основное противостояние — между государственной властью (Пётр I) и «маленьким человеком» (Евгений). Стихия наводнения ассоциируется с народным бунтом, подчёркивая хрупкость человеческой жизни перед лицом истории. 

4. Художественные особенности 

Переносы придают динамику тексту: 

«Евгений за своим добром 
 Не приходил. Он скоро свету 
 Стал чужд…»

Смешение стилей (разговорного и возвышенного) усиливает контраст между властью и народом. 

Образ Невы — олицетворение стихии, сравнимой с «злодеем с свирепой шайкой». 

Перевозчик — аллюзия на Харона, перевозчика душ в загробный мир, предвещающая гибель Параши. 

5. Авторская позиция 

Пушкин признаёт величие государственных свершений, но напоминает о цене, заплаченной «маленькими людьми». Бунт Евгения — предостережение: игнорирование человеческих судеб может привести к катастрофе.