Вот честно, не хотелось мне уподобляться «повесточке» и всячески охаивать опального автора. Ведь не так давно я написала очень комплиментарный отзыв на Дину Рубину. И Гузель Яхина по уровню таланта не менее достойный писатель. Но уровень бреда, постепенно пропитывающий её произведения, просто зашкаливает. Особенно явно это выглядит, когда включаются исторические персонажи и нативное мнение самого автора к заклятым коммунистам и прочее.
Роман "Дети мои" необычайно атмосферный и живой. Описание природы просто граничит с гениальностью. Да, много саморефлексии, где-то чрезмерно затянуто. И все это можно списать на особенный писательский почерк. Но, к сожалению, когда дело касается живых людей и логики, так, увы, не скажешь. С одной стороны, герои прописаны мастерски. Автор не пишет сухим языком детальную характеристику на каждого персонажа, а через словесную вязь, местами как дуновение утреннего ветра, прикосновение теплой волны и мрачная сырость брошенных домов... Дает читателю почувствовать внутренний мир каждого героя. Но если честно, в этом романе я не нашла особо интересных и глубоких персонажей. Главный герой Якоб Бах больше вызывает зудящее раздражение, перекрывающее любое сочувствие, из-за выученной ничтожности и абсолютной оторванности от реального мира. Он влюбился в свою ученицу, лица которой не видел. И после того как она не пережила роды, Якоб окунулся в какое-то отвлеченное самоосмысление, и только на второй день вдруг вспомнил, что чем-то надо накормить осиротевшего младенца. А до этого они, о чем думали? Почему эти два горе-отшельника, зная, что могут рассчитывать только на себя, совершенно не подготовились к родам?
Мне вообще показалось, что Гузель Яхина буквально изгалялась над маленькой Анче с каким-то садистическим смакованием, акцентируя все внимание в угоду её непутёвому папаше. Как автор, будучи самой матерью, может с упоением на несколько страниц описывать внутреннее смятение убогого отшельника? И так, между делом упомянув как само собой разумеющееся, что где-то там в грязном тряпье неизвестно сколько уже часов валяется голодный младенец. Лично моё мнение — это настоящее людоедство, прикрытое эстетикой духовных самокопаний.
Иногда я ловила себя на мысли, что автор не просто не любить детей, а буквально их ненавидеть настолько, что смакуют с детальной образностью детские трупики. А после выдумывает откровенный бред, когда разбушевавшееся толпа из-за религиозного произвола коммунистической власти в ярости накидывается на своих-же детей и... В общем пионеры не выжили. А роман, между прочим, называется «Дети мои».
Но даже это ещё не всё... Не обошлось и без откровенной чернухи. Спасибо, что не был описан сам процесс. Просто даже страшно представить, как бы разошлись эротические фантазии автора, если в конце Гузель Яхина многозначительно добавила, что когда Якоб Бах обнаружил свою сексуально осквернённую группой лиц Клару, она спала с радостной улыбкой на лице.… И этот роман, между прочим, Гузель Яхина посвятила своему дедушке, учителю немецкого языка. «Дастин фантастиш» — одним словом.
Причём у одного из насильников поруганный муж чисто по внешним некомплиментарным признакам определил национальность. Гузель Яхина, не попадайтесь мне на глаза во избежание психологической травмы своего извращённого восприятия. Я молчу про «…широкое лицо, (которое вы определили конкретно калмыцким), узкие глаза под набрякшими веками и неожиданно короткий нос, который придаёт облику что-то животное: не то от летучей мыши, не то от дикой кошки…» Просто окладистая борода мало присуща моей национальности. Усы, щетина — да. А вот окладистая борода, если и встречается, то у смешанных калмыков. Либо у других азиатских национальностей. Вы, кстати, сами не европейской расы. Просто интересно, как госпожа Яхина, в своем воспаленном мозге определяете границы, когда не славянские глаза - это узкие глаза, а маленький нос - неожиданно короткий нос, вызывающий ассоциации с летучей мышью или кошкой. Или данный символизм у вас возникает только с представителями моей национальности?
Интересно вообще, почему все ярые ненавистники России до омерзения страдают на голову. Задрав исподнее, со знанием дела смакуют в мельчайших подробностях сексуальную и некрофилическую тему. Всё лишь бы показать, как же несчастный народ пострадал от советской власти. Даже не хочется представлять, как разойдется их больная и извращенная фантазия, когда они начнут описывать, мучения российского народа наших лет.
И весь этот «чулпанический» бред с либеральной повесткой через многословие образов и пейзажной лирики, словно тот самый незаметный 25 кадр вплетено в это, по сути, талантливое произведение. Кстати, данный роман был написан автором после его нашумевшей Зулейхи, которая открыла глаза. А потом главная героиня одноименного фильма и по совместительству подружка автора, открыла свой рот и в образе юродивой великомученицы пожелала россиянам исправления через лоботомию и пришествия второго Горбачева.
И главное, помните, эти люди утверждают, что они нас "любят". И словно главные мессии почище многих экспертов продолжают диктовать нам и лично президенту Путину, как надо правильно жить и управлять страной.